г. Москва |
|
28 мая 2014 г. |
N А40-133610/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Яковлевой Л.Г., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела N 20 Территориального управления N 3 Государственного административно-технического надзора Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2014 по делу N А40-133610/13, принятое судьей Блинниковой И.А. (шифр судьи 120-834),
по заявлению Территориального отдела N 20 Территориального управления N 3 Государственного административно-технического надзора Московской области (140501, Московская область, г. Луховицы, ул. Пушкина, д. 132)
к Управлению Федерального казначейства по Московской области (115114, г. Москва, ул. Дербеневская, д. 5)
третье лицо: Администрация городского поселения Луховицы
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Гринько С.А. по доверенности N 48-04-20/23 от 27.12.2013; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ТО N 20 Госадмтехнадзора МО с заявлением о признании незаконным решения УФК по Московской области от 25.03.2013 г. N 48-17-15/18-4171 о возвращении без исполнения постановления по делу об административном правонарушении от 20.04.2012 г. N 20/126/37.
В качестве третьего лица привлечена Администрация городского поселения Луховицы.
Решением суда от 23.01.2014 заявление оставлено без удовлетворения. При этом суд исходил из того, что каких-либо нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации Управлением допущено не было.
С решением суда не согласился заявитель - Территориальный отдел N 20 Территориального управления N 3 Государственного административно-технического надзора Московской области и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что постановление административного органа о назначении административного наказания администрации городского поселения Луховицы является исполнительным документом, который в соответствии со ст. 242.3-242 БК РФ, подлежит направлению для исполнения в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Представители заявителя и третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Территориальный отдел N 20 Госадмтехнадзора Московской области постановлением по делу об административном правонарушении от 20 апреля 2011 г. N 20/126/37 привлек администрацию городского поселения Луховицы к административной ответственности, предусмотренной ст. 22 п. 1 Закона Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-03 "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области в виде административного штрафа в размере 55 000 руб., которое направлено заявителем в отдел по Луховицкому муниципальному району Управления Федерального Казначейства по Московской области для принудительного взыскания штрафа с администрации городского поселения Луховицы.
Письмом от 25.03.2013N 48-17-15/18-4171 казначейство возвратило инспекции постановление об административном взыскании N 20/126/37 без исполнения, указав на отсутствие у него возможности исполнить данный документ в связи с требованиями п. 1 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии с Положением "О Федеральном казначействе" утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Бюджетным кодексом Российской Федерации, и Положением о Межрегиональном операционном Управлении Федерального казначейства, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 17.05.2011 N185 (далее - Положение) Межрегиональное операционное УФК является самостоятельным юридическим лицом и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства. Межрегиональное операционное УФК является межрегиональным территориальным органом Федерального казначейства, осуществляющим свою деятельность в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее - главные администраторы средств федерального бюджета), финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 БК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Доводы заявителя о том, что постановление административного органа о назначении административного наказания администрации городского поселения Луховицы является исполнительным документом, который в соответствии со ст. 242.3-242 БК РФ, подлежит направлению для исполнения в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов не принимаются судом апелляционной инстанции.
Как правильно установлено судом первой инстанции в соответствии со ст.12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - 229-ФЗ), постановление по делу об административном правонарушении, является самостоятельным видом исполнительных документов. При этом статьей 242.1 БК РФ установлены виды исполнительных документов, на основании которых производится обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и такой вид исполнительного документа, как постановление по делам об административных правонарушениях отсутствует.
Таким образом, органами Федерального казначейства организуется процедура исполнения судебного акта, а не исполнительного листа. Постановление по делам об административном правонарушении, хотя и является исполнительным документом, однако не является документом, на основании которого производится обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации соответствии с главой 24.1 БК РФ.
В соответствии со статьей 166.1 БК РФ у Федерального казначейств отсутствуют полномочия по взысканию административных штрафов с получателя бюджетных средств по делам об административных правонарушениях.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства отказа в возбуждении исполнительного производства в виду отсутствия у лица, привлеченного к административной ответственности, расчетных счетов в Банке России или иных кредитных учреждениях, а также не представлены доказательства отсутствия у лица, привлеченного к административной ответственности, расчетных счетов в Банке России или иных кредитных учреждениях.
Кроме того, согласно письму Федеральной службы судебных приставов с 01.07.2011 N 12/01-15834-ТИ "О механизме действий при исполнении требований исполнительных документов, вынесенных во внесудебном порядке, исполнение которых требует обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной систем Российской Федерации" при неисполнении должником - казенным учреждением требований данных исполнительных документов, вынесенных во внесудебном порядке, при отсутствии у такого должника счетов, открытых ему в учреждении Банка России или в кредитной организации, а также при отсутствии (недостаточности) на указанных счетах денежных средств, судебный пристав - исполнитель выносит требование об обязании руководителя казенного учреждения представить в органы Федерального казначейства постановление судебного пристава-исполнителя (уполномоченного органа), подтверждающее возникновение денежных обязательств, вместе с заявкой на кассовый расход. В соответствии с Порядком взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений, утвержденного приказом Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства от 30.09.2013 N 308/218 "Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений" судебный пристав-исполнитель в соответствии со статьей 64 Закона N 229-ФЗ выносит постановление, обязывающее бюджетное или автономное учреждение представить в территориальный орган Федерального казначейства платежный документ для перечисления взыскателю денежных средств по исполнительному документу, находящемуся на исполнении у судебного пристава-исполнителя.
Таким образом, основания для признания незаконным решения УФК по Московской области от 25.03.2013 г. N 48-17-15/18-4171 о возвращении без исполнения постановления по делу об административном правонарушении от 20.04.2012 г. N 20/126/37 в соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2014 по делу N А40-133610/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-133610/2013
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10854/14
18.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4666/14
22.01.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-133610/13