г. Чита |
|
29 мая 2014 г. |
Дело N А10-5084/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Н. Скажутиной,
судей Л.В. Капустиной, С.И. Юдина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия, апелляционные жалобы ДНТ "Дружба", Администрации МО "Кабанский район" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 марта 2014 года по делу N А10-5084/2013 по иску Администрации Муниципального образования "Кабанский район" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия о признании права собственности отсутствующим (суд первой инстанции: Е.Г. Муравьева);
при участии в судебном заседании:
от истца Администрации МО "Кабанский район" (ОГРН 1020300668585; 671200, Бурятия Республика, Кабанск Село, Кирова Улица, 10): Яковлев В.И. - представитель (доверенность от 09.01.2014); Божеев Р.С. - представитель (доверенность от 09.01.2014);
от ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (ОГРН 1090327009354; 670000, Бурятия Респ, Улан-Удэ г, Коммунистическая ул, 50): Тарнуева В.В. - представитель (доверенность от 20.06.2013);
от третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598; 670000, Бурятия Респ, Улан-Удэ г, Борсоева ул, 13 Е): Мухина С.Н. - представитель (доверенность от 09.01.2014);
от ДНТ "Дружба" (ОГРН 1020300667860; 671247, Бурятия Респ, Кабанский р-н, Селенгинск пгт, Солнечный мкр, 9, 8): Фетисова Н.Г. - представитель (доверенность от 23.04.2012);
от ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Бурятия (ОГРН 1020300975177; 670000, Бурятия Респ, Улан-Удэ г, Ленина ул, 55): не явился, извещен;
от Прокуратуры Республики Бурятия (ОГРН 1020300990478; 670000, Бурятия Респ, Улан-Удэ г, Борсоева ул, 23, А): Галькина Н.В. - прокурор (удостоверение);
установил:
Администрация Муниципального образования "Кабанский район" (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (далее - ответчик, Управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный
участок с кадастровым номером 03:09:690103:2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Дачное некоммерческое товарищество "Дружба", Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Бурятия, прокурор Республики Бурятия (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 марта 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Администрации МО "Кабанский район" и ДНТ "Дружба", не согласившись с решением суда, обжаловали его в апелляционном порядке.
Администрация считает не соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам материального права выводы суда первой инстанции о том, что на земельные участки, предоставленные федеральным государственным предприятиям, право собственности Российской Федерации возникло в силу закона с 01.07.2006, а также о том, что с указанного времени Администрация МО "Кабанский район" не вправе была распоряжаться спорным земельным участком, в том числе сдавать его в аренду. Заявитель считает, что спорный земельный участок относится к землям государственная собственность на которые не разграничена и в соответствии п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ от 26.10.2001 года распоряжение данными землями осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.
ДНТ "Дружба" в своей жалобе, помимо доводов, аналогичных приведенным в апелляционной жалобе истца, указывает также на незаконное проведение Управлением Росреестра по РБ регистрации права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2, без надлежащей правовой экспертизы представленных документов. Считает, что иск о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок с момента регистрации, возвратит участку статус неразграниченного и находящегося в государственной собственности и установит факт правомерности его передачи в аренду ДНТ "Дружба".
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом.
Представители подателей апелляционных жалоб в судебном заседании поддержали доводы жалоб.
Представитель ответчика и прокурор представили отзывы на апелляционные жалобы, в которых не согласились с доводами жалоб, просили решение оставить без изменения, жалобы без удовлетворения.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия так же поддержал представленный отзыв на апелляционную жалобу.
Руководствуясь частью 1 статьи 123, частями 3, 5 статьи 156 и статьей 266 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционных жалоб, материалы дела, выслушав представителей лиц участвующих в деле и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что согласно постановлению Кабанской районной Администрацией от 08.12.1993 N 316 "О закреплении за Транссовхозом "Большереченский" на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 6054 га", Комитету по земельным ресурсам и землеустройству поручено подготовить и выдать свидетельство о праве пользования землей.
В соответствии с данным постановлением 09.12.1993 Транссовхозу "Большереченский" выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, всего 6054 га, расположенным в Республике Бурятия, Кабанский район, с. Большая речка, для использования в сельскохозяйственных целях.
После проведенного в 2002 году в соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" межевания, 18.10.2002 Администрацией МО "Кабанский район" было принято два постановления N 922, N 922-1. Данными постановлениями утверждены материалы межевания земель ФГУП "ВСЖД" Министерства путей сообщения Российской Федерации по объекту "Транссовхоз "Большереченский", находящемуся по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Большая речка, выполненные индивидуальным предпринимателем Луневым П.И. по заданию директора института "Иркутскжилдорпроект" ГУП ВСЖД о производстве работ по межеванию земель ВСЖД вне полосы отвода.
Из содержания постановлений следует, что земельные участки общей площадью 1127,31 га из земель Транссовхоза "Большереченский" переданы в состав земель фонда перераспределения. Пункт 1.2 постановления Кабанской районной Администрации N 316 от 08.12.1993 "О закреплении земель в бессрочное (постоянное) пользование совхозом" признан утратившим силу.
