г. Томск |
|
22 мая 2014 г. |
Дело N А03-19782/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гальчук М.М.
при участии в заседании: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Заринского района Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 07 февраля 2014 года по делу N А03-19782/2013 (судья С.П. Пономаренко)
по заявлению Администрации Заринского района Алтайского края, г. Заринск, к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 4 по Алтайскому краю, г. Новоалтайск, к Управлению федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю, г. Барнаул, о признании недействительными решения N 752 от 11.06.2013 года "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и решения от 30.07.2013 года,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Заринского района Алтайского края (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Алтайскому краю (далее - Межрайонная ИНФС России N 4 по Алтайскому краю, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения N 752 от 11.06.2013 года "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части начисления транспортного налога по 7 транспортным средствам в сумме 32 140 руб., пеней, штрафа по транспортному налогу (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 07 февраля 2014 года требование заявителя оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления по следующим основаниям:
- Администрация является публично-правовым образованием в связи с чем не может выступать плательщиком транспортного налога; на момент проверки 4 транспортных средства находились в казне муниципального образования, другие переданы иным организациям; в документах государственной регистрации собственником имущества прописано именно муниципальное образование, в паспорт транспортного средства незаконно внесена запись об Администрации как собственнике.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Межрайонной ИНФС России N 4 по Алтайскому краю проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации Администрации по транспортному налогу за 2012 год с составлением акта камеральной налоговой проверки N 3961 от 20.05.2013 года, по результатам рассмотрения которого принято решение от 11.06.2013 года N 752 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Данным решением установлен факт неисчисления и неуплаты транспортного налога по 8 транспортным средствам в сумме 36 315 руб., за неуплату налога Администрация привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 7 263 руб., предложено уплатить недоимку по транспортному налогу в указанном размере, пени в сумме 1 258, 31 руб.
Апелляционная жалоба решением Управления ФНС России по Алтайскому краю от 30.07.2013 года оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением N 752 от 11.06.2013 года в части начисления транспортного налога по 7 транспортным средствам, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация обязана была включить в налогооблагаемую базу по транспортному налогу все спорные транспортные средства, прошедшие государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Исходя из изложенных норм права, принимая во внимание, что в проверяемом периоде за Администрацией по ее месту нахождения в РЭО ОГИБДД МО МВД России "Заринский" в установленном порядке зарегистрированы следующие транспортные средства: автобус КАВЗ 4235-32 государственный регистрационный номер (государственный номер) С182СМ22, автобус ПАЗ 32053-70 государственный номер Н010СХ22, автобус ПАЗ 32054 государственный номер В277СК22, автобус ПАЗ 32054 государственный номер В278СК22, легковой автомобиль УАЗ 33153 государственный номер Р917КТ22, грузовой автомобиль УАЗ 3303 государственный номер Р687АУ22, в государственной инспекции гостехнадзора г. Заринска и Заринского района самоходное транспортное средство на пневматическом ходу (экскаватор) ЭО-2621В-2 государственный номер ЕА1011, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация признается налогоплательщиком транспортного налога.
При этом, с учетом положений ст. 214, ст. 215 Гражданского кодекса РФ, судом первой инстанции проанализирован факт закрепления данных транспортных средств в казне муниципального образования.
Так, из перечисленных выше средств имущество казны муниципального образования Заринский район составляют 4 транспортных средства (автобус КАВЗ 4235-32 государственный номер С182СМ22, автобус ПАЗ 32054 государственный номер В277СК22, автобус ПАЗ 32054 государственный номер В278СК22, грузовой автомобиль УАЗ 3303 государственный номер Р687АУ22). Данное обстоятельство подтверждается выписками из реестра муниципальной собственности Заринского района, ведомостью имущества казны указанного муниципального образования.
Экскаватор ЭО-2621В-2, государственный номер ЕА1011, 28.05.2010 года постановлением Администрации района N 177 изъят из казны и передан в безвозмездное пользование Администрации Гоношихинского сельсовета, которая уплатила транспортный налог по данному транспортному средству за 2012 год (представлена декларация по транспортному налогу).
Автобус ПАЗ 32053-70, государственный номер Н010СХ22, 24.08.2011 года постановлением Администрации района N 398 изъят из казны и передан в оперативное управление МОУ "Новоманошкинская средняя общеобразовательная школа", которая уплатила транспортный налог по автомобилю за 2012 год (представлена декларация по транспортному налогу).
