г. Пермь |
|
27 мая 2014 г. |
Дело N А60-28206/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В. Ю.,
судей Крымджановой Д. И., Лихачевой А. Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леконцевым Я. Ю.,
при участии:
от истца - ОАО "Российские железные дороги": Ахметшин П. Р. на основании доверенности от 13.08.2012, паспорта,
от ответчиков, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", ФБУ "Управление Приволжско-Уральского военного округа", представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 февраля 2014 года
по делу N А60-28206/2013
принятое судьей Е. Н. Яговкиной
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к Федеральному бюджетному учреждению - Управлению Приволжско-Уральского военного округа (ОГРН 1096670033680, ИНН 6670274230), Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (ОГРН 1116670010148, ИНН 6670334962), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261)
третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (ОГРН 1116670010148, ИНН 6670334962)
о взыскании штрафа за задержку уборки вагонов,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (далее - ФКУ "ОСК Центрального военного округа") 165 600 руб. 00 коп. штрафа за задержку уборки вагонов (л.д. 14-15).
Определением суда от 03.10.2013 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле по ходатайству истца в качестве ответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации и ФБУ "Управление Приволжско-Уральского военного округа" (далее, ответчики, л.д. 1-4).
Определением от 03.12.2013 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (л.д. 100-102).
С учетом ходатайства об уточнении исковых требований истец просил взыскать 165 600 руб. 00 коп. штрафа за задержку уборки вагонов, начисленного на основании ст. 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, с Министерства обороны Российской Федерации. Также истец заявил ходатайство об отказе от иска в части требований к ответчику ФКУ "ОСК Центрального военного округа", отказ от иска в указанной части судом принят в силу ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Определением от 20.01.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ "ОСК Центрального военного округа" (л.д. 124-127).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 февраля 2014 года (резолютивная часть от 29.01.2014, судья Е. Н. Яговкина) производство по делу в части требований к Федеральному бюджетному учреждению - Управлению Приволжско-Уральского военного округа, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" прекращено.
В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации отказано (л.д. 140-146).
Оспаривая решение суда, истец (ОАО "РЖД") обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы, анализируя положения Федерального закона "Об обороне", Положение о Министерстве обороны РФ, указывает на то, что воинская часть 34081, не имея статуса юридического лица, является составной частью Вооруженных Сил РФ и входит в структуру Министерства обороны РФ, которое, в свою очередь, является главным распорядителем средств федерального бюджета и отвечает по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Истец также указывает на то, что в ведомости N 086003, подписанной со стороны грузополучателя без замечаний, плательщиком за пользование, а также сбора за подачу/уборку и штрафа значится Министерство обороны РФ.
Представитель истца в судебном заседании 26.05.2014 полностью поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик (Министерство обороны Российской Федерации) представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на свое несогласие с доводами жалобы. Ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Просит также рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчики и третье лицо (ФКУ "ОСК Центрального военного округа", ФБУ "Управление Приволжско-Уральского военного округа) отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие ответчиков и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании представленной в материалы дела заявки командира войсковой части 34081 от 19.08.2012 N 1264 с просьбой подать прибывший в его адрес воинский эшелон в количестве 47 вагонов на путь N 6 под выгрузку на станцию Березит Свердловской железной дороги в адрес войсковой части 34081 под выгрузку подан воинский эшелон N А49381 в количестве 47 вагонов.
Основанием заявленных истцом требований является то обстоятельство, что, по мнению истца, ответчиком при выводе вагонов с подъездного пути общего пользования нарушен технологический срок оборота вагонов, установленный ст. 62 УЖТ РФ, что явилось основанием для начисления штрафа за задержку уборки вагонов, предусмотренного ст. 100 УЖТ РФ.
Согласно расчету, составленному истцом, размер штрафа за задержку уборки вагонов составил 165 600 руб. 00 коп.
24.08.2012 истец направил в адрес командира войсковой части 34081 уведомление N 186 с предложением оплатить сумму штрафа в размере 165 600 руб. 00 коп.
Указанное уведомление истца оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с рассматриваемым иском в арбитражный суд. При этом с учетом уточнения исковых требований истец просил взыскать сумму штрафа с Министерства обороны Российской Федерации, заявив отказ от исковых требований к ФКУ "ОСК Центрального военного округа". Производство по делу в части требований к ответчику Федеральному бюджетному учреждению - Управлению Приволжско-Уральского военного округа судом прекращено на основании п. 5 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку установлено, что ответчик ликвидирован и исключен из Единого государственного реестра юридических лиц (Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.10.2013 N 9546, л.д. 75).
Отказывая в удовлетворении исковых требований к Минобороны России, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации не является ни грузоотправителем, ни грузополучателем по спорной перевозке, грузополучателем является войсковая часть 34081, а ответчик поименован в ведомости подачи и уборки вагонов N 086003 в качестве плательщика. Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации не является ни участником гражданских правоотношений по подаче/уборке вагонов с путей общего пользования, возникших на основании представленных истцом документов (ведомости подачи и уборки вагонов N 086003, памятки приемосдатчика на уборку вагонов N 10, уведомления о завершении грузовой операции или передаче на выставочный путь N 3), ни правопреемником по обязательствам ФБУ "Управление Приволжско - Уральского военного округа".
