г. Киров |
|
06 июня 2014 г. |
Дело N А28-5077/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Момотюка В.В., действующего на основании доверенности от 26.12.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Леском" и Федерального агентства лесного хозяйства
на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.03.2014 по делу N А28-5077/2012, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.,
по иску прокурора Кировской области (ИНН 4348006312, ОГРН 1034316522899) в интересах Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации и в интересах Кировской области в лице Правительства Кировской области
к департаменту лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963) и к обществу с ограниченной ответственностью "Леском" (ИНН 4308003964, ОГРН 1094313002508)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (ИНН 4347021540, ОГРН 1034316517652), Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ИНН7710256289, ОГРН 1027700221450)
о признании недействительным дополнительного соглашения от 24.06.2011 к договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 20.08.2010 N 16-35,
установил:
исполняющий обязанности прокурора Кировской области (далее - Прокурор, заявитель) в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратился в Арбитражный суд Кировской области в интересах Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации и в интересах Кировской области в лице Правительства Кировской области к департаменту лесного хозяйства Кировской области (далее - Департамент, ответчик 1) и обществу с ограниченной ответственностью "Леском" (далее - Общество, ответчик 2) о признании недействительным дополнительного соглашения от 24.06.2011 к договору от 20.08.2010 N 16-35 аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 168, 447, 448, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 73, 74, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 15, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - Управление, третье лицо 1), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Агентство, третье лицо 2), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Министерство, третье лицо 3).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.03.2014 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, Общество и Агентство обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению Общества, правила части 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ касаются запрета изменения условий аукциона при заключении договора аренды, но не содержит ограничения на изменение условий после его заключения. Полагает, что приведение договора в соответствие с проектом освоения лесов, в том числе в отношении размера арендной платы, предусмотрено аукционной документацией; при этом корректировка размера по дополнительному соглашению не является изменением условий аукциона.
Агентство в апелляционной жалобе указывает, что в Лесном кодексе Российской Федерации содержится запрет на изменение условий аукциона исключительно на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон договора. Вместе с тем Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает иные основания внесения изменений в договор. В Лесном кодексе Российской Федерации не содержится запрета на внесение изменений в договор аренды лесного участка по общим основаниям, а, следовательно, применение таких оснований в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, для договоров аренды лесных участков действующим законодательством не запрещается. Именно проект освоения лесов позволяет в полной мере установить допустимый объем изъятия древесины. Согласно пункту 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации предметом аукциона является не сама арендная плата, а местоположение лесных насаждений, а также объем подлежащих заготовке лесных ресурсов. Помимо предмета аукциона в извещении о проведении аукциона должны содержаться сведения о начальной цене предмета аукциона, следовательно, арендная плата, установленная по результатам аукциона, не является предметом аукциона. Невнесение изменений в объем допустимого изъятия лесных ресурсов и, как следствие, в размер арендной платы означало бы неосновательное обогащение арендодателя, если объем допустимого изъятия фактически снижен, чем было предусмотрено договором аренды. Исходя из выводов суда, в случае, если фактический объем подлежащих заготовке лесных ресурсов большее, чем предусмотрено в договоре аренды лесного участка, то внесение изменений в договор в части увеличения такого объема, и, как следствие, арендной платы противоречит действующему законодательству. При этом невнесение таких изменений означало бы использование лесов с изъятием лесных ресурсов, в том числе заготовку древесины, арендатором бесплатно, что ведет к нарушению прав и законных интересов арендодателя в части получения арендных платежей.
Истец в отзыве на апелляционные жалобы просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании поддержал позицию по делу, считает что обжалуемое решение законным и обоснованным, а жалобы не подлежащими удовлетворению.
Департамент и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Департамент заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 16.01.2014 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов, основываясь на представленных в материалы дела доказательствах.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.08.2010 на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 10.08.2010 N 16-1 Департамент (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды N16-35 (далее - договор аренды), в соответствии с которым арендатор принимает во временное пользование лесной участок площадью 5 809 кв.м, находящийся в государственной собственности; местоположение: Кировская область, Мурашинский район, Мурашинское лесничество, Бечевское участковое лесничество, кварталы 1-14; Боровицкое сельское участковое лесничество; условный номер 43-43-01/296/2010-781, учетная запись в государственном лесном реестре N16.30-2010-04 (пункты 1, 2 договора аренды).
Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях N 1 и N 2 к договору. Лесной участок передается арендатору для видов использования и в объемах, указанных в приложении N 3 к договору (пункты 3, 4 договора аренды).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 20.08.2010 (приложение N 5 к договору).
Срок действия договора аренды установлен 15 лет с даты его государственной регистрации (пункт 22 договора).
Согласно пунктам 5, 6 договора, арендная плата на момент его подписания составила 3 545 052 (три миллиона пятьсот сорок пять тысяч пятьдесят два) рубля 00 копеек в год и подлежала внесению от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля - 15 %, 15 марта - 10 %, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.
В пункте 7 договора стороны установили, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов. При изменении в установленном порядке органами государственной власти Российской Федерации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ, размер арендной платы пересматривается Арендодателем в одностороннем порядке.
Распоряжением Департамента от 02.03.2011 N 160 проект освоения лесного участка, разработанный Обществом, получил положительное заключение государственной экспертизы
На основании утвержденного проекта освоения лесного участка и в соответствии с пунктами 7 и 15 договора, Департамент и Общество 24.06.2011 заключили дополнительное соглашение N 1 к договору, которым изменили в сторону уменьшения виды, объемы использования лесов на арендуемом лесном участке. Также, в сторону уменьшения был изменен размер арендной платы, который с 02.03.2011 составил 3 461 522 (три миллиона четыреста шестьдесят одна тысяча пятьсот двадцать два) рубля 00 копеек в год, а с 25.04.2011 в связи с изменениями разрядов такс на лесном участке, определенных распоряжением департамента лесного хозяйства Кировской области от 25.04.2011 N 251 "О распределении лесов лесничеств Кировской области по разрядам такс", составил 2 368 092 рубля 00 копеек в год.
Договор аренды от 20.08.2010 N 16-35 с учетом приложений N 1 - 6, являющихся неотъемлемой его частью, зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 21.09.2010 за номером 43-43-01/494/2010-454. Дополнительное соглашение N 1 также зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 27.06.2011 за номером 43-43-01/376/2011-363.
Полагая, что дополнительное соглашение от 24.06.2011 N 1 к договору аренды лесного участка заключено арендодателем и арендатором в нарушение положений статьи 74 ЛК РФ без проведения аукциона, прокурор обратился в суд с требованием о признании данного соглашения недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на апелляционную жалобу, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При этом предметом аукциона выступает начальный размер арендной платы (часть 1 статьи 74 Лесного кодекса), который в силу пункта 4 части 4 статьи 79 названного кодекса не может быть ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьями 73 и 76 того же кодекса.
Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины на "шаг аукциона" (часть 1 статьи 80 Лесного кодекса).
В силу пункта 1 и пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается с лицом, предложившим наиболее высокую цену.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что если предметом аукциона являлась арендная плата, то по результатам проведения аукциона заключается договор аренды лесного участка, в котором размер арендной платы определяется по цене предложенной победителем.
Исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
Из протокола аукциона от 10.08.2010 N 16-1 по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности следует, что предметом аукциона (аукционной единицей) являлся ежегодный размер арендной платы за использование лесного участка. Начальная цена аукционной единицы (годовая плата) составляла 897 486 рублей, окончательная цена аукционной единицы (ежегодный размер арендной платы) по результатам аукциона составила 3 545 052 рубля и в силу приведенных норм права не может быть уменьшена.
На основании утвержденного Департаментом 02.03.2011 проекта освоения лесов, арендодатель и арендатор 24.06.2011 заключили дополнительное соглашение N 1.
Из содержания оспариваемого дополнительного соглашения N 1, размер арендной платы с 25.04.2011 был уменьшен до 2 368 092 рубля 00 копеек в год в связи с изменениями разрядов такс на лесном участке, определенных распоряжением департамента лесного хозяйства Кировской области от 25.04.2011 N 251 "О распределении лесов лесничеств Кировской области по разрядам такс".
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что дополнительное соглашение N 1 к Договору было заключено в нарушение положений пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Закона N 135-ФЗ и на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12157/13.
Все доводы, приведенные заявителями апелляционных жалоб, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, влияющих на оценку спорной ситуации, Обществом и Агентством не приведено.
При таких обстоятельствах изложенные в апелляционных жалобах доводы не опровергают правильность выводов суда, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем подлежат отклонению.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при разрешении спора судом не допущено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителей жалоб. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Агентство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.03.2014 по делу N А28-5077/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Леском" и Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5077/2012