г. Тула |
|
28 мая 2014 г. |
Дело N А09-3317/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.05.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Волковой Ю.А. и Тучковой О.Г. (произведена замена судьи Рыжовой Е.В. распоряжением от 23.04.2014), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Давыдовой Л.С., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Русинвест" (г. Брянск, ОГРН 1103256004906, ИНН 3250519122) - Супруна А.А. (доверенность от 11.03.2013), от заинтересованного лица - управления имущественных отношений Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1093254008858, ИНН 3250512568) - Блажко В.А. (доверенность от 31.12.2013 N 01-18795), в отсутствие представителей третьих лиц: Брянской городской администрации, управления по строительству и развитию территории города Брянска, управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления имущественных отношений Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 30.12.2013 по делу N А09-3317/2013 (судья Петрунин С.М.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Русинвест" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к управлению имущественных отношений Брянской области (далее - управление) о признании незаконным отказа от 23.01.2013 N 34-735 в предоставлении земельных участков: - земельный участок примерным размером 1840 кв. м, для строительства многоквартирного многоэтажного жилого дома, расположенный по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, ул. Куйбышева около дома 103, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0014631; - земельный участок примерным размером 581 кв. м, для строительства торгового центра, расположенный по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, улица Ухтомского около дома 5, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0014814; - земельный участок примерным размером 795 кв. м, для строительства многофункционального нежилого здания, расположенный по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, улица Литейная около дома 114/17, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0011002; - земельный участок примерным размером 27 кв. м, для строительства отдельно стоящего объекта торговли, расположенный по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, ул. Литейная около дома N 68, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0012011; - земельный участок примерным размером 87 кв. м, для строительства отдельно стоящего объекта торговли, расположенный по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, ул. Литейная около дома N 74, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0012002; - земельный участок примерным размером 224 кв. м, для строительства отдельно стоящего объекта торговли, расположенный по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, ул. Донбасская около дома N 61, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0012001; - земельный участок примерным размером 375 кв. м, для строительства отдельно стоящего объекта торговли, расположенный по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, улица 3-го Интернационала около дома 18, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0014734; - земельный участок примерным размером 586 кв. м, для строительства торгового центра, расположенный по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, улица 3-го Интернационала около дома 14, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0015006; - земельный участок примерным размером 268 кв. м, для строительства отдельно стоящего объекта торговли, расположенный по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, ул. 3-го Интернационала около дома 18, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0014734; - земельный участок примерным размером 547 кв. м, для строительства отдельно стоящего объекта торговли, расположенный по адресу: г. Брянск. Бежицкий район, ул. Камозина около дома 46, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0015005; - земельный участок примерным размером 1211 кв. м, для строительства торгового центра, расположенный по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, м-н Московский около дома 45, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0015501; - земельный участок примерным размером 624 кв. м, для строительства отдельно стоящего объекта торговли, расположенный по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, ул. Медведева около дома 5, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0014716; - земельный участок примерным размером 409 кв. м, для строительства объекта торговли, расположенный по адресу: г. Брянск, Володарский район, ул. Чернышевского и 2-ая Мичурина, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0021521; - земельный участок примерным размером 492 кв. м, для строительства отдельно стоящего объекта торговли, расположенный по адресу: г. Брянск, Володарский район, ул. Чернышевского около дома 19, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0021601; - земельный участок примерным размером 360 кв. м, для строительства отдельно стоящего объекта торговли, расположенный по адресу: г. Брянск, Володарский район, ул. Чернышевского около дома 19, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0021601; - земельный участок примерным размером 1117 кв. м, для строительства торгового центра, расположенный по адресу: г. Брянск, Фокинский район, улица Белорусская около дома 52, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0042006; - земельный участок примерным размером 42 кв. м, для строительства отдельно стоящего объекта торговли, расположенный по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Красноармейская около дома N 170, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0031101; - земельный участок примерным размером 149 кв. м, для строительства отдельно стоящего объекта торговли, расположенный по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Красноармейская около дома N 170, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0031101, с предварительным согласованием места размещения объекта и обязании управления имущественных отношений Брянской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Русинвест" путем обеспечения выбора указанных земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта путем оформления актов выбора земельных участков. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Брянская городская администрация, управление по строительству и развитию территории города Брянска, управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации. |
Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 21.05.2014.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, общество 04.04.2012 обратилось в управление с заявлениями о выборе земельных участков и предварительном согласовании мест размещения объектов в аренду сроком на три года. Письмом от 23.01.2013 N 34-735 управление отказало заявителю в предоставлении испрашиваемых земельных участков, сославшись на письмо Брянской городской администрации от 29.12.2012 N 7/28-2737. Полагая, что отказ управления, выраженный в письме от 23.01.2013N 34-735, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением. Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования общества являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. С таким решением суд апелляционной инстанции не может согласиться ввиду следующего. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. Как следует из материалов дела, земельный участок примерным размером 1840 кв. м, испрашивался обществом для строительства многоквартирного многоэтажного жилого дома, расположенный по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, ул. Куйбышева около дома 103, кадастровый номер кадастрового квартала 32:28:0014631. Следовательно, заявление общества о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта неправомерно, а значит, отказ управления в предварительном согласовании места размещения объекта является законным и обоснованным, решение суда в этой части подлежащим отмене. Что касается иных земельных участков, то суд апелляционной инстанции отмечает следующее. Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 ЗК РФ). Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта регулируется статьями 30, 31, 32 ЗК РФ. Статьей 30 ЗК РФ регламентируется порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные статьей 29 этого Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В пунктах 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Из анализа указанных правовых норм следует, что решение вопросов, связанных с определением местоположения земельного участка, установлением характеристик заявленного к строительству объекта недвижимости, выбора вариантов его размещения на испрашиваемом земельном участке, относится к полномочиям органа местного самоуправления. Таким образом, отказ в предварительном согласовании места размещения объекта строительства может быть принят уполномоченным органом только после получения от органа местного самоуправления сведений об отсутствии вариантов размещения объекта, либо о запрете строительства такого объекта на испрашиваемой территории. Исполнительный орган государственной власти принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Постановлением администрации Брянской области от 30.10.2006 N 641 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска, пунктом 2.3.1 которого определено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в управление с соответствующим заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок, технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Согласно пункту 2.3.2 Порядка управление направляет копию заявления с приложением необходимых документов в Брянскую городскую администрацию, которая обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, и направляет в управление с указанием видов разрешенного использования и иной необходимой информацией. Таким образом, алгоритм действий с учетом положений статьи 31 ЗК РФ предусматривает, что именно орган местного самоуправления (Брянская городская администрация) определяет возможность формирования земельного участка для испрашиваемых целей. Как следует из материалов дела, во исполнение требований ЗК РФ и Порядка управление направило соответствующее обращение в орган местного самоуправления - Брянскую городскую администрацию, которая, реализовав свои полномочия, указала на невозможность выбора спорных земельных участков по причинам, изложенным в письме от 29.12.2012 N 7/28-2737 (т. 1, л. 29 - 31). Поскольку уполномоченным органом получен ответ от органа местного самоуправления о невозможности строительства объектов торговли на испрашиваемых территориях без предоставления акта выбора земельных участков, то у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, а значит, обжалуемый отказ в размещении объекта следует признать законным и обоснованным. В связи со сказанным при наличии установленных по делу обстоятельств отказ управления принят в соответствии с действующим земельным законодательством, а значит, решение суда нельзя признать законным и обоснованным. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13.08.2013 по делу N А62-1290/2012. Кроме того, апелляционный суд отмечает, что, как усматривается из заявления общества, поданного в арбитражный суд (т. 1, л. 18 - 19), в качестве устранения допущенного нарушения своих прав и законных интересов оно просит обязать управление обеспечить выбор земельных участков. Таким образом, фактически общество претендует на получение акта выбора земельного участка, который в соответствии с земельным законодательством на основе результатов выбора земельного участка оформляется актом о выборе земельного участка. Следовательно, такое требование по отношению к заявленному обществом ответчику - управлению - нельзя признать правильным ввиду того, что последнее в силу установленного порядка вправе на основании акта выбора органа местного самоуправления только принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее направленный в его адрес акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка. Поскольку оспариваемое решение управления принято в соответствии с законом, а следовательно, отсутствует одно из необходимых условий для удовлетворения заявленных требований, то решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований общества. Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 30.12.2013 по делу N А09-3317/2013 отменить. В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Русинвест" требований о признании незаконным отказа управления имущественных отношений Брянской области от 23.01.2013 N 34-735 в предоставлении земельных участков отказать. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
|
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-3317/2013
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2595/14
09.07.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2401/15
10.03.2015 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-3317/13
25.08.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2595/14
28.05.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-954/14
30.12.2013 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-3317/13
26.04.2013 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-3317/13