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца", исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Согласно п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с абз. 6 ст. 62 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 УЖТ РФ.
Согласно абз. 2 ст. 99 УЖТ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
На основании пункта 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26), время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Пунктом 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 43, предусмотрено, что расчет названных штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования, составленным на основании памяток приемосдатчика, и ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их на местах общего пользования, составленных на основании приемо-сдаточных актов с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами, контейнерами и размера штрафов.
В качестве доказательств заявленного требования истец представил следующие документы: ведомость подачи и уборки вагонов N 086003, памятка приемосдатчика на уборку вагонов N 10, уведомления о завершении грузовой операции или передаче на выставочный путь N 3, доверенность от 21.06.2012 N 1067.
Как следует из содержания представленных истцом документов (ведомость подачи и уборки вагонов N 086003, памятка приемосдатчика на уборку вагонов N 10, уведомления о завершении грузовой операции или передаче на выставочный путь N 3) грузополучателем по спорным перевозкам является войсковая часть 34081, доверенность от 21.06.2012 N 1067 выдана командиром войсковой части 34081 подполковником Саидовым А.А. на представление интересов части Сенину С.А. (л.д. 31).
Войсковая часть 34081 являлась филиалом ФБУ "Управление Приволжско - Уральского военного округа" (приказ Минобороны России N 1044 от 28.09.2009).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.09.2010 N 1144 Приволжско-Уральский военный округ упразднен, и с 01.12.2010 созданы военные округа, в том числе, Центральный военный округ, в который входит, и Свердловская область.
Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 28.04.2011 N 595 "О ликвидации федерального бюджетного учреждения "Федеральное бюджетное учреждение - Управление Приволжско-Уральского военного округа", ФБУ "Управление Приволжско - Уральского военного округа" ликвидировано, о чем 15.10.2013 внесена соответствующая запись о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией за государственным номером (ГРН) 2136670325317, что подтверждается представленной в материалы дела Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.10.2013 N 9546.
В соответствии с п.1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 539 утвержден порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, согласно которому решение о ликвидации федерального учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, указанное решение должно содержать наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений (пп. "г" п. 26 Порядка).
Учитывая изложенное, при ликвидации федерального государственного учреждения переход обязанностей в порядке правопреемства к другому лицу может быть только в случае ликвидации казенного учреждения.
Сведений о правопреемнике войсковой части 34081 или ее расформировании, а также о том, что войсковая часть являлась подразделением Министерства обороны РФ, материалы дела не содержат.
В зависимости от вида учреждения, положениями ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения по его долгам.
Согласно абзацу 4 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
На основании изложенного, согласно действующей редакции п. 2 ст. 120 ГК РФ взыскание в порядке субсидиарной ответственности с собственника имущества возможно только в том случае, если эта задолженность возникла у частного или казенного учреждения.
В связи с тем, что ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на которую общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, то собственник имущества не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
В пункте 4 постановления от 22.06.2006 N 21 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что в случае предъявления кредитором иска о взыскании задолженности непосредственно к субсидиарному должнику без предъявления иска к учреждению суду на основании пункта 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует предложить кредитору или привлечь по своей инициативе основного должника к участию в деле.
Между тем, в процессе рассмотрения дела истец отказался от требований к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа".
Кроме того, из положений ст. 99 УЖТ РФ следует, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
В рассматриваемом случае Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации не является ни грузоотправителем, ни грузополучателем по спорной перевозке, грузополучателем является войсковая часть 34081, а ответчик поименован в ведомости подачи и уборки вагонов N 086003 в качестве плательщика.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, УЖТ РФ возможность возложения на плательщика ответственности по оплате штрафа за задержку вагонов на железнодорожных путях общего не предусмотрена, доказательства расформирования войсковой части 34081, а также доказательства того, что указанная войсковая часть до ее расформирования являлась подразделением Министерства обороны Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, ответчик - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации не является ни участником гражданских правоотношений по подаче/уборке вагонов с путей общего пользования, возникших на основании представленных истцом документов (ведомости подачи и уборки вагонов N 086003, памятки приемосдатчика на уборку вагонов N 10, уведомления о завершении грузовой операции или передаче на выставочный путь N 3), ни правопреемником по обязательствам ФБУ "Управление Приволжско - Уральского военного округа".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований к Министерству обороны Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы отклоняются как необоснованные.
Ссылки на приведенные в апелляционной жалобе судебные акты не принимаются, поскольку приведенные судебные акты не являются преюдициальными, более того, рассматриваемые отношения в рамках дел (А71-14481/2012, N 07-1163/2013) касались, иных правоотношений и судами исследовались и устанавливались иные фактические обстоятельства.
На основании изложенного апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными и у апелляционного суда в соответствии со ст. 270 АПК РФ отсутствуют основания для отмены (изменения) решения суда первой инстанции. В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 февраля 2014 года по делу N А60-28206/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Ю.Назарова |
Судьи |
А.Н.Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28206/2013