г. Красноярск |
|
06 июня 2014 г. |
Дело N А69-377/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" июня 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Иванцовой О.А., Колесниковой Г.А.,
секретаря судебного заседания Чистяковой Н.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" (ИНН 1701042995, ОГРН 1081701000248)
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "17" апреля 2014 года по делу N А69-377/2014, принятое судьей Чамзы-Ооржак А.Х.
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" (ИНН 1701042995, ОГРН 1081701000248) (далее - ООО УК "Жилсервис", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва (ИНН 1701048852, ОГРН 1111719000447) (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 04.02.2014 N 52/52-ЖИ-2/14.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва 17 апреля 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО УК "Жилсервис" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает следующее:
- у административного органа отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки в ходе которой установлены нарушения;
- привлекая общество к административной ответственности, административный орган не установил принадлежность земельного участка, на котором установлены нарушения, к многоквартирному жилому дому, управление которым осуществляет общество.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Административный орган направил отзыв, с доводами апелляционную жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения. К отзыву на апелляционную жалобу приложены документы производства по делу об административном правонарушении и решение суда первой инстанции. Поскольку данные документы имеются в материалах дела, суд поступившие дополнительно копии к материалам апелляционного производства не приобщает.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
На основании требования заместителя прокурора г. Кызыла от 22.01.2014 N 7-14 административным органом вынесено распоряжение от 23.01.2014 N 52/52-ЖИ о проведении внеплановой проверки общества, обслуживающего многоквартирный жилой дом по адресу: г. Кызыл, ул. Ангарский бульвар, 29.
В ходе проверки выявлено ненадлежащее исполнение обществом обязанностей по уборке снега на придомовой территории (тротуарах) многоквартирного жилого дома по адресу г. Кызыл, ул. Ангарский бульвар, 29, (нарушение пунктов 3.6.1, 3.6.21, 3.6.22 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170).
Результаты проверки оформлены актом от 28.01.2014.
Усмотрев в действиях (бездействии) общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), инспектор отдела жилищного контроля Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва Падан В.А. при отсутствии представителей общества составил протокол об административном правонарушении от 30.01.2014 N 52/52-ЖИ-1/14.
Постановлением от 04.02.2014 N 52/52-ЖИ-2/14, вынесенным руководителем Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва при отсутствии представителей ООО УК "Жилсервис", общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса, обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления о назначении административного наказания.
Исходя из части 1 статьи 28.3, статьи 23.55 Кодекса, Перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в жилищной сфере, утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 18.07.2002 N 149 протокол об административном правонарушении от 30.01.2014 N 52/52-ЖИ-1/14 составлен, постановление по делу об административном правонарушении от 04.02.2014 N 52/52-ЖИ-2/14 вынесено должностными в пределах предоставленных им полномочий.
Протокол об административном правонарушении от 30.01.2014 N 52/52-ЖИ-1/14 составлен в отсутствие законного представителя общества при надлежащем его уведомлении о времени и месте составления протокола (уведомление от 28.01.2014 N 52/52-ЖИ, имеющее штамп входящей корреспонденции общества от 28.01.2014).
Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие представителей общества при надлежащем его извещении о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 30.01.2014 N 52/52-ЖИ, имеющее штамп входящей корреспонденции общества от 30.01.2014).
Процедура привлечения общества к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.7 Кодекса для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, административным органом соблюдена; права общества, установленные статьей 25.1 Кодекса, иные права, предусмотренные Кодексом, обеспечены.
Поскольку в данном случае нарушения выявлены в ходе проверочных мероприятий, на которые имеется ссылка в протоколе об административном правонарушении, и общество оспаривает результаты производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на результаты проверки, суд апелляционной инстанции оценивает доводы общества относительно допущенных нарушениях при проведении проверки.
ООО УК "Жилсервис" указывает, что проверка проведена с существенными нарушениями (отсутствовали основания для проведения проверки).
