г. Санкт-Петербург |
|
09 июня 2014 г. |
Дело N А56-8547/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Першина А.С. по доверенности от 01.04.2014;
от заинтересованного лица: Булдыгеровой Н.С. по доверенности от 27.12.2013 N 04-23/43545;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6257/2014) ООО "Магистральстройсервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2014 по делу N А56-8547/2013 (судья Пасько О.В.), принятое
по заявлению ООО "Магистральстройсервис"
к Балтийской таможне
о признании незаконными решения и действий по проведению таможенного наблюдения
установил:
ООО "Магистральстройсервис" (191036, Санкт-Петербург, ул. 7-я Советская, д. 30, ОГРН 1027801556023, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Балтийской таможни (198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32А, ОГРН 1037811015879, далее - таможенный орган) по ДТ N 10216100/241212/0141336 и действий по проведению таможенного наблюдения.
Решением суда первой инстанции обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что оспариваемые решение и действия таможенного органа по проведению таможенного наблюдения являются нецелесообразными и необоснованными, их осуществление повлекло за собой выставление контейнеров N N MRKU 3903565, MSKU 8392979, MRKU 3903565, MSKU 8132689, MSKU 9649418 на досмотровую площадку, вследствие чего общество понесло дополнительные расходы в размере 95 998,14 рублей.
Представитель Балтийской таможни с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свои доводы изложил в отзыве.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела видно, что 24.12.2012 ООО "Магистральстройсервис" по соглашению от 12.12.2011 N 12-Dec в целях оформления ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара "древесные плиты" в контейнерах NN MRKU 3903565, MSKU 8392979, MRKU 3903565, MSKU 8132689, MSKU 9649418 подало на Турухтанный таможенный пост Балтийской таможни декларацию на товары (ДТ) N10216100/241212/0141336 с приложением пакета документов.
Указанные контейнеры были помещены в постоянную зону таможенного контроля ЗАО ПЗТК "ПКТ", осуществляющего грузовые операции в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах морского порта.
23-24.12.2012 на основании статей 114, 115 ТК ТС таможенным постом, с применением технического средства таможенного контроля инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК), произведен таможенный осмотр указанных контейнеров и осуществлен таможенный контроль в форме наблюдения ( акт от 23.12.2012).
25.12.2012 товар, задекларированный по ДТ N 10216100/241212/0141336, выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой, под обеспечение уплаты таможенных платежей.
Считая, что решение о проведении таможенного наблюдения и осуществленные по такому решению действия являлись нецелесообразыми и повлекшими для общества издержки, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований общества, дал объективную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 ТК ТС, одной из основных задач таможенного органа является проведение таможенного контроля.
В соответствии со статьей 4 ТК ТС таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Выпуск товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 96 ТК ТС предусмотрено, что при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта.
Согласно пункту 1 статьи 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Таможенный контроль согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 95 ТК ТС проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 95 ТК ТС таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
Пунктом 6 статьи 94 ТК ТС установлено, что при проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.
Порядок организации и проведения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств, необходимых для таможенного контроля, имеет правовое значение и закреплен нормативно.
В соответствии со статьей 11 Закона N 311-ФЗ деятельность таможенных органов основана на определенных принципах, в том числе ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле (пункт 5); недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела (пункт 7); совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах Российской Федерации (пункт 8).
Согласно требованиям статьи 161 Закона N 311-ФЗ при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности_ и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений (часть 3).
В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с лицами, указанными в части 3 данной статьи (часть 4).
Приведенные нормативные положения позволяют признать, что в рамках таможенных правоотношений определенные таможенные операции могут проводиться не только при реализации уже избранной формы таможенного контроля, но и в преддверии таковой (при ее выборе). Проведение тех или иных таможенных операций необходимо для того, чтобы верно избрать действенную (эффективную) и адекватную форму (формы) таможенного контроля, с учетом баланса частных и публичных интересов. При этом принципы деятельности таможенных органов в каждом конкретном случае подлежат реализации как в равной мере имеющие значение для таможенных целей.
Доводы общества, о нарушении таможенным органом принципа выборочное_ и применения в отношении товара, задекларированного по ДТ N 10216100/241212/0141336, всех возможных форм таможенного контроля являются несостоятельными.
Как видно из материалов дела в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10216100/241212/0141336 и ввезенных на территорию таможенного союза в контейнерах NN MRKU 3903565, MSKU 8392979, MRKU 3903565, MSKU 8132689, MSKU 9649418, Турухтанным т/п при проведении таможенного контроля применены такие его формы как: таможенное наблюдение и таможенный осмотр с применением технического средства таможенного контроля инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК).
Статьей 114 ТК ТС установлено, что таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.
В соответствии с указанным положением таможенный орган вправе осуществлять наблюдение за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций, заключающееся в визуальном наблюдении.
Исходя из положений статьи 114 ТК ТС, следует, что реализуемое право таможенного органа на осуществление таможенного контроля в форме таможенного наблюдения не предусматривает принятие таможенным органом решения о проведении данной формы контроля (законодателем не установлено необходимости уведомления декларанта (как, например, при таможенном досмотре), в том числе осуществления каких-либо иных процедурных действий для непосредственно визуального наблюдения).
Судом первой инстанции установлено, что в рассматриваемом случае, таможенным органом осуществлено непосредственное визуальное наблюдение в отношении контейнеров в целях сверки номеров данных контейнеров и наложенных средств идентификации с документами, представленными при декларировании. Применение данной формы таможенного контроля осуществлялось в период нахождения контейнеров N N MRKU 3903565, MSKU 8392979, MRKU 3903565, MSKU 8132689, MSKU 9649418 в зоне осуществления досмотровых операций и заключалось исключительно в визуальном наблюдении целостности и сохранности средств идентификации контейнеров.
Вышеуказанные действия таможенного органа по сверке фактических номеров контейнеров и наложенных средств идентификации являются правовом таможенного органа на осуществление таможенного контроля с целью предупреждения, выявления правонарушений и полностью направлены на соблюдение принципов таможенного законодательства.
В нарушение ст. 65 АПК РФ общество не обосновало и не представило каких-либо доказательств того, что оспариваемые действия таможенного органа повлекли какие-либо дополнительные расходы или иным образом нарушили его права. Апелляционный суд отклонил ходатайство общества о приобщении к материалам дела решения ФТС России N 15-57/18 от 20.02.2014, как не относящееся к предмету спора и содержащее выводы относительно отличной от рассматриваемой в настоящем деле декларации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленного требования, дал полную и правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 января 2014 года по делу N А56-8547/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Магистральстройсервис"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8547/2013