г. Воронеж |
|
27 мая 2014 г. |
Дело N А64-6910/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Прокуратуры Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от индивидуального предпринимателя Алтухова Юрия Анатольевича: Фомина Е.П. представитель по доверенности N 68 АА 04795559 от 07.10.2013, паспорт РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Алтухова Юрия Анатольевича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.03.2014 по делу N А64-6910/2013 (судья Плахотников М.А.) по заявлению индивидуального предпринимателя Алтухова Юрия Анатольевича (ОРГНИП 307680910100017, ИНН 682601743611) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (ОГРН 1086229000318, ИНН 6229060674), при участии третьего лица: Прокуратуры Тамбовской области о признании незаконным и отмене постановления от 24.09.2013 N180-13-В,
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Алтухов Юрий Анатольевич (далее - Предприниматель, ИП Алтухов Ю.А.) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (далее - Управление Россельхознадзора, административный орган) о назначении административного наказания по делу N 180-13-В от 24.09.2013, предусмотренного ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области, принятым по настоящему спору в заявленных требованиях было отказано.
Не согласившись с указанным решением, Предприниматель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что в отношении него по аналогичным обстоятельствам было принято решение Моршанским районным судом Тамбовской области о приостановлении деятельности Предпринимателя, следовательно Арбитражный суд Тамбовской области незаконно признал его вину, поскольку это противоречит нормам действующего законодательства.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, считал решение суда области незаконным и необоснованным, просил его отменить, а жалобу - удовлетворить.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям доводы апелляционной жалобы не оспорило, отзыв суду не направило, явку своих представителей не обеспечило.
Прокуратура Тамбовской области доводы апелляционной жалобы не оспорила, отзыв суду не направила, явку своих представителей не обеспечила.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 13.05.2014 по 20.05.2014.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участника процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Алтухов Юрий Анатольевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером ИП 307680910100017.
На основании приказа Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям от 28.01.2013 сотрудниками Управления в отношении ИП Алтухова Ю.А., осуществляющего деятельность на свино-товарной ферме по адресу: Тамбовская область, Моршанский район, п. Текстильный, была проведена проверка соблюдения ветеринарных требований и условий при осуществлении своей деятельности.
В ходе проверки было установлено, что свино-товарная ферма ИП Алтухова Ю.А. работала по принципу предприятий открытого типа, что являлось нарушением п. 3.1 "Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий", утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР от 04.11.1986 (далее - Правила).
Кроме того, Управлением были выявлены нарушения п. 3.2 и п. 3.3.3 указанных Правил, выразившихся в отсутствии на предприятии дезбарьеров.
По результатам проведенной проверки уполномоченным лицом Административного органа был составлен акт N 02-09/105 от 15.02.2013 и выдано предписание об устранении нарушений "Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий", утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР от 04.11.1986 при эксплуатации свино-товарной фермы. Также был предоставлен срок для устранения допущенных нарушений до 05.09.2013.
В соответствии с приказом Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям от 16.09.2013 N 532/ВП 18.09.2013 уполномоченным лицом Управления в отношении Предпринимателя была проведена проверка с целью выполнения предписания от 15.02.2013, в ходе которой было выявлено неисполнение Предпринимателем указанного предписания.
На основании указанного материала государственным инспектором отдела внутреннего и пограничного ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям в отношении ИП Алтухова Ю.А. был составлен протокол N 204/13-В об административном правонарушении предусмотренным ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ.
24.09.2013 заместителем руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям было вынесено постановление по делу N 180/13-В об административном правонарушении, в соответствии с которым Алтухов Юрий Анатольевич признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ и заявителю назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности вины ИП Алтухова в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст.19.5 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (далее - Положение) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
В силу п. 5.1.1 Положения федеральный государственный ветеринарный надзор, включающий в том числе ветеринарный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, требований безопасности кормовых добавок и кормов, изготовленных с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, а также государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в пределах своей компетенции;
Согласно п. 6 названного Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
- давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения нарушений законодательства Российской Федерации;
- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;
- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
- разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений государственных инспекторов и порядок ношения форменной одежды;
В соответствии с ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере, регулируемой законодательством о государственном регулировании цен (тарифов).
Состав правонарушения является формальным, наступления вредных последствий не требуется.
Объектом данного правонарушения выступает порядок исполнения предписания (решения) об устранении нарушения ветеринарно-санитарных требований и правил.
С объективной стороны данное правонарушение характеризуется тем, что виновное лицо проявляет бездействие по отношении к исполнению законного предписания или осуществляет действия, которые нельзя признать надлежащими в части сроков выполнения, а также с содержательной точки зрения.
Субъективная сторона может выступать как в форме умысла, так и неосторожности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что Предпринимателю вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренным ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с которым устанавливается административная ответственность за невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с "Ветеринарно - санитарными правилами для специализированных свиноводческих предприятий", утвержденными Главным управлением ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4 ноября 1986 года (далее - Правила) настоящие Правила предназначены для специализированных хозяйств (ферм и комплексов) по выращиванию племенных животных, товарной репродукции, откорму свиней и определяют совокупность хозяйственных, зоотехнических и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих надлежащую санитарную культуру, сохранение здоровья животных, получение от них высокой продуктивности, охрану окружающей среды от загрязнения производственными отходами и распространяются на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и действующие свиноводческие предприятия.
В соответствии с п. 3.1 названных Правил специализированные свиноводческие хозяйства и комплексы по выращиванию и откорму свиней работают по принципу предприятия закрытого типа.
В силу п. 3.2 Правил вход в производственную зону свиноводческого предприятия разрешается только через санпропускник, а въезд транспорта через постоянно действующий дезинфекционный барьер (блок). Все другие входы в производственную зону комплекса (фермы) должны быть закрыты.
Пунктом 3.3.3 Правил предусмотрено, что перед входом в санпропускник как со стороны внешней территории предприятия, так и со стороны производственной зоны устанавливают дезбарьеры (кюветы с ковриками или опилками), увлажненные дезрастворами.
Однако из материалов дела усматривается, что свино - товарная ферма ИП Алтухова Ю.А. работала по принципу предприятий открытого типа без использования дезбарьера, что является нарушением указанных норм законодательства.
Факт нарушения норм ветеринарно-санитарных правил и неисполнение выданного Управлением предписания, исполнение которого было предметом проверки административным органом подтверждается материалами дела, протоколом N 204/13-В об административном правонарушении, постановлением N 180/13-В и Предпринимателем не опровергнут.
Однако, доказательств принятия Предпринимателем всех зависящих от него мер по устранению указанных нарушений с целью выданного предписания не представлено ни в суд первой инстанции ни в суд апелляционной инстанции. Невозможность выполнения предписания по причине отсутствия достаточных финансовых средств, документально также не подтвержден.
Управление надлежащим образом доказало событие указанного административного правонарушения и правомерно назначило наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Следовательно, суд области дал правомерную оценку действиям ИП Алтухов, признав его вину в совершении административного правонарушения, предусмотренным ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия отклоняет довод заявителя жалобы о повторности наказания, как основанный на неверном понимании норм действующего законодательства. Обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о приостановлении деятельности не является в данном случае мерой административного наказания.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, гражданином Алтуховым Юрием Анатольевичем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.03.2014 по делу N А64-6910/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
А.И.Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-6910/2013