г. Москва |
|
26 мая 2014 г. |
Дело N А41-45873/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от Домодедовской таможни - Блинков Е.С., представитель по доверенности от 11.11.2013 N 05-10/15506, Бойкина А.В., представитель по доверенности от 09.01.2014 N 05-10/00121, Тихомирова И.В., представитель по доверенности от 03.09.2013 N 05-10/11479,
от ООО "Торговый дом "Царский осетр" - Дьякова М.Н., представитель по доверенности от 01.08.2013 N 12/13, Елизарова В.В., представитель по доверенности от 01.08.2013 N 12/13, Фролова Ю.Ю., представитель по доверенности от 15.08.2013 N 15-08/13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Домодедовской таможни на решение Арбитражного суда Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04.03.2014 по делу N А41-45873/13, принятое судьей Бобриневым, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Царский Осетр" к Домодедовской таможне об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Царский Осетр" (далее - заявитель, общество "Торговый дом "Царский Осетр", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным бездействия Домодедовской таможни (далее - таможня, заинтересованное лицо), выразившегося в непредставлении тарифных преференций в отношении товара, оформленного по декларациям на товары N N 10002010/250412/0018064, 10002010/090612/0025485,10002010/120712/0030729,10002010/140912/0041527 и обязании Домодедовскую таможню предоставить тарифные преференции по данным декларациям на товары.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.03.2014 по делу N А41-45873/13 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Домодедовской таможни, выразившееся в непредставлении тарифных преференций в отношении товаров, оформленных по декларациям на товары N 10002010/250412/0018064, N 10002010/090612/0025485, N 10002010/120712/0030729, N 10002010/140912/0041527 и обязать Домодедовскую таможню предоставить тарифные преференции по данным декларациям на товары (том 2 л.д. 119-123).
Не согласившись с указанным судебным актом, таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило судебный акт отменить.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества "Торговый дом "Царский осетр" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив доводы апелляционной жалобы в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что во исполнение контракта от 05.10.2011 N RU/30217334/050911 обществом "Торговый дом "Царский Осетр" на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар - икра консервированная зернистая сибирского осетра, задекларированная по ДТ NN 10002010/250412/0018064, 10002010/090612/0025485,10002010/120712/0030729,10002010/140912/0041527, страна происхождения - Саудовская Аравия.
В целях подтверждения страны происхождения товаров и обоснованности тарифных преференций общество "Торговый дом "Царский Осетр" предоставило сертификаты о происхождении товаров по форме "А" от 30.05.2012 N 23942, от 26.06.2012 N 27580, от 04.04.2012 N 16945, от 27.08.2012 N 33952.
Поскольку на момент подачи вышеуказанных ДТ у таможни отсутствовали образцы оттисков печатей и подписей должностных лиц компетентных органов Королевства Саудовской Аравии, уполномоченных выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товаров по форме "А", таможенным постом Аэропорт Домодедово (грузовой) приняты решения об отказе в предоставлении тарифных преференций по ДТ N N 10002010/090612/0025485, 10002010/120712/0030729,10002010/250413/0018064,10002010/140912/0041527.
30.05.2013 общество "Торговый дом "Царский Осетр" обратилось в таможенный орган с заявлением N ТДЦО-1/49 (том 1, л.д. 28) о предоставлении тарифных преференций по указанным ДТ приложив решение Арбитражного суда Московской области от 27.09.2012 по делу N А41-34569/12, которым требования таможенного органа о доначислении таможенных платежей в связи с отказом в предоставлении преференции признаны недействительными и отменены, указав, что основанием для предоставления обществу преференций является факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран, пользователей преференций (Саудовская Аравия).
Письмом от 20.06.2013 N 35-01-11/2636 (том 1, л.д. 27) таможенный орган сообщил обществу "Торговый дом "Царский Осетр", что указанное решение суда не является основанием для предоставления таможенных преференций.
Полагая, что бездействие таможенного органа в непредоставлении тарифных преференций является незаконным, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества "Торговый дом "Царский Осетр", суд признал их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба таможни не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требования о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания
соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 3 статьи 63 ТК ТС в отношении товаров, на которые отсутствуют документы, подтверждающие страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, применяются (восстанавливаются) режим предоставления тарифных преференций при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В этом случае уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой 13 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 74 ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе, тарифные преференции.
Пунктом 2 статьи 74 ТК ТС предусмотрено, что тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Вместе с тем, для предоставления тарифных преференций должны быть соблюдены условия, установленные законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Пунктом 3 статьи 58 ТК ТС предусмотрено, что определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.
