г. Челябинск |
|
28 мая 2014 г. |
Дело N А76-24505/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Малышевой И.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Озерске Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.03.2014 по делу N А76-24505/2013 (судья Позднякова Е.А.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Озерске Челябинской области (далее - заявитель, УПФР в г.Озерске Челябинской области, Пенсионный фонд, фонд) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 8 "Колосок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников" (далее - страхователь, МБДОУ ДС N 8) о взыскании штрафных санкций за неуплату сумм по страховым взносам в размере 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.03.2014 в удовлетворении требований фонда отказано.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявленных доводов податель жалобы ссылается на неправомерность вынесенного решения в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм права. В качестве нарушения указывается уплата пени после представления уточненного расчета, т.е. имеется нарушение п.п. 1 п.4 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ).
К апелляционной жалобе заявителем представлены дополнительные документы, а именно: платежные поручения от 28.02.2013, 12.04.2013, 17.04.2013, 08.07.2013, требование об уплате недоимки по страховым взносам от 13.06.2013, требование об уплате страховых взносов от 18.03.2013, распоряжение о сроке трудового договора от 14.10.2013.
Данные документы не подлежат приобщению к материалам дела, поскольку имеются в материалах дела.
До судебного заседания от страхователя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором МБДОУ ДС N 8 не согласилось с доводами, изложенными в жалобе, сославшись на их необоснованность. Полагает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании представленного заявителем 03.09.2012 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2 полугодие 2012 года, 15.02.2013 уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с 01.04.2012 по 30.06.2012, на основании статьи 34 Закона N 212-ФЗ фондом была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) МБДОУ ДС N8 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.04.2012 по 30.06.2012.
В результате проверки было установлено, что разница между суммой первоначального и уточненного расчета РСВ за второе полугодие 2012 года составляет 56 380,94 руб., соответственно сумма штрафных санкций составляет 11 276,19 руб. (56 380,94 руб. х 20%).
По результатам проверки фондом составлен акт камеральной проверки N 08405230003437 от 18.03.2013 и вынесено решение N 08405213РК0004783 от 29.04.2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности в виде взыскания штрафа по п. 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в сумме 11 276 руб. 19 коп. Также указанным решением ответчику было предложено уплатить пени в сумме 108 руб. 32 коп.
МБДОУ ДС N 8 после получения требования об уплате от 13.06.2013, произведена частичная уплата штрафных санкций в размере 1 276 руб. 19 коп., а также пени в размере 108 руб. 32 коп.
Неисполнение МБДОУ ДС N 8 требования в части уплаты штрафа в размере 10 000 руб. в добровольном порядке, явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных фондом требований, суд первой инстанции исходил из того, что проверкой не установлены обстоятельства - признаки состава правонарушения, поэтому привлечение к ответственности и взыскание штрафа незаконны.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными, основанными на нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.
В силу п. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно ч. 1 ст. 18, ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В силу с ч. 1 ст. 17 Закона N 212-ФЗ следует, что при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов обязан ежеквартально представлять расчет в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
При обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока (ч. 2 ст. 17 Закона N 212-ФЗ).
В силу п. 1 ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ, если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случаях представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
В соответствии с п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов. Состав нарушения является материальным - устанавливается противоправное деяние плательщика, которое находится в причинной связи с неуплатой страхового взноса, доказывание этих обстоятельств возлагается на фонд.
Согласно п. 1 ст. 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Из приведенных выше положений закона следует, что в предмет доказывания по данной категории входит наличие события и состава правонарушения, а именно, виновный противоправный характер действий лица, привлекаемого к ответственности.
Отсутствие оснований для освобождения от ответственности, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона N 212-ФЗ, не освобождает пенсионный орган от установления и доказывания состава правонарушения.
Фондом не учтено, что пункт 4 статьи 17 Закона N 212-ФЗ применяется при наличии установленного правонарушения, являясь условием освобождения от ответственности, а не самостоятельным составом правонарушения.
В настоящем случае обстоятельства вменяемого правонарушения, являющиеся обязательным признаком состава правонарушения по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, надлежаще установлены не были, уточнения в расчет внесены обществом самостоятельно.
Как следует из представленного в материалы дела расчета пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01.04.2012 по 30.06.2012, страховые взносы за период с 01.04.2012 по 30.06.2012 уплачены страхователем в полном объеме, с нарушением сроков, установленных Законом N 212-ФЗ, но до подачи уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2012 года.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции, что оплата в полном размере произведена до представления расчета, поэтому недоимка и необходимость начисления штрафа отсутствовали.
Фонд фактически исходил из выявления арифметической разницы между суммами страховых взносов, указанными обществом в первичном и уточненном (корректировочном) расчете.
Между тем факт подачи страхователем уточненного расчета, в котором он самостоятельно выявил допущенную в ранее поданном расчете ошибку, увеличив суммы страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет, сам по себе еще не свидетельствует о совершении неправомерных действий (бездействия), направленных на неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов.
Таким образом, вывод суда первой инстанции, что Пенсионный фонд принимая решение, по сути, возлагает на плательщика ответственность за неуплату пени, а не страховых взносов, является обоснованным.
В оспариваемом решении фонда не указано в чем конкретно выразилось корректировка со стороны заявителя обязательств по страховым взносам (налоговая база, ставка страховых взносов, виды начислений и выплат в пользу застрахованных лиц, распределение страховых по внебюджетным фондам или что-либо иное) за рассматриваемый период (2 квартал 2012 г.).
Довод фонда о том, что состав правонарушения выражается в неуплате страхователем к установленному сроку пени, неоснователен, поскольку не учитывает конкретные обстоятельства, особенности вменяемого правонарушения и правовые последствия, связанные с представлением уточненного (корректирующего) расчета.
Как следует из оспариваемого решения недоимка на день вынесения решения составила 0 руб., вместе с тем, сумму штрафа, который в соответствии с п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, должен исчисляться из неуплаченной суммы страховых взносов, Пенсионный фонд исчисляет от суммы страховых взносов подлежащих к уплате на основании уточненного расчета за 2 квартал 2012 года, которые фактически уплачены заявителем на дату представления уточненного расчета.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, следовательно, доводы Пенсионного фонда о правомерно вынесенном решении отклоняются, как несостоятельные.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции на основании всестороннего, объективного и полного исследования представленных в материалы дела доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.03.2014 по делу N А76-24505/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Озерске Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
И.А.Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-24505/2013