город Омск |
|
21 мая 2014 г. |
Дело N А46-11207/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2240/2014) Жилищно-строительного кооператива "Малиновского 112" на решение Арбитражного суда Омской области от 28.01.2014 по делу N А46-11207/2013 (судья Голобородько Н.А.)
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Малиновского 112" (ОГРН 1095543040647, ИНН 5503217560)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Жилищно-строительного кооператива "Малиновского - 11 2 -я очередь" (ОГРН 1135543031920, ИНН 5506227083),
о признании недействительным решения о государственной регистрации от 08.07.2013 и обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
от Жилищно-строительного кооператива "Малиновского 112" - Базиль Владимир Владимирович (паспорт, по доверенности б/н от 05.06.2011 сроком действия на три года);
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области - Степанова Екатерина Леонидовна (паспорт, по доверенности N 01-37/00047 от 09.01.2014 сроком действия по 31.12.2014)
от Жилищно-строительного кооператива "Малиновского - 11 2 -я очередь" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Малиновского 112" (далее по тексту - ЖСК "Малиновского 112", заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее по тексту - МИФНС России N 12 по Омской области, регистрирующий орган, Инспекция) о государственной регистрации жилищно-строительного кооператива "Малиновского - 11 2-я очередь" от 08.07.2013 и обязании МИФНС России N 12 по Омской области исключить сведения о юридическом лице жилищно-строительном кооперативе "Малиновского - 11 2-я очередь" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.01.2014 по делу N А46-11207/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что права и обязанности по договору участия в долевом строительстве жилого дома переданы ТСЖ "Малиновского 112", земельные участки также принадлежат на праве собственности ТСЖ "Малиновского 112", при этом заявителем осуществляется достройка жилого дома. Также суд сделал вывод о недоказанности нарушения прав и законных интересов заявителя обжалуемым решением.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Малиновского 112" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что зарегистрировано две организации, имеющие одну цель - завершение строительства одного и того же многоквартирного дома N 11 (2-я очередь) по ул. Малиновского в г. Омске, удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в жилье, путем получения квартир в одном и том же жилом доме. Права застройщика принадлежат заявителю. Завершение строительства дома двумя ЖСК невозможно. К участию в собрании о создании второго ЖСК члены ЖСК не привлекались.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителя ЖСК "Малиновского - 11 2 -я очередь", надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
От Инспекции поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель ЖСК "Малиновского 112" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
02.09.2009 общим собранием дольщиков строительства по адресу: Малиновского 11, 2-я очередь в целях образования дольщиками юридического лица принято решение о создании ЖСК, которому присвоено наименование жилищно-строительный кооператив "Малиновского 112".
23.12.2009 ЖСК "Малиновского 112" зарегистрирован Межрайонной ИФНС N 12 по Омской области в качестве юридического лица, присвоен ОГРН 1095543040647, ИНН 5503217560.
23.12.2009 ЖСК "Малиновского 112" поставлен на учет в ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска.
Согласно уставу ЖСК "Малиновского 112" целью деятельности Кооператива является удовлетворение потребностей физических и юридических лиц - членов Кооператива в жилье и иных объектах современной инфраструктуры и управление жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном многоквартирном жилом доме.
Из имеющихся в деле вступивших в законную силу судебных актов по делу N А46-8545/2009 следует, что в соответствии с договором о передачи прав и обязанностей по договору участия в долевом строительстве другому лицу от 10 августа 2011 года ООО "ПКФ "СМУ-1 КПД" ("Выбывший Застройщик") передаёт свои права и обязанности ЖСК "Малиновского 112" ("Вступивший Застройщик"), возникшие из договоров долевого участия по строительству многоквартирного дома, расположенного на земельном участке, относящемся к категории земель населенных пунктов, в границах города Омска, общей площадью 2 388 кв.м. с кадастровыми номерами: 55:36:07 03 01:152, местоположением: установлено в 185 м. южнее относительно 9-этажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск. пр. Менделеева, д. 43, 55:36:07 03 01:117. местоположением: г. Омск. СИТ "Садовод" участок N 718, аллея N 4.