Согласно Решению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 36 с 01.07.2010 на единой таможенной территории государств - членов таможенного союза для определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран применяется Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 "О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран" (далее - Соглашение от
12.12.2008).
Согласно статье 59 ТК ТС в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Пунктом VII Соглашения от 12.12.2008 установлено, что в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется преференциальный режим, лицо перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А", принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А". Сертификат представляется таможенным органам в напечатанном виде, без исправлений, на русском или английском языках. В сертификате не допускается использование факсимиле подписи лиц, наличие каких-либо подчисток и помарок. Срок действия сертификата-12 месяцев со дня выдачи.
Из материалов дела следует, что таможенные преференции не предоставлены в связи с отсутствием у таможни образцов оттисков печатей и подписей должностных лиц компетентных органов Королевства Саудовской Аравии, уполномоченных выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товаров по форме "А".
Согласно пункту 5 статьи 61 ТК ТС, при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения.
Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
По смыслу положений указанных норм целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, основанием для предоставления преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в Перечень стран - пользователей схемой преференций. Надлежащим образом оформленный сертификат представляет собой достоверное доказательство происхождения товара.
Саудовская Аравия включена в Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, утвержденный Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130.
Между тем, у таможенного органа возникли претензии не к информации о стране происхождения товара, а на отсутствие у него информации о наименованиях, адресах, оттисках печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты.
В соответствии с действующим законодательством тарифные
преференции предоставляются тем товарам, Перечень которых установлен Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130.
Материалами дела подтверждается, что товар, ввезенный по спорным ДТ, относится к товарным группам, входящим в вышеуказанный Перечень.
Данный факт таможенный орган не отрицает и не оспаривает
действительность самого сертификата.
Обществом "Торговый дом "Царский Осетр" в таможенный орган представлены, в том числе декларации - сертификаты о происхождении по форме "А" N N 27580, 23942, 33952, 16946, сертификат по форме "А".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку у таможенного органа отсутствуют претензии к определению страны происхождения товара, соблюдению условий непосредственной поставки товара, заявитель имеет право на предоставление ему тарифных преференций на товары, ввезенныепоДТN N 10002010/250412/0018064,10002010/090612/00254, 10002010/120712/0030729, 10002010/140912/0041527.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на отсутствие у него оснований для предоставления обществу тарифных преференций, в связи с отсутствием информации о наименованиях, адресах, оттисках печатей компетентных органов Королевства Саудовской Аравии, уполномоченных заверять сертификаты на момент обращения общества в Домодедовскую таможню по вопросу восстановления преференциального режима по спорным декларациям: по ДТ N N 10002010/250412/0018064, 10002010/090612/0025485, а также на истечение одного года на момент поступления в таможню образцов оттисков печатей и подписей должностных лиц, уполномоченных органов Королевства Саудовская Аравия; по ДТ 10002010/120712/0030729, заявление подано в установленный законом срок (не позднее одного года с момента регистрации декларации), однако общество не обратилось в установленном порядке с заявлением о восстановлении тарифных преференций по данной декларации; по ДТ N 10002010/140912/0041527 на момент поступления в таможню образцов оттисков печатей и подписей должностных лиц, уполномоченных органов Королевства Саудовская Аравия, не истек один год. Однако, основанием для отказа в предоставлении преференции по данной декларации послужило отсутствие информации о наличии в Евразийской экономической комиссии оттиска печати компетентного органа, уполномоченного заверять сертификаты о происхождении товара формы "А", которым удостоверен сертификаты о происхождении товара от 27.08.2012 N 33952 отклоняется судебной коллегией.
Из материалов дела следует, что при декларировании товаров заявителем в спорных ДТ был заявлен преференциальный режим в графах 36, 44, 47, "В" и представлены сертификаты о происхождении формы "А" N 27580, 23942, 33952, 16945 (соответственно к каждой декларации), происхождения товаров. До выпуска товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой, отказывая в предоставлении тарифных преференций, таможенный орган потребовал скорректировать данные графы, сославшись на отсутствие у него информации о наименованиях, адресах, оттисках печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты.
Таким образом, при декларировании товара и его выпуске таможенным органом, несмотря на наличие документов, подтверждающих страну происхождения товаров и приложенных к поданным таможенным декларациям, не представлены предусмотренные законом преференции.
В соответствии с разделом VII "Документальное свидетельство" Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, являющихся Приложением к Соглашению о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008 (далее - Правила определения происхождения товаров) установлено, что в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А", принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А".
Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.
Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке.