Суд апелляционной инстанции не принимает указанный довод.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно положениям части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Из представленных в материалы дела документов, следует, что проверка административным органом проведена на основании требования заместителя прокурора г. Кызыла от 22.01.2014 N 7-14.
В материалы дела представлено письмо заместителя прокурора г. Кызыла от 22.01.2014 N 7-14, адресованное руководителю Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва. В письме указано на необходимость проведения специалистами административного органа проверки на предмет очистки от снега придомовой территории жилых домов управляющими компаниями и ТСЖ по каждому дому.
Таким образом, основания для проведения в отношении ООО УК "Жилсервис" соответствующей проверки у административного органа имелись.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 7.22 Кодекса нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса, является, в том числе нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
В силу части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Административный орган вменяет ООО УК "Жилсервис" нарушение требований пунктов 3.6.1, 3.6.21, 3.6.22 Правил N 170, в частности указывает, что на момент проведения проверки придомовая территория, а именно тротуары покрыты уплотненным снегом.
В силу пункта 5.2.26 Правил N 170 уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.
Пунктом 3.6.1 Правил N 170 уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.
В силу пункта 3.6.21 Правил N 170 участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом.
Согласно пункту 3.6.22 Правил N 170 снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
Факт несвоевременной уборки снега ООО УК "Жилсервис" на придомовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: г. Кызыл, ул. Ангарский бульвар, 29 подтвержден актом проверки от 28.01.2014, протоколом об административно правонарушении от 30.01.2014 N 52/52-ЖИ-1/14), при этом в указанных документах отсутствуют какие-либо возражения и пояснения общества относительно выявленных нарушений.
ООО УК "Жилсервис" указывает, что привлекая общество к административной ответственности, административный орган не установил принадлежность земельного участка, на котором установлены нарушения, к многоквартирному жилому дому, управление которым осуществляет общество.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что под придомовой территорией следует понимать участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к дому и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п.
Поскольку нарушения выявлены на тротуарах многоквартирного жилого дома по адресу: г. Кызыл, ул. Ангарский бульвар, 29, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что нарушения допущены на придомовой территории, спорного многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие в материалах дела доказательств регистрации прав на земельный участок не влияет на выводы о наличии нарушения требований Правил N 170.
Общество указывает, что административный орган не установил, в течение какого времени не осуществлялась уборка снега, периодичность выполнения работ по уборке снега.
Как уже отмечалось, административным органом установлено, что на момент проведения проверки придомовая территория, а именно тротуары, были покрыты уплотненным снегом.
При этом пунктом 3.6.21 Правил N 170 предусмотрено, что участки тротуаров покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки.
Административным органом не установлено обстоятельств, свидетельствующих об осуществлении обществом уборки снега в кратчайшие сроки.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, обществу, при обнаружении вышеуказанного нарушения (покрытие участков тротуаров уплотненным снегом) надлежало представить какую-либо информацию относительно периодичности уборки снега, иную информацию, свидетельствующую о выполнении им требований пункта 3.6.21 Правил N 170, однако никакой информации представлено не было.
При таких обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, административный орган доказал объективную сторону вмененного нарушения.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ. В пункте 16.1 указанного постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
В материалах дела отсутствуют пояснения и доказательства, подтверждающие невозможность принятия обществом мер, направленных на соблюдение требований Правил N 170.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что вина общества в совершении вмененного административного правонарушения доказана.
Следовательно, основания для привлечения ООО УК "Жилсервис" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса, имеются.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая, что административным органом назначен штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса - 40 000 рублей, суд апелляционной инстанции не находит основания для изменения постановления и переоценки выводов суда в данной части. При этом обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 Кодекса признаков малозначительности административного правонарушения, судом не установлены.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2 Кодекса заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Значит, государственная пошлина в настоящем деле уплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "17" апреля 2014 года по делу N А69-377/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-377/2014