Объект незавершенного строительства передан "Выбывшим Застройщиком" "Вступившему Застройщику" по акту приема-передачи от 10 августа 2011 года
В соответствии с данным договором. ЖСК "Малиновского 112" получил разрешение на строительство дома.
Кроме того, согласно Свидетельству о государственной регистрации права серия 55 АЛ N 016053, выданным 09.06.2010 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Жилищно-строительный кооператив "Малиновского-112" на основании договора дарения земельных участков от 04.05.2010, дата регистрации: 09.06.2010, номер регистрации: 55-55-01/128/2010-839, является собственником земельного участка кадастровый номер 55:36:07 03 01:152, площадью 1871 кв. м. местоположение установлено в 185 м. южнее относительно 9-этажного строения, имеющего почтовый адрес Омская область, г. Омск. Советский административный округ, пр. Менделеева, д. 43.
Договор передачи прав и обязанностей заключен между ЖСК "Малиновского 112" и ООО "ПКФ "СМУ-1 КПД" во исполнение решения собрания кредиторов от 18.02.2011, в соответствии с которым кредиторами согласована передача прав застройщика по строительству жилого дома по ул. Малиновского 11 (вторая очередь) в г. Омске.
Законность, обоснованность и правомочность собрания кредиторов от 18.02.2011 установлены Арбитражным судом Омской области в деле о банкротстве ООО "ПКФ "СМУ-1 КПД".
Земельные участки, на которых расположен вышеназванный жилой дом, также принадлежат ЖСК "Малиновского 112" на праве собственности, зарегистрированном в установленном законом порядке. При этом Кооперативом осуществляется фактическое владение и пользование земельным участком: осуществляется достройка жилого дома (страница 10 постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 по делу N А46-8545/2009).
Указанные обстоятельства, в силу статьи 69 АПК РФ, имеют преюдициальное значение по рассматриваемому делу.
08.07.2013 МИФНС России N 12 по Омской области принято решение о государственной регистрации Жилищно-строительного кооператива "Малиновского - 11 2-я очередь", также созданного для завершения строительства многоквартирного дома строительный номер 11 (2-я очередь) по улице Малиновского города Омска и предоставления членам указанного кооператива в указанном многоквартирном доме жилых помещений в соответствии с договорами, предусматривающими передачу жилых помещений.
Полагая, что регистрация ЖСК "Малиновского - 11 2-я очередь" незаконна, ЖСК "Малиновского 112" обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
28.01.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано ЖСК "Малиновского 112" в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В статье 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлен порядок представления документов при государственной регистрации.
В силу части 1.1. статьи 9 указанного закона, требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (часть 1.2. статьи 9 названного выше закона).
В разделе 2 Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" установлены требования к оформлению заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001).
01.07.2013 заявителем С.А. Харченко в регистрирующий орган представлены:
- заявление формы Р11001 о государственной регистрации юридического лица при создании - Жилищно-строительный кооператив "Малиновского - 11 2-я очередь";
- протокол N 1 общего собрания ЖСК "Малиновского - 11 2-я очередь" от 27.10.2012, устав ЖСК "Малиновского - 11 2-я очередь";
- документ об уплате государственной пошлины.
При этом доказательств не соблюдения требований, установленных статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, ЖСК "Малиновского - 11 2-я очередь", в материалах дела не имеется.
Как следует из части 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Учитывая приведенные нормы законодательства, ЖСК "Малиновского - 11 2-я очередь" на регистрацию представлены все необходимые и достаточные документы. Доказательств обратного, суду апелляционной инстанции не представлено.
В соответствии с пунктом 5 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.
Основания для отказа в государственной регистрации юридического лица приведены в части 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ:
а) непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган и иные основания.
