город Омск |
|
28 мая 2014 г. |
Дело N А46-15417/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бирюля К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3226/2014) бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска "Центр развития ребенка - детский сад N 100" на решение Арбитражного суда Омской области от 25 февраля 2014 года по делу N А46-15417/2013 (судья Гущин А.И.), принятое по иску открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ОГРН 1045507037344; ИНН 5504097128; место нахождения: г. Омск, ул. Маяковского, 2) к бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Омска "Центр развития ребенка - детский сад N 100" об урегулировании разногласий при заключении договора,
при участии в судебном заседании:
от бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска "Центр развития ребенка - детский сад N 100" - заведующей Лисниковой Н.В. согласно приказу N 413-кр от 05.08.2013,
от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - представителя Герцевой А.А. по доверенности N 15/322 от 31.12.2013 сроком действия по 31.12.2014,
установил:
открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Омска "Центр развития ребенка - детский сад N 100" (далее - учреждение, ответчик) об урегулировании разногласий при заключении единого договора N 43347 холодного водоснабжения и водоотведения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.02.2014 по делу N А46-15417/2013 исковые требования удовлетворены. Спорные пункты 7, 8, 54, 59 договора N 43347 изложены в редакции ОАО "ОмскВодоканал". Пункт 7 принят в следующей редакции: "Оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на техническую воду и (либо) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При установлении организации водопроводно-канализационного хозяйства двуставочных тарифов указывается размер подключения нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения. Тариф на холодную (питьевую) воду, установленный на дату заключения настоящего договора, - 12,77 руб. (без НДС)/куб.м. (без НДС) для прочих потребителей. Тариф на холодную (питьевую) воду, установленный на дату заключения настоящего договора - 15,07 руб. (с НДС)/куб.м. (с НДС) для населения. Тариф на холодную (техническую) воду, установленный на дату заключения настоящего договора, - 3,30 руб. (без НДС)/куб.м. (без НДС). Тариф на водоотведение, установленный на дату заключения настоящего договора, - 10,45 руб. (без НДС)/куб.м. (без НДС) - для потребителей. Тариф на водоотведение, установленный на дату заключения настоящего договора, - 12,33 руб. (с НДС)/куб.м. (без НДС) - для населения. Надбавка к тарифу на услуги водоснабжения - 0,41 руб. за 1 куб.м. (без НДС). Надбавка к тарифу на услуги водоотведения - 1,03 руб. за 1 куб.м. (без НДС).". Пункт 8 принят в следующей редакции: "Расчетный период, установленный настоящим договором, равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства." Пункт 54 принят в следующей редакции: "В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки." Пункт 59 принять в следующей редакции: "Настоящий договор считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.". Этим же решением с учреждения в пользу ОАО "ОмскВодоканал" взыскано 4 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение указывает, что судом первой инстанции не учтены нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (часть 2 статьи 9), действующего на момент подачи искового заявления, а также вступившего в действие с 01.01.2014 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Ссылается на то, что в предложенном истцом едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения отсутствует условие о цене договора (пункт 7 договора), в пункте 54 договора предложена ответственность, отличная от ответственности, указанной в Законе N 44-ФЗ (п. 5 статьи 34).
ОАО "ОмскВодоканал" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель учреждения поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель ОАО "ОмскВодоканал" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "ОмскВодоканал" с сопроводительным письмом от 17.10.2013 N 17091/2013 направило ответчику для подписания проект единого договора N 43347 холодного водоснабжения и водоотведения с приложениями (л.д. 13-27).
Учреждение с сопроводительным письмом от 20.10.2013 N Исх.-ДО/11010 направило в адрес истца протокол разногласий к вышеуказанному договору, в ответ на который ОАО "ОмскВодоканал" письмом от 07.11.2013 N 19412/12 направило ответчику протокол согласования разногласий, на который получил возражения от 02.12.2013 N 67 (л.д. 28-42).
Поскольку в ходе заключения единого договора N 43347 холодного водоснабжения и водоотведения стороны не смогли урегулировать разногласия по пунктам 7, 8, 54, 59 договора, ОАО "ОмскВодоканал" обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующие обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
По правилам части 2 статьи 445 ГК РФ, в случаях не достижения соглашения между контрагентами в отношении редакции определенных условий договора, составляется протокол разногласий, подлежащий дальнейшему согласованию.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Принимая определенную редакцию несогласованных сторонами пунктов договора, суд должен руководствоваться надлежащей нормативно-правовой базой.
Договор N 43347 холодного водоснабжения и водоотведения в силу части 1 статьи 426 ГК РФ является публичным договором, в связи с чем условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (часть 2 статьи 426 ГК РФ).
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ); Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Постановление N 167); Постановлениями Правительства РФ от 29.07.2013 NN 644, 645 "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые Акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 644) и "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 645).
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с частью 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Как указано выше, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (часть 1 статьи 422 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения (договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В силу статьи 1 Закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, в том числе бюджетным учреждением.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
ОАО "Водоканал" оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению и является единственным лицом к сетям, которого возможно осуществить технологическое присоединение сетей водоснабжения и водоотведения учреждения.
В силу части 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
На основании части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения, в том числе тарифного метода.
Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги (часть 8 статьи 22 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.
Пункт 7 спорного договора принятый судом в редакции истца, содержит указание на оплату абонентом по договору по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на техническую воду и (либо) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что тарифы, указанные в редакции рассматриваемого пункта договора, принятой судом, с учетом сведений о режиме подачи холодной воды (приложение N 3 к договору, л.д. 24), режиме приема сточных вод (приложение N 4 к договору, л.д. 25), сведений о нормативах по объему отводимых в централизованную систему сточных вод (приложение N 7 к договору, л.д. 27), позволяют рассчитать цену контракта.
При этом редакция пункта 7 спорного договора, предложенная ответчиком (л.д. 29): "Сумма, уплачиваемая абонентом по настоящему договору (с НДС) на 2013 год в соответствии с действующими тарифами и надбавками к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения составляет 60 000 руб. Оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (либо) водоотведение", расчет и обоснование цены контракта не содержит.
В соответствии с пунктом 8 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением N 645 расчетный период, установленный настоящим договором, равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду в объеме потребленной холодной воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 66 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением N 645).
Согласно пункту 71 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением N 645, договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
Принятие судом пунктов 8, 54, 59 спорного договора в редакции ОАО "ОмскВодоканал", соответствующей положениям единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением N 645, нормам Закона N 44-ФЗ не противоречит.
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Учитывая, что ответчику была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, с него в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2 000 руб.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 25 февраля 2014 года по делу N А46-15417/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска "Центр развития ребенка - детский сад N 100" (ОГРН 1025501178416; ИНН 5505027324; место нахождения: г. Омск, бульвар Архитекторов, 8, 2) в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
А. Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15417/2013
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3226/14
25.02.2014 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-15417/13