г. Воронеж |
|
14 мая 2014 г. |
Дело N А14-10756/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой Е.В.,
при участии:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Воронежфармация": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.03.2014 по делу N А14-10756/2013 (судья Попова Л.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Воронежфармация" (ОГРН 1063667236643 ИНН 3663060120) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (ОГРН 1097746596672 ИНН 7710757158) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 12.09.2013 N 03-13/2107-6.
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Воронежфармация" (далее - ООО "Воронежфармация", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу по делу об административном правонарушении от 12.09.2013 N 03-13/2107-6.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 04.03.2014 по делу N А14-10756/2013 заявленные требования удовлетворены. Постановление от 10.09.2013 по делу об административном правонарушении N 03-13/2107-6 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным решением, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование своих доводов заявитель указывает на то, что поставленная Обществом продукция является спиртом по фармокопейным статьям. Согласно пункту 2.1 статьи 2, пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ этиловый спирт по фармакопейным статьям - этиловый спирт, который произведен путем добавления очищенной воды в закупленный ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья и используемый в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств. По мнению Управления, поставленная Обществом продукция в первую очередь является этиловым спиртом, а потом уже лекарственным средством, и ее оборот соответственно регулируется Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Воронежфармация" соглашается с решение арбитражного суда и обосновывает тот факт, что поставляемая ООО "Воронежфармация" продукция является лекарственным средством, соответственно не подпадает под действие Закона N 171-ФЗ.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, при проверке полноты и своевременности представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей административным органом было установлено, что ООО "Воронежфармация" допущено административное правонарушение, выразившееся в уклонении от подачи деклараций за 2-й квартал 2013 года об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции согласно Приложения N N 6,7,8 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила).
По факту выявленного нарушения 05.09.2013 заместитель начальника отдела контроля за декларированием оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу в пределах полномочий, предоставленных пунктом 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя юридического лица, составил протокол об административном правонарушении N 03-13/2107-1 в отношении ООО "Воронежфармация" по ст.15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам рассмотрения материалов административного дела заместитель руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу 10.09.2013 в присутствии законного представителя юридического лица вынес постановление по делу об административном правонарушении N 03-13/2107-6 о привлечении ООО "Воронежфармация" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
ООО "Воронежфармация" не согласилось с постановлением от 10.09.2013 N 03-13/2107-6, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях ООО "Воронежфармация" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными и обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с пунктом 4 названной статьи порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается (пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).
Во исполнение указанных требований постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, вступившим в законную силу 28.08.2012, утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
В пункте 1 Правил перечислены 12 видов деклараций, порядок представления которых устанавливается Правилами, в том числе декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В пункте 2 Правил перечисляются лица, на которых возлагаются обязанности по представлению указанных в пункте 1 Правил деклараций, а именно:
а) организации, осуществляющие: производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата); производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; розничную продажу алкогольной продукции;
б) организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков;
в) организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;
г) организации, осуществляющие закупку этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
д) организации, осуществляющие закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд;
е)организации, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;
ж) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
На лиц, указанных в п.2 названных Правил обязанность по представлению конкретной декларации возлагается только в том случае, если это лицо в силу специфики осуществляемой им деятельности относится к одной из категорий лиц, указанных в пунктах 3 - 14 Правил и для этой категории лиц предусмотрена обязанность представлять конкретную декларацию.
Деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции требует наличия у лица, ее осуществляющего, соответствующей лицензии.
Согласно п.п. 5.3.2, 5.3.4 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет следующие полномочия:
-лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции;
-ведение государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, у ООО "Воронежфармация" имеется лицензия на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля) N ФС-99-02-002468 от 23.07.2012, выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Как установлено судом первой инстанции основной вид экономической деятельности ООО "Воронежфармация" исходя из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ о видах экономической деятельности, является оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами.
Доказательства наличия у ООО "Воронежфармация" лицензий на осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и, соответственно, обязанности представлять декларации за 2 квартал 2013 по формам N 6, N 7, N 8, в материалах дела отсутствуют.