Пунктами 4 постановлений N 922, N 922-1 закреплено, что в постоянное (бессрочное) пользование ФГУП "ВСЖД" Министерства путей сообщения Российской Федерации под объекты "Транссовхоза "Большереченский" переданы земельные участки общей площадью 4615,69 га. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Кабанского района после проведения инвентаризации земель ФГУП "ВСЖД" МПС Российской Федерации внести изменения в земельно-кадастровую документацию по количественному составу земель.
После принятия постановлений 20.11.2002 руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Кабанского района Республики Бурятия утверждено межевое дело, по которому были установлены и закреплены на местности границы земельных участков Транссовхоза "Большереченский". В качестве правообладателя указано ФГУП "ВСЖД" Министерства путей сообщения Российской Федерации, Транссовхоз "Большереченский", границы земельного участка были согласованы со смежными землепользователями, земельные участки отнесены к землям сельскохозяйственного назначения.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 03:09:690103:2 внесены в государственный кадастр недвижимости 16.05.2003. Основанием для внесения сведений явилось межевое дело, утвержденное 20.11.2002 руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Кабанского района Республики Бурятия Сокольниковым И.И 16.05.2003 Российской Федерацией получен кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2. Из кадастрового паспорта следует, что земельный участок у Российской Федерации находится на праве собственности (л.д. 15).
Во исполнение распоряжения Министерства путей сообщения Российской Федерации от 20.11.2002 N 729-р ФГУП ВСЖД 10.03.2003 был издан приказ N 18н "О создании федеральных государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий "Нижнеудинск" и "Большереченский" (краткое наименование совхоз "Большереченский").
Указанным приказом было предусмотрено создать в Управлении дороги комиссию по передаче с баланса ФГУП ВСЖД обособленных подразделений совхозов "Нижнеудинск" и "Большереченский" на баланс федеральных государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий "Нижнеудинск" и "Большереченский". Приказом предусмотрено обеспечить в установленном порядке передачу имущества обособленных подразделений совхозов "Нижнеудинск" и "Большереченский" с баланса ВСЖД на баланс федеральных государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий "Нижнеудинск" и "Большереченский".
31.03.2003 такой передаточный акт за N 235 был подготовлен, подписан членами комиссии и утвержден начальником ВСЖД.
Из акта следует, что комиссия произвела прием-передачу имущества, документов из обособленного подразделения совхоз "Большереченский" ВСЖД МПС РФ в федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Большереченский" ВСЖД МПС РФ. В акте указано, что совхоз "Большереченский" прекратил свою деятельность как обособленное подразделение ВСЖД в связи с созданием федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Большереченский". К акту приложен бухгалтерский баланс по состоянию на 31.03.2003 с указанием наличия у совхоза "Большереченский", движимого, недвижимого имущества, в том числе земельного участка.
28.01.2003 начальником ВСЖД был утвержден Устав ФГУП сельскохозяйственное предприятие "Большереченский". Из общих положений устава следует, что федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Большереченский" ВСЖД МПС РФ создано на основании распоряжения Министерства путей сообщения Российской Федерации от 20.11.2002 N 729-р. Совхоз является федеральным государственным сельскохозяйственным предприятием, относится к федеральной собственности и входит в состав ВСЖД, которая является по отношению к совхозу вышестоящим органом управления.
Учредителем совхоза является Министерство путей сообщения Российской Федерации (п. 1.3).
Имущество совхоза относится к федеральной собственности, состоит из основных и оборотных средств, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе (п. 3.1 Устава). Целью создания совхоза явилось производство сельскохозяйственной продукции, её переработка и реализация.
08.04.2004 в соответствии с Прогнозным планом приватизации федерального имущества на 2003 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 1155-р, руководствуясь Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 178-ФЗ от 21.12.2002, Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Бурятия принято решение N 3 об условиях приватизации государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Большереченский" путем его преобразования в ОАО "Большереченское" со 100 % закреплением акций создаваемого акционерного общества в собственность Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 178-ФЗ от 21.12.2002 установлено, что отчуждению не подлежат участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов.
По указанной причине земельные участки федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Большереченский" не были включены в уставный капитал создаваемого акционерного общества.
06.08.2004 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ОАО "Большереченское". В пунктах 1.2, 1.4 устава указано, что учредителем общества является Российская Федерация, что общество является правопреемником ФГУСП "Большереченский" ВСЖД МПС РФ.
Передаточным актом от 30.06.2004 имущество, кроме спорного земельного участка с кадастровым номером 03:09:690103:2, было передано на баланс акционерного общества "Большереченское".
03.02.2010 Российская Федерация зарегистрировала право собственности на земельный участок. Основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации явились постановления Администрации МО "Кабанский район" N 922, N 922-1 от 18.10.2002.
19.10.2010 Российской Федерацией получено повторное свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2. В качестве основания для государственной регистрации указан дополнительно Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ (свидетельство о государственной регистрации серии 03-АА N 058721).
Кроме того, по делу установлено, что 05.06.2007 Администрация Кабанского района приняла постановление N 535 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:09:690103:2 в аренду сроком на 49 лет ОАО "Большереченское".
Указанным постановлением прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, предоставленный ФГУП "ВСЖД" под объектом "Транссовхоз "Большереченский". Также данным актом было признано утратившим силу постановление Администрации Кабанского района N 922 от 18.10.2002 в части предоставления земельного участка ФГУП "ВСЖД" под объектом "Транссовхоз "Большереченский". Отделу землеустройства было поручено заключить и зