г. Вологда |
|
27 мая 2014 г. |
Дело N А05-14066/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 мая 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" Селивановой Е.В. по доверенности от 30.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 февраля 2014 года по делу N А05-14066/2013 (судья Ипаев С.Г.),
установил:
открытое акционерное общество "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (ОГРН 1082902001401; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (ОГРН 1042900024562; далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 01.11.2013 N 08-122/2013 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 20 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на малозначительность совершенного им правонарушения. Указывает, что поскольку качество воды в водных объектах гораздо хуже, чем качество воды, сбрасываемой заявителем в ручей Ловчий и в реку Кудьма, общество при сбрасывании сточных вод с превышением допустимых нормативов не наносит вред окружающей среде.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы, изложенные в жалобе, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с этим жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 09.07.2013 N ПВ-61/11 проведена плановая выездная проверка в отношении общества на предмет соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки управлением установлено, что водоотведение общества осуществляется по двум выпускам: выпуск N 14 в ручей Ловчий со станции аэрации и выпуск N 15 в реку Кудьма (через рефулерное озеро) с ВОС-1.
При этом общество в нарушении пункта 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) допускает сброс сточных вод в ручей Ловчий и в реку Кудьма по выпускам N 14 и 15 с превышением установленных нормативов, а именно:
- по выпуску N 14 - по БПКП0ЛН, ионам аммония, фосфатам, нитрит-ионам и нефтепродуктам;
- по выпуску N 15 - по алюминию и взвешенным веществам.
Кроме того, проверкой установлено, что производственный контроль качества сбрасываемых по выпуску N 14 сточных вод в части контроля содержания марганца недостоверен, так как применяемый метод определения концентрации марганца в сточных водах не позволяет оценить соблюдение установленного разрешением на сброс норматива (порог определения применяемой методики выше установленного норматива).
Указанные нарушения отражены в акте от 28.08.2013 N 11-117-13.
По факту выявленных нарушений управлением 20.09.2013 составлен протокол N 08-122/2013 об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы административного дела, должностное лицо управления 01.11.2013 вынесло постановление N 08-122/2013 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 80 000 руб.
Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.
Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
В силу статьи 1 ВК РФ водопользователь - это физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
На основании статей 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно части 2 статьи 39 указанного Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Пунктом 1 статьи 44 ВК РФ установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и(или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу пунктов 1, 3 статьи 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ запрещено при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Пунктом 5 части 2 статьи 39 ВК РФ предусмотрена обязанность собственников водных объектов, а также водопользователей при использовании водных объектов вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общество осуществляет сброс сточных вод в ручей Ловчий и в реку Кудьма по выпускам N 14 и 15.
Для осуществления водопользования обществом получены разрешительные документы:
- разрешение о предоставлении водного объекта в пользование от 24.11.2008 N 155 сроком действия до 01.11.2013 на сброс промывных вод с ВОС-1 в реку Кудьма;
-решение о предоставлении водного объекта в пользование от 16.12.2008 N 158 сроком действия до 01.11.2013 на сброс сточных вод в ручей Ловчий со станции аэрации;
- нормативы допустимого сброса веществ в водные объекты по выпускам N 14 и 15, утвержденные, утвержденные Двинско-Печорским БВУ 29.12.2012 на срок до с 01.01.2013 до 01.01.2008;
- разрешение на сброс от 10.01.2013 N 10-11/04-21 сроком действия с 10.01.2013 по31.12.2017.
В период 2012 года предприятие имело следующие разрешительные документы:
- нормативы допустимого сброса веществ в водные объекты по выпускам N 14 и 15, утвержденные, Двинско-Печорским БВУ 12.08.2008 на срок до 01.01.2013
- разрешение на сброс от 20.11.2008 N 05-21/04-21 сроком действия с 17.11.2008 по 31.12.2012.
При этом как правильно отмечено судом первой инстанции, нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов для общества установлены в соответствии с требованиями пункта 6 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом МПР РФ от 17.12.2007 N 333 (зарегистрирована в Минюсте РФ 21.02.2008 N 11198).
Указанным пунктом определено, что в случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд для состава и свойств его вод принимаются наиболее жесткие нормы качества воды из числа установленных.
Из постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 78 "О введении в действие ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования", а так же из Приказа Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" следует, что наиболее жесткими являются нормативы, утвержденные приказом Росрыболовства от 18.01.2010 N 20.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Росрыболовства от 20.11.2010 N 943 "Об установлении рыбоохранных зон морей, берега которых полностью или частично принадлежат Российской Федерации, и водных объектов рыбохозяйственного значения Республики Адыгея, Амурской и Архангельской областей" и пунктом 1533 раздела II приложения 4 к указанному Приказу, протока Малкурья (левый приток пр. Поперечная Паля) является водным объектом рыбохозяйственного значения и имеет ширину рыбоохранной зоны 100 метров.
В силу пункта 2 того же Приказа и пунктом 68 раздела I приложения 4 к нему, река Кудьма относится к водным объектам, имеющим особо ценное рыбохозяйственное значение, и имеет ширину рыбоохранной зоны 200 метров.
Следовательно, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что, нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов для общества установлены исходя из нормативов качества воды в водных объектах рыбохозяйственного значения.
В рассматриваемом случае общество в проверяемый период допускало сброс сточных вод в ручей Ловчий и в реку Кудьма по выпускам N 14 и N 15 с превышением установленных нормативов:
- по выпуску N 14 - по БПКП0ЛН., ионам аммония, фосфатам, нитрит-ионам и нефтепродуктам;
- по выпуску N 15 - по алюминию и взвешенным веществам.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличия в действиях общества состава вмененного ему в вину административного правонарушения.
Общество не оспаривает сам факт административного правонарушения при этом, считает, что в рассматриваемом случае имеет место применение положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности, поскольку качество воды в водных объектах гораздо хуже, чем качество воды сбрасываемой обществом в ручей Ловчий и в реку Кудьма, и соответственно сбрасывание сточных вод с превышением допустимых нормативов не наносит вред окружающей среде.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Вместе с тем Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При этом апелляционная коллегия отмечает, что требования законодательства в области охраны окружающей среды направлены на поддержание состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества, сам факт несоблюдения которых создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Закон N 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный государством порядок в сфере охраны окружающей среды, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.
Осуществляя деятельность по сбрасыванию сточных вод с превышением нормативов допустимых сбросов веществ, общество нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, ее защиту от вредного воздействия, а также интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Пунктом 18.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предусмотрено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного обществом административного правонарушения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания указанного правонарушения малозначительным.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, а именно на то, что качество воды в водных объектах гораздо хуже, чем качество воды сбрасываемой обществом в ручей Ловчий и в реку Кудьма, не могут свидетельствовать о малозначительности совершенного обществом правонарушения. Кроме того, данные обстоятельства не подтверждены документально, поскольку представленные в их подтверждение результаты исследования проб составлены заявителем в одностороннем порядке.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество предпринимало все зависящие от него меры для соблюдения действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
С учетом изложенного вмененное обществу правонарушение не может быть признано малозначительным.
Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых возможно применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, обществом не приведено.
Таким образом, общество правомерно привлечено управлением к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 80 000 руб.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 февраля 2014 года по делу N А05-14066/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-14066/2013