город Воронеж |
|
29 мая 2014 г. |
Дело N А08-6739/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыгиной Е.Г.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Каскад": Красноперов А.Н., представитель по доверенности от 23.05.2013 сроком на 3 года;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области: Урум Е.Н., представитель по доверенности N 131 от 31.10.2013 сроком на 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.02.2014 по делу N А08-6739/2013 (судья Назина Ю.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каскад" (ИНН 3123294476, ОГРН 1123123000329) к Управлению Росреестра по Белгородской области (ИНН 3123113560, ОГРН 1043107046861) о признании незаконным отказа в государственной регистрации, третье лицо: ОАО "Газпром газораспределение Белгород",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Каскад" (далее - ООО "Каскад", Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (далее - Управление Росреестра, Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 18.07.2013 N 01/021/2013-422 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: сооружение - подземный, надземный газопровод среднего давления, надземный газопровод низкого давления внутрицехового газоиспользования оборудования, протяженностью 232 п.м., расположенный по адресу: г. Белгород, ул. Архиерейская, 2А и обязании произвести государственную регистрацию права собственности на спорный объект.
Решением от 12.02.2014 заявленное требование удовлетворено. Принимая указанное решение, суд исходил из наличия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт.
При этом заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что Управление не ссылалось в отказе на обязательное наличие лицензии на эксплуатацию Газопровода, и на то, что Общество не может быть собственником газопровода. Полагает, что отказ в государственной регистрации свидетельствует лишь о том, что по представленным документам не может быть зарегистрировано право собственности.
Считает, что в деле представлены противоречивые документы относительно права собственности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Представитель Общества отклонил доводы апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "Каскад" на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов - для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации нежилого здания (автопаркинг с помещениями социально-бытового значения), общей площадью 3 568 кв.м., расположенный по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Архиерейская, 2а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 31-АВ N 515623.
ООО "Каскад" на праве собственности принадлежит автопаркинг с торгово-офисными помещениями, назначение: нежилое здание, площадью 8 470,6 кв.м., инвентарный номер 31:16:0124027:110:14:401:002:150008630, литер Б, этажность 4, расположенный по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Архиерейская, 2а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 31-АВ N 515624.
ОАО "Белгородоблгаз" и ООО "Каскад" 22.01.2013 заключили договор N 15-958 на техническое обслуживание внутренних газопроводов, газоиспользующих установок, производственных, отопительно-производственных, отопительных котельных, газорегуляторных пунктов, наружных газопроводов, согласно условиям которого ОАО "Белгородоблгаз" в соответствии с "Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления", ОСТ 153-39.3-051-2003 обязуется выполнять техническое обслуживание газового оборудования ООО "Каскад" по адресу: г. Белгород, ул. Архиерейская, 2А.
С целью регистрации права собственности на объект недвижимого имущества сооружение - подземный, надземный газопровод среднего давления, надземный газопровод низкого давления внутрицехового газоиспользования оборудования, протяженностью 232 п.м., расположенный по адресу: г. Белгород, ул. Архиерейская, 2А, заявитель обратился в Управление Росреестра с соответствующим заявлением.
Заявителем в регистрирующий орган были представлены следующие документы: заявление, платежное поручение на оплату госпошлины за регистрацию, доверенность на представителя и декларация об объекте недвижимого имущества от 15.02.2013 года, технический паспорт от 29.01.2013 года.
Сообщением от 18.07.2013 N 01/021/2013-422 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества. Основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на сооружение - подземный, надземный газопровод среднего давления, надземный газопровод низкого давления внутрицехового газоиспользования оборудования, протяженностью 232 п.м. послужило то, что ООО "Каскад" не является специализированной организацией, осуществляющей эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающей услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, ООО "Каскад" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон о государственной регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Из пунктов 32, 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, следует, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).
Рекомендуется проводить правовую экспертизу документов в следующей последовательности:
проверка имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества;
проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки;
проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации;
принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.
Статья 20 Закона о государственной регистрации содержит основания для отказа в государственной регистрации, в том числе: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Из материалов дела усматривается, что заявитель представил для регистрации все необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Полномочиями на проверку иных обстоятельств, в том числе, связанных с порядком принятия постановления о предоставлении земельного участка в аренду, регистрирующий орган в данном случае не наделен.
Согласно материалам дела, основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на сооружение - подземный, надземный газопровод среднего давления, надземный газопровод низкого давления внутрицехового газоиспользования оборудования, протяженностью 232 п.м. послужило то, что ООО "Каскад" не является специализированной организацией, осуществляющей эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающей услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
Вместе с тем, приведенные в отказе в государственной регистрации названные доводы не соответствуют требованиям Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и фактическим обстоятельствам дела.
Судом установлено, что Общество, являясь собственником, не имеет намерений осуществлять эксплуатацию газопровода, поскольку для этих целей созданы специализированные организации, с которыми у Общества заключен договор (ОАО "Белгородоблгаз" и ООО "Каскад" 22.01.2013 заключили договор N 15-958 на техническое обслуживание).
Кроме того, согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания или имеют вспомогательный характер.
В соответствии со статьей 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность) следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
С целью выяснения вопроса, является ли газопровод объектом капитального строительства, на который требуются разрешения на строительство, ввод объекта в эксплуатацию, Управлением Росреестра по был направлен запрос в Департамент строительства и архитектуры администрации г. Белгорода.
Согласно ответу Управления реализацией инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту Департамента строительства и архитектуры от 21.02.2012 N 04/03-740 газопровод -объект вспомогательного значения, так как, является, согласно данным технической инвентаризации, системой газоснабжения торгово-офисных помещений и автопаркинга.
Из ответа ОАО Производственное предприятие по газоснабжению в Белгородской области "Белгородоблгаз" на запрос Управления следует, что подземный, надземный газопровод среднего давления, надземный газопровод низкого давления внутрицехового газоиспользования оборудования, протяженностью 232 п.м., расположенный по адресу: г. Белгород, ул. Архиерейская, 2а, согласно части 1 "Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления" ПБ 12-529-03 является частью региональной газораспределительной системы.
Таким образом, указанный объект является объектом вспомогательного использования, в связи с чем, разрешений на его строительство, ввод в эксплуатацию не требовалось.
Сомнений в возникновении права собственности заявителя на спорный газопровод не усматривается, право собственности на объект недвижимости, для обслуживания которого он предназначен, зарегистрировано, спора о праве не усматривается.
Полученные Управлением Росреестра ответы на запросы, не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в государственной регистрации.
Учитывая изложенные обстоятельства, учитывая распределение бремени доказывания, суд правомерно удовлетворил требования ООО "Каскад".
Иных, предусмотренных действующим законодательством препятствий для регистрации спорного договора ни регистрирующим органом, ни судом, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а выражают лишь несогласие с ними, и не могут послужить основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы при подаче апелляционной жалобы освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о взыскании или возврате государственной пошлины судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.02.2014 по делу N А08-6739/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-6739/2013