Оснований для отказа, перечисленных в части 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, в регистрации ЖСК "Малиновского - 11 2-я очередь" апелляционным судом не установлено.
Каких-либо доказательств подтверждающих недостоверность документов для осуществления государственной регистрации в материалы дела не представлено.
Довод подателя жалобы о том, что на одном доме не предусмотрено создание двух ЖСК, в силу чего регистрация является противоречащей законодательству, апелляционным судом отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 110 ЖК РФ, жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
В силу части 1 статьи 112 ЖК РФ, количество членов жилищного кооператива не может быть менее чем пять, но не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме.
Решение об организации жилищного кооператива принимается собранием учредителей (часть 2 статьи 112 ЖК РФ).
В собрании учредителей жилищного кооператива вправе участвовать лица, желающие организовать жилищный кооператив (часть 3 статьи 112 ЖК РФ).
Учитывая изложенное выше, довод подателя жалобы основан на неправильном толковании норм действующего законодательства, поскольку в ЖК РФ не усматривается ограничений в количестве создаваемых жилищно-строительных кооперативах на одном объекте строительства.
По убеждению подателя жалобы создание нескольких ЖСК на одном объекте строительства не предусмотрено Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Как следует из части 1 статьи 201.10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства в случае наличия у застройщика объекта незавершенного строительства арбитражный управляющий не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев с даты его утверждения обязан вынести на рассмотрение собрания участников строительства вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному участниками строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу (далее - передача объекта незавершенного строительства).
В силу части 8 статьи 201.10 названного закона, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив должен соответствовать следующим требованиям:
1) основными целями деятельности жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива являются завершение строительства многоквартирного дома и предоставление в многоквартирном доме, строительство которого завершено, членам указанного кооператива жилых помещений в соответствии с условиями договоров, предусматривающих передачу жилых помещений;
2) членами жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива являются все участники строительства, требования которых включены в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений (за исключением участников строительства, отказавшихся от передачи объекта незавершенного строительства);
3) в качестве паевых взносов члены жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят при его создании переданные им права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, а также в установленный уставом такого кооператива срок денежные средства для завершения строительства.
Как указано в части 14 статьи 201.10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок передаются жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу в качестве отступного по требованиям о передаче жилых помещений и денежным требованиям.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок передаются жилищно-строительному кооперативу, что и было сделано в рассматриваемом случае. Такая передача была осуществлена в адрес заявителя.
Кроме того, апелляционным судом принимаются во внимание положения статей 198, 201 АПК РФ, из смысла которых следует, что одним из оснований для признания судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными является нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако какого-либо нарушения прав заявителя апелляционным судом не установлено.
Как было указано выше, договором от 10.08.2011 права и обязанности, вытекающие из договоров участия в долевом строительстве жилого дома, расположенного по адресу: город Омск, улица Менделеева, 44 (строительный адрес: город Омск, улица Малиновского, 111, 2-я очередь), переданы ТСЖ "Малиновского 112". Земельные участки, на которых расположен вышеназванный жилой дом, также принадлежат ЖСК "Малиновского 112" на праве собственности, зарегистрированном в установленном законом порядке. При этом Кооперативом осуществляется фактическое владение и пользование земельным участком, а именно осуществляется достройка жилого дома. Доказательств того, что ЖСК "Малиновского - 11 2-я очередь" фактически препятствует осуществлению заявителем своих полномочий, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает недоказанным нарушение прав и законных интересов заявителя обжалуемым решением Инспекции.
В соответствии с частью 3 статьи 210 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении требований ЖСК "Малиновского 112" отказано обоснованно.
В целом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 информационного письма от 11.05.2010 N 139, ЖСК "Малиновского 112" при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически им была уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Малиновского 112" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 28.01.2014 по делу N А46-11207/2013 - без изменения.
Возвратить Жилищно-строительному кооперативу "Малиновского 112" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 3 от 26.02.2014 на общую сумму 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11207/2013