город Ростов-на-Дону |
|
28 мая 2014 г. |
дело N А32-9908/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.
судей Д.В. Николаева, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Ароян О.У.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2014 по делу N А32-9908/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евразия Транс" (ОГРН 1092315006717, ИНН 2315157150) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Новороссийску Краснодарского края о признании недействительным решения
принятое в составе судьи Лесных А.В.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Евразия Транс" (далее - ООО "Евразия Транс", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Новороссийску Краснодарского края (далее - ИФНС России по г.Новороссийску Краснодарского, налоговый орган) о признании недействительными решения N 1693 от 07.12.2011 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, решения N 53209 от 07.12.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 20.02.2014 заявленные обществом требования удовлетворены.
ИФНС России по г.Новороссийску обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение суда от 20.02.2014, в удовлетворении заявленных обществом требованиях отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что обществом в проверяемом периоде необоснованно применена ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов. Применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг, на основании договора транспортной экспедиции российской организации, не организующей международную перевозку вывозимых товаров за пределы территории РФ товаров, нормами п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили. От налогового органа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.07.2011 г. в ИФНС России по г.Новороссийску обществом была представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2011 г. На основании декларации и представленного ООО "Евразия Транс" в подтверждение заявленной ставки 0 % по налогу на добавленную стоимость пакета документов была проведена камеральная налоговая проверка, по итогам которой ИФНС России по г. Новороссийску вынесено решение N 1693 от 07.12.2011 г. об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 435 179 рублей.
Одновременно с решением инспекции от 07.12.2011 г. N 1693 заместителем начальника Инспекции ФНС России по г. Новороссийску было вынесено решение от 07.12.2011 г. N 53209 о привлечении ООО "Евразия Транс" к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 67 652,20 рублей, обществу начислены пени 7 094,11 рублей и предложено уплатить недоимку в сумме 353 200 рублей.
Пунктом 5 статьи 101.2 и пунктом 1 статьи 138 НК РФ установлен обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган решений, принимаемых по результатам налоговых проверок. В силу этого, решение об отказе полностью или частично в возмещении заявленной налогоплательщиком суммы налога и решение о частичном возмещении суммы налога как основанные на установленных в ходе проверки обстоятельствах могут быть обжалованы в суд только после рассмотрения вышестоящим налоговым органом соответствующей жалобы налогоплательщика и проверки его доводов и обстоятельств, явившихся основанием как для отказа в возмещении, так и для принятия решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.05.2011 N 18421/10).
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 01.02.2012 г. N 20-12-91 решение ИФНС России по г. Новороссийску от 07.12.2011 г. N1693 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения, решением УФНС России по Краснодарскому краю от 01.02.2012 г. N 20-12-90 решение ИФНС России по г. Новороссийску от 07.12.2011 г. N 53209 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с доводами ИФНС России по г. Новороссийску, общество обжаловало указанные решения налогового органа в арбитражный суд.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела, на основании заключенных договоров и дополнительных соглашений на транспортно-экспедиционное обслуживание грузов от 15.01.2010 г. N 1 с компанией Nizhex Europe AG (Швейцария) и от 19.03.2010 г. N 4R/14 с компанией "4R ENTERPRISES LTD" (Канада), ООО "Евразия Транс" осуществляло во 2 квартале 2011 г. комплекс транспортно-экспедиционных услуг по организации перевалки экспортных грузов заказчиков. Фактически, услуги, оказываемые обществом, включали в себя два этапа: первый - услуги, связанные с предоставлением (подачей) под погрузку железнодорожного подвижного состава и логистическим сопровождением груза до пункта перевалки (порта); второй - услуги, оказываемые экспедитором непосредственно при перевалке экспортируемого груза за пределы Российской Федерации (далее по тексту "РФ") в порту.
Из предмета представленных договоров и дополнительных соглашений следует, что под организацией перевалки груза понимается перегруз или передача груза с одного вида транспорта на другой или с одного транспортного средства на другое, а именно: метиленхлорид, трихлорэтилен, неонол - груз, поступающий в крытых вагонах и цистернах по Ж/Д путям. Груз, поступающий в вагонах залит в бочки. При перевалке данного груза бочки из вагона перегружались в контейнера линий погрузчиками. При поступлении груза в цистернах с помощью насосов происходил перелив груза из цистерны в бочки. По дополнительной заявке клиента груз маркировался идентификационными знаками и политизировался перед погрузкой в контейнера. Каждый контейнер пломбировался. Из нескольких контейнеров собиралась судовая партия, которая грузилась на контейнеровозы и вывозилась в порт для дальнейшего следования в пункт, находящийся за пределами РФ. Для каждой судовой партии готовился комплект документов - акт перетарки (документ, отражающий N N вагонов, контейнеров, ГТД), ж/д накладная, ГТД, разрешение органов Роспотребнадзора. Груз, поступающий в цистернах - масло минеральное - переливался насосами в контейнеры, предварительно оборудованными для этого. В каждый контейнер укладывался и крепился защитный картон, устанавливался флексий-танк, устанавливался фанерный щит и металлические распорки. Контейнеры с маслом также пломбировались, собирались в судовую партию, грузились на контейнеровозы и вывозились в порт для дальнейшего следования в пункт, находящийся за пределами РФ. Для каждой судовой партии также обществом готовился комплект документов - акт перетарки, ж/д накладная, ГТД.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров. При этом, под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ. Положения настоящего подпункта распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:
- услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;
- транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящего подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
Статьей 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщики представляют в налоговые органы следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг; выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя данных услуг на счет налогоплательщика в российском банке; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ).