При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на государственный язык.
В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.
При этом, разделом VIII "Административное сотрудничество" Правил определения происхождения товаров определено - Комиссия таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию.
В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара, таможенные или другие уполномоченные органы Сторон могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Сертификат может быть признан недействительным в случаях, если: не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара; имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений; по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных настоящими Правилами.
Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.
Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Соответственно, содержание данного раздела указывает на инициативный порядок действий, подлежащих совершению таможенным органом, направленных на подтверждение либо опровержение сведений заявленных заинтересованным лицом при декларировании товара.
Между тем таможенный орган, имея в своем распоряжении заявление лица о предоставлении преференций, а также документы, свидетельствующие, по мнению заинтересованного лица, о возможности предоставления предусмотренных законом преференций в соответствии с пунктом 29, 30 Порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций, утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы от 02.08.2012 N 1565 (далее - Порядок принятия решений о происхождении товаров), уполномоченное должностное лицо таможни осуществляет проверку документов, подтверждающих страну происхождения товаров, с целью установления достоверности сведений, подлинности и правильности их заполнения и (или) оформления, а также проверяет соблюдение иных условий предоставления тарифных преференций.
В рамках проводимой проверки, уполномоченные должностные лица на основании статьи 98 Таможенного кодекса Таможенного союза вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для принятия решения о возможности восстановления тарифных преференций.
В соответствии с пунктом 26 Порядка принятия решений о происхождении товаров, с целью восстановления тарифных преференций декларант (таможенный представитель) обращается в таможенный орган с заявлением о восстановлении тарифных преференций (далее - Заявление), составленным в произвольной форме.
С целью подтверждения заявленного по данным декларациям преференциального режима перемещения товаров общество неоднократно обращалось в таможню следующими письмами:
от 15.04.2013 - по ДТ N 10002010/250412/0018064;
от 30.05.2013 по ДТ N N 10002010/250412/0018064,
10002010/090612/0025485, 10002010/120712/0030729, 10002010/140912/0041527; от 03.09.2013 и 12.09.2013 по ДТN 10002010/140912/0041527.
Поскольку спорные сертификаты о происхождении товаров первично представлялись в таможенный орган в момент регистрации деклараций, а затем повторно при обращении с вышеуказанными письмами, неосновательно утверждение таможенного органа о несоблюдении обществом годичного срока, отведенного законом на реализацию права на предоставление преференции.
При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 61 ТК ТС предусмотрено, что при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
Согласно разделу VIII "Административное сотрудничество" Правил определения происхождения товаров, в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара, таможенные или другие уполномоченные органы сторон могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Таким образом, на уполномоченный таможенный орган возлагаются функциональные обязанности по подтверждению или опровержению сведений, указывающих на правомерность предоставления обществу преференций в отношении конкретного товара.
Какие-либо документы, подтверждающие совершение таможенным органом соответствующих действий, направленных на устранение возникших сомнений относительности правомочий лица заверившего, представленные таможенному органу сертификаты о происхождении товаров в материалы дела не представлено.
Поскольку позиция таможенного органа по настоящему делу сведена к констатации факта отсутствия в распоряжении оттисков печатей, проставленных в спорных сертификатах о происхождении товара, данное обстоятельство свидетельствует о бездействии таможенного органа и непринятии мер к установлению обстоятельств дела в рамках реализации полномочий, возложенных на таможенные органы, в частности посредством взаимодействия с уполномоченными органами иностранных государств.
В материалы представлены документы, свидетельствующие о заверении представленных при таможенном декларировании сертификатов о происхождении товаров уполномоченным органом иностранного государства.
Данные сведения поступили в Домодедовскую таможню 24.06.2013 письмом ФТС России N 22-126/25333дсп.
Довод таможенного органа об отсутствии по ДТ N 10002010/140912/0041527 информации о наличии в Евразийской экономической комиссии оттиска печати компетентного органа, уполномоченного заверять сертификаты о происхождении товара формы "А", которым удостоверен сертификат о происхождении товара от 27.08.2012 N 33952, как отдельного юридического события декларирования, несостоятелен и противоречит обстоятельствам дела.
Из материалов дела усматривается, что рассматриваемые в рамках настоящего дела сертификаты, подписаны одним и тем же должностным лицом.
Таким образом, является документально подтвержденным факт визирования и проставления в спорных сертификатах о происхождении товара уполномоченным лицом иностранного государства оттисков соответствующих печатей.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы таможни, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 4 марта 2014 года по делу N А41-45873/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45873/2013
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4218/14
04.03.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-45873/13