г. Москва |
|
22 мая 2014 г. |
Дело N А41-59786/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Московской железной дороги - Бубнова А.А., представитель по доверенности от 25.03.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на решение Арбитражного суда Московской области от 17.02.2014 по делу N А41-59786/13, принятое судьей Закутской С.А., по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - управление) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 20.06.2013 N 61/002/2013-276 об отказе в государственной регистрации права собственности общества "РЖД" на объект недвижимого имущества - железнодорожный путь, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский муниципальный район, сельское поселение Тарасовская, поселок Лесные поляны, станция Зеленый Бор, ПК-289+90,20-ПК-307+25,40, литера 14.9, обязании зарегистрировать право собственности.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.02.2014 по делу N А41-59786/13 заявленные требования удовлетворены (л.д. 93-97).
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя управления, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
В судебном заседании представитель общества "РЖД" возражал против доводов жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Повторно исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества "РЖД", проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, 17.01.2013 общество "РЖД" обратилось в управление с заявлением N 61/022/2013-276 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - железнодорожный путь, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский муниципальный район, сельское поселение Тарасовская, поселок Лесные поляны, станция Зеленый Бор, ПК-289+90,20-ПК-307+25,40, литера 14.9.
Уведомлениями от 05.02.2013 управление на основании пунктов 1, 3 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) приостановило государственную регистрацию права собственности (л.д. 76-78).
Поскольку причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации не были устранены, управление 20.06.2013 вынесло решение N 61/002/2013-276 об отказе в государственной регистрации права собственности на основании пункта 1.2 статьи 20 Закона о регистрации (л.д. 9-11).
В обоснование данного решения управление указало на то, что в предоставленном на государственную регистрацию кадастровом паспорте отсутствует кадастровый номер объекта, который в соответствии с действующим законодательством присваивается органом кадастрового учета при внесении сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, а значит, по мнению управления, он считается не учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Ссылаясь на незаконность данного решения, несоответствие его требованиям действующего законодательства, общество "РЖД" обратилось в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности решения управления от 20.06.2013 N 61/002/2013-276 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с положениями статей 16 - 18 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Как следует из имеющихся в материалах дела документов, в том числе свидетельства о государственной регистрации права от 17.03.2008 серии АА N 004911 обществу "РЖД" на праве собственности принадлежит Сооружение производственно-технологический комплекс Московско-Ярославской дистанции пути, назначение: производственное, в состав которого под номером 56 значится "земляное полотно ст.Зеленый бор", лит. 14.9 (старая 19.72) и под номером 85 "Верх.Строен. пути ст. Зеленый Бор" лит. 14.9 (старая 19.104) входит спорный объект (л.д. 12-14).
Следовательно, выделяемый объект был ранее включен в состав сооружения - производственно-технологический комплекс Московско-Ярославской дистанции пути и был зарегистрирован в составе СПТК Московско-Ярославская дистанция пути, о чем 23.03.2004 сделана соответствующая запись регистрации N 77-01/30-908/2003-657 и справке ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 18.11.2008 N Ф77/06-11/3487 (л.д. 15, 16).
В соответствии с решением общества "РЖД" от 14.01.2013 N 17МОСК-2 о выделении объектов недвижимого имущества из состава сооружения - производственно-технологического комплекса Московско-Ярославской дистанции пути в отдельный объект недвижимого имущества выделен, в том числе, спорный объект - железнодорожный путь, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский муниципальный район, сельское поселение Тарасовская, поселок Лесные поляны, станция Зеленый Бор, ПК-289+90,20-ПК-307+25,40, литера 14.9 (л.д. 19-28).
Таким образом, данное решение общества "РЖД" явилось основанием для государственной регистрации права в рассматриваемом деле.
При этом представленный заявителем на государственную регистрацию кадастровый паспорт от 2008 года на спорный объект недвижимости (железнодорожный путь) (л.д. 17-19, 83-84), не содержит кадастровый номер заявленного к регистрации объекта, который в соответствии с действующим законодательством присваиваются органом кадастрового учета при внесении сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, но при этом имеет инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер).
Как указывает управление, согласно положениям пункта 3 статьи 12 Закона о регистрации разделы ЕГРП, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в ЕГРП государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Законом о кадастре его государственного учета.
Между тем в том же пункте статьи 12 Закона о регистрации содержится норма о том, что в случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 43 Закона о кадастре до 01.01.2013 устанавливается переходный период применения Законом о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В переходный период положения Закона о кадастре не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещение объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда.
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета.
В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости.
В данном случае БТИ (ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"), которым составлен кадастровый паспорт на спорный объект недвижимости 11.11.2008 (то есть до 01.01.2013), представленный обществом "РЖД" на государственную регистрацию, является одним из органов технического учета в Московской области.
Следовательно, этот объект недвижимости прошел процедуру технического (государственного) учета в установленном законодательством порядке, действовавшим на тот момент.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона о кадастре, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с этим Законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В срок до 01.01.2013 органы по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения, государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 Закона о кадастре, с учетом определенных этой статьей Закона особенностей.
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", в соответствии с которым на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в срок до 01.01.2013 возложена обязанность обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера.
В соответствии с пунктом 4 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих указанные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется органом кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 Порядка источниками для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе, технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
В соответствии с пунктом 7 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости сопровождается присвоением такому объекту кадастрового номера в соответствии с порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, установленным Минэкономразвития России в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктами 8, 12 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется на основании переданных организациями технического учета копий технических паспортов объектов технического учета в орган кадастрового учета по его письменному запросу. В целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учета изначально направляет письменный запрос в организацию технической инвентаризации о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта. Копии технических паспортов объектов технического учета передаются организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством указанный объект недвижимости является учтенным. Отсутствие кадастрового номера в кадастровом паспорте объекта недвижимости свидетельствует лишь о том, что сведения об объекте недвижимости на момент получения кадастрового паспорта не внесены в ГКН, а не о том, что объект недвижимости считается неучтенным в соответствии с Законом о кадастре.
Исходя из приведенных положений статьи 20 Закона о регистрации отсутствие кадастрового номера в кадастровом паспорте объекта недвижимости в рассматриваемом случае не могло являться основанием для отказа в государственной регистрации права на квартиру.
Согласно части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности решения управления от 20.06.2013 N 61/002/2013-276 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2014 года по делу N А41-59786/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-59786/2013
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4347/14
17.02.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-59786/13