Из решений, а также пояснений налогового органа следует, что спор по документам, предусмотренных статьей 165 НК РФ и предоставляемых налогоплательщиком в налоговый орган вместе с декларацией для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость при реализации транспортно-экспедиционных услуг, между заявителем и налоговым органом отсутствует.
Предметом рассматриваемого спора является применение абзаца четвертого подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 (в редакции Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ) НК РФ. При этом судом первой инстанции установлено, что арифметические разногласия, а также разногласия по фактическим обстоятельствам дела (реальность договоров, отправка товара на экспорт, реальное исполнение договоров, перечень оказанных налогоплательщиком услуг) между сторонами также отсутствуют.
По мнению налогового органа, анализ условий договоров, заключенных обществом на оказание транспортно-экспедиционных услуг, опровергают факт непосредственного участия общества в организации международной перевозки. Услуги оказаны обществом при фактическом перемещении товара на территории РФ, представленные договора являются договорами возмездного оказания услуг, а не договорами транспортной экспедиции и не отвечают условиям п.п.2.1 п. 1 ст.164 НК РФ. Деятельность заявителя облагается по ставке 0% при оказании им транспортно-экспедиционных услуг по организации международной перевозки на основании договора транспортной экспедиции, а применение нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг юридическим лицом, не организующим международную перевозку вывозимых за пределы территории РФ товаров, нормами п.1 ст. 164 НК РФ не предусмотрены.
Согласно подпункту 2.1 пункта 1 ст. 164 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" по нулевой ставке налога на добавленную стоимость облагаются транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров. Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Гражданский кодекс РФ (ст. 801) исходят из открытого (расширительного) перечня услуг экспедитора. В соответствии с Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554, транспортно-экспедиционными услугами являются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Вышеуказанным пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса установлен ограниченный перечень транспортно-экспедиционных услуг, в который включены услуги по оформлению документов. При этом согласно Национальному стандарту ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст, к услугам по оформлению документов относится в том числе оформление товаросопроводительной, товаротранспортной документации и комплекта перевозочных документов, которые в соответствии с нормативными документами, регламентирующими порядок заключения договоров перевозки, подтверждают заключение этих договоров.
В соответствии с абз.3 п.1 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции "может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором". При этом, согласно п.1 ст. 805 ГК РФ, если "из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц".
Согласно абзаца 3 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, положения подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ распространяются, в частности, и на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Буквальное толкование нормы, содержащейся в абзаце 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, позволяет сделать вывод об установлении законодателем условия применения ставки 0 % по НДС при оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией международной перевозки, то есть налогоплательщик - экспедитор, в данном случае не обязан сам организовывать международную перевозку, но оказываемая им услуга должна быть непосредственно связана с организацией международной перевозки.
В силу прямого указания в подпункте 2.1 пункта 1 "под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации".
Положения вышеуказанного подпункта распространяются также на услуги "по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок" и на ТЭУ, "оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки". При этом в целях указанного подпункта к ТЭУ относятся "участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора".
Исходя из положений статей 41, 801, 805 ГК РФ, Федерального закона-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 применительно к установленным по делу обстоятельствам, следует вывод о том, что во 2 квартале 2011 года общество правомерно применило ставку 0% по НДС при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Исследованные судом документы в совокупности и взаимной связи подтверждают, что общество оказало во 2 квартале 2011 г. предусмотренные п.п. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ транспортно-экспедиционные услуги в отношении экспортируемого товара, перевозимого в непрямом международном сообщении, то есть конечным пунктом перевозки являлись порты иностранных государств, находящиеся за пределами территории РФ, что прямо следует из договоров по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, которые оказывались в отношении товаров, находящихся в режиме экспорта, услуг по оформлению истцом документов осуществлялись с единственной целью - организовать именно международную перевозку (Постановление ФАС СКО от 01.07.2013 г. N А32-47520/2011, Постановление ФАС СКО от 30.09.2013 г. N А32-9943/2012 ).
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, решения налогового органа N 1693 от 07.12.2011, N 53209 от 07.12.2011 не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушают законные права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Не указание в резолютивной части решения суда от 20.02.2014 на признание недействительным решения N 53209 от 07.12.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не свидетельствует о том, что заявленные требования в указанной части исследованы судом первой инстанции и удовлетворены.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2014 по делу N А32-9908/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9908/2012