Довод в апелляционной жалобе о том, что поставленная Обществом продукция является спиртом по фармакопейным статьям,который заявлялся также в суде первой инстанции, правомерно отклонен судом области и поддерживается апелляционной инстанцией исходя из следующего.
В соответствии с п. 2.1 статьи 2 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт по фармакопейным статьям - это этиловый спирт, произведенный путем добавления очищенной воды в закупаемый ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья и используемый в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом и включенных в государственный реестр лекарственных средств. Содержание этилового спирта в этиловом спирте по фармакопейным статьям изменяется путем добавления в него очищенной воды.
Таким образом, составляющие части этилового спирта по фармакопейным статьям: очищенная вода и закупленный (готовый) ректификованный этиловый спирт.
Из ГОСТ Р 51652-2000 следует, что ректификованный этиловый спирт - это спирт, полученный путем процесса ректификации.
Ректификация - химический процесс, позволяющий выделить химически чистое вещество из сырья. Суть метода ректификации заключается в том, что в специальном устройстве (ректификационной колонне) фракции перегоняемого продукта разделяются по температуре конденсации.
Поставляемые ООО "Воронежфармация" лекарственные средства произведены по нормативной документации производителя - ЗАО "Брынцалов-А":
- "Этиловый спирт, раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 70 %" (ЛСР-009126/10), изготовленный на основании ФСП 42-0053-0645-06 изм. N 1;
- "Этиловый спирт, раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95%" (ЛП-00269), изготовленный на основании ФСП 42-0053-0646-06, что подтверждено производителем.
Таким образом, поставляемые Обществом лекарства произведены из фармацевтической субстанции "Этиловый спирт, субстанция 70%, 95%". При изготовлении фармацевтической субстанции закупки ректификованного этилового спирта из пищевого сырья не происходило.
Лекарственное средство закупается в упаковке (флаконы, канистры - согласно регистрационных удостоверений ЛСР-009126/10 и ЛП-00269), в таком же виде и поставляется в лечебные учреждения. Оборот этилового спирта, раствора для наружного применения и приготовления лекарственных форм, не производится в декалитрах.
Из указанного следует, что Общество поставляет только лекарственное средство спирт этиловый - раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм, официально зарегистрированный как лекарственное средство и включенный в государственный реестр лекарственных средств, произведенный на основании фармакопейных статей предприятия (ФСП 42-0053-0646-06 и ФСП 42-0053-0645-06 изм. N 1), а не на основании фармакопейных статей (ФС 42-3072-00 и ФС 42-3071-00), как утверждает Ответчик.
Довод административного органа о том, что поставленная продукция является этиловым спиртом и соответственно подлежит регулированию Законом N 171-ФЗ, отклоняется как несостоятельный.
Названным законом предусмотрено, что действие федерального закона не распространяется на обращение лекарственных средств, за исключением этилового спирта по фармакопейным статьям.
Законодатель точно и полно раскрывает понятие, что такое этиловый спирт по фармакопейным статьям.
Поскольку поставляемая ООО "Воронежфармация" продукция является лекарственным средством, соответственно, не подпадает под действие Закона N 171-ФЗ.
Доказательства того, что ООО "Воронежфармация" осуществляет оборот этилового спирта по фармакопейным статьям административным органом не предоставлены.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии с принципом презумпции невиновности, закрепленным статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, толкуются в пользу этого лица.
С учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 26.1 и пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, административный орган обязан сделать вывод о наличии вины, если она установлена, в постановлении по делу об административном правонарушении.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Оценив представленные доказательства, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ни протокол от 05.09.2013, ни постановление от 10.09.2013 не содержат надлежащего описания состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют достаточные и достоверные доказательства для привлечения ООО "Воронежфармация" к административной ответственности.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Каких-либо аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение, заявитель на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представил. Фактически доводы жалобы повторяют доводы, заявленные при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.03.2014 по делу N А14-10756/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции по основаниям части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10756/2013