г. Самара |
|
05 июня 2014 г. |
А65-30661/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 марта 2014 года по делу N А65-30661/2013 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО" (ОГРН 1091690016417, ИНН 1655174860), Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г.Казани, Республика Татарстан, г.Казань,
к Управлению Федеральной налоговой службы Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконными решений N 21934 от 23.09.2013, N 21404 от 10.12.2013, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Булко" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району города Казани, а также к Управлению Федеральной налоговой службы Республики Татарстан (далее - ответчики) о признании незаконным решения N 21934 от 23.09.2013, о признании незаконным решения N 21404 от 10.12.2013, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 марта 2014 года заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району города Казани Республики Татарстан N 21934 от 23.09.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 925 323,50 руб., а также соответствующих сумм штрафа. Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району города Казани Республики Татарстан вменено в обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Производственное объединение "БУЛКО". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. В части оспаривания решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району города Казани Республики Татарстан N 21404 от 10.12.2013 года производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой на принятое решение суда, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.03.2014 в части отказа в удовлетворении заявления общества отменить, и вынести в данной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает на правомерность произведенного им расчета земельного налога за 2012 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РТ от 23.05.2012 по делу N А65-34237/2011.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение суда подлежит изменению.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:200214:0016, площадью 31 515 кв.м, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Хлебозаводская, д. 7Б.
Обществом з в налоговый орган была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с суммой к уплате в размере 262173 руб. руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной 42979145 руб., установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РТ от 23.05.2012 по делу N А65-34237/2011. В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
Поскольку согласно данным, полученным налоговым органом от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии" по Республике Татарстан, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:200214:0016 по состоянию на 1 января 2012 года составила 303384820 руб., налоговый орган пришел к выводу о занижении обществом налоговой базы.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2012 году земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010, а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 12.08.2013.
На основании акта проверки и представленных обществом возражений, налоговым органом принято решение от 23.09.2013 N 21934 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением заявителю доначислен земельный налог в размере 1 588 474 руб., начислены пени в сумме 123 411,56 руб. а также общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 286 698,25 руб. (л.д.13-18).
Налоговый орган считает, что поскольку изменения в кадастр недвижимости в отношении спорного земельного участка внесены в 2012 году, измененную кадастровую стоимость следует применять с 01.01.2013 года
Заявитель, не согласившись с выводами инспекции, обратился в Управление ФНС по Республике Татарстан с жалобой, решением Управления ФНС по Республике Татарстан от 17.12.2013 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения (л.д.58).
Считая, что решение ответчика нарушает права и интересы Общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, оно обратилось в арбитражный суд.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2012 по делу N А65-34237/2011 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:200214:0016 в размере 42 979 145 руб. с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-34237/2011 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2012 внесена в кадастр 29.06.2012.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:200214:0016, принадлежащего обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12, постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014 по делу А65-18164/2013.
Соответственно позиция налогоплательщика, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2013 года может быть применена с начала налогового периода 2012 года, основана на неправильном применении норм материального права. Соответствующие доводы апелляционной жалобы Общества подлежат отклонению.
Также по изложенным выше основаниям не может быть принята во внимание и позиция налогового органа, изложенная обжалуемом решении Инспекции, что для целей исчисления земельного налога должна применяться кадастровая стоимость земельного участка на 01 января года, следующего за годом, в котором были внесены изменения в государственный кадастр недвижимости и в данном случае, измененную кадастровую стоимость следует применять с 01.01.2013 года.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Инспекцией ФНС России по Московскому району г.Казани представлен расчет земельного налога за 2012 год, с учетом применения измененной кадастровой стоимости спорного земельного участка с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости (л.д.54).
Согласно указанному расчету сумма земельного налога за 2012 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:200214:0016 составляет 1056410 руб.
Проверив указанный расчет, суд апелляционной инстанции признает его верным.
Однако, при определении судом первой инстанции конкретного размера земельного налога за 2012 год, подлежащего уплате в бюджет заявителем, судом выполнен неверный расчет и, в силу этого, размер земельного налога за 2012 год, подлежащего уплате, в решении суда отражен неверно.
Согласно представленного расчета земельного налога за 2012 год (с учетом применения измененной кадастровой стоимости спорного земельного участка с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости), сумма земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, с учетом позиции, изложенной выше, по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:200214:0016 составляет 1 056 410 руб.
При этом, в расчете общая сумма налога, подлежащего уплате, сложилась из:
1) суммы налога подлежащей исчислению с 01.01.2012 по 30.06.2012 исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010 N 1102, составляющей 925 323,70 руб.
2) и суммы налога, подлежащей исчислению с 01.07.2012 по 31.12.2012 исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда РТ от 23.05.2012 по делу N А65-34237/2011 составляющей 131 086, 30 руб.
Таким образом, как указано выше общая сумма земельного налога за 2012 года для общества по данному земельному участку составляет 1 056 410 руб.
Из материалов дела и оспариваемого решения Инспекции следует, что сумма, исчисленная налогоплательщиком по земельному налогу по земельному участку с кадастровым номером 16:50:200214:0016 составляет 262 173 рублей. Разница между суммой налога, подлежащего уплате (1 056 410 руб.) и фактически уплаченной (262 173 рублей) составляет 794 237 рублей и подлежит уплате налогоплательщиком.
С учетом изложенного, оспариваемое решение Инспекции N 21934 от 23.09.2013 в части доначисления земельного налога в сумме, превышающей 794 237 рублей, начисления соответствующих сумм пени и штрафа не соответствует требованиям законодательства и подлежит признанию недействительным. В остальной части заявления Общества о признании оспариваемого решения Инспекции N 21934 от 23.09.2013 необходимо отказать.
Обжалуемое решение суда подлежит изменению.
В силу предоставления подателю апелляционной жалобы определением суда от 13.05.2014 отсрочки уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей и последующего частичного удовлетворения апелляционной жалобы, государственная пошлина с учетом положений части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 20.1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", а также постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 N 13560/10 по делу N А13-12900/2009 с общества взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 марта 2014 года по делу N А65-30661/2013 изменить.
Признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району города Казани Республики Татарстан N 21934 от 23.09.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 794 237 рублей, а также начисления соответствующих сумм пени и штрафа.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Московскому району города Казани Республики Татарстан, г. Казань, ул. Бондаренко, 3 устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО" (ОГРН 1091690016417, ИНН 1655174860), Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 марта 2014 года по делу N А65-30661/2013 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-30661/2013
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7273/14
25.03.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-30661/13