Легковой автомобиль УАЗ 33153, государственный номер Р917КТ22, включен в казну муниципального образования постановлением Администрации района N 13 от 24.01.2013 года как неиспользуемое транспортное средства, представлена декларация по транспортному налогу комитета Администрации района по образованию и делам молодежи в подтверждение уплаты за 2012 год транспортного налога по данному автомобилю.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация является публично-правовым образованием в связи с чем не может выступать плательщиком транспортного налога, противоречит нормам налогового законодательства.
Согласно статье 11 НК РФ под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации и иностранные организации. Исходя из положений статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с Уставом муниципального образования.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Администрация Заринского района зарегистрирована в качестве юридического лица 18.01.1994 г.
Также судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный довод апеллянта о том, что собственником транспортных средств является муниципальное образование - Заринский район, а не Администрация, поэтому взыскание транспортного налога с заявителя не соответствует закону.
На основании статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права собственника осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Поэтому налогоплательщиком транспортного налога в отношении транспортных средств, являющихся собственностью Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, признаются осуществляющие от их имени права собственника юридические лица, на которые зарегистрированы указанные транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность уплачивать транспортный налог ставится в зависимость от регистрации транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения этим налогом. При этом главой 28 НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщика от уплаты транспортного налога в случае, если у него отсутствует зарегистрированный на это лицо объект налогообложения транспортным налогом. Поскольку обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (статья 44 Кодекса), то лицо, на котором зарегистрировано транспортное средство, является плательщиком транспортного налога независимо от фактического владения данным транспортным средством.
На основании пункта 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. N 938 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ" государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы Гостехнадзора).
Постановлением Правительства от 12.08.1994 г. N 938 обязанность по регистрации транспортных средств и изменению регистрационных данных в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств, возложена на собственников транспортных средств, а также лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами. Кроме того, названным Постановлением Правительства Российской Федерации закреплено, что юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в органах, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 3 Постановления).
Учитывая изложенное, передача Администрацией транспортных средств без снятия их с учета в органах, в которых они зарегистрированы, не освобождает ее от обязанности по уплате транспортного налога. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих Администрации снятию с учета зарегистрированных на нем транспортных средств, налогоплательщиком не представлено.
Регистрация спорных транспортных средств подтверждается карточками регистрации и письмом, представленным межмуниципальным отделом МВД России "Заринский" от 15.02.2013 г. N 1634, а также письмом государственной инспекции Гостехнадзора г. Заринска от 15.05.2013 г. N 01/12-22-33.
То обстоятельство, что спорные транспортные средства являются собственностью муниципального образования Заринского района Алтайского края и казны района, не влияет на подтвержденный материалами дела факт регистрации спорных транспортных средств за Администрацией, что влечет за собой в силу пункта 1 статьи 357 НК РФ наделение ее статусом плательщика транспортного налога по спорному объекту.
Более того, факт неправомерного, по мнению апеллянта, внесения соответствующей записи в органах ГИБДД об Администрации как о собственнике транспортных средств, не отменяет налоговые последствия фактически осуществленных регистрационных действий, не признанных незаконными в установленном законом порядке, тогда как вопрос законности такой регистрации предметом настоящего спора не является.
Также обоснованно не принят во внимание судом первой инстанции тот факт, что часть транспортных средств в казне и являются собственностью муниципального образования, не являющегося юридическим лицом, а часть во владении (пользовании) других учреждений, поскольку это не освобождает Администрацию от уплаты транспортного налога.
Не подлежит и зачету транспортный налог, уплаченный за Администрацию другими учреждениями. В силу ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно (от своего имени, за счет собственных средств) исполнять обязанности по уплате налогов.
При этом, не нашел своего подтверждения материалами дела и факт двойного налогообложения, на который ссылается апеллянт; в рамках настоящего дела рассматривается вопрос признания плательщиком транспортного налога со спорных транспортных средств именно Администрации, тогда как вопрос исчисления транспортного налога иными организациями за тот же период и по тем же транспортным средствам не являлся предметом проверки ни налогового органа, ни предметом настоящего спора, разрешаемого в суде, вопрос полноты и правомерности исчисления налога МОУ "Новоманошкинская средняя общеобразовательная школа", Администрации Гоношихинского сельсовета, Администрации района не может быть исследован судом в настоящем деле.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные транспортные средства, являющееся объектами налогообложения транспортным налогом, зарегистрированы за юридическим лицом - Администрацией Заринского района, следовательно, она признается плательщиком транспортного налога.
На основании чего налоговый орган правомерно вынес решение о доначислении Администрации транспортного налога, пени и привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 07 февраля 2014 года по делу N А03-19782/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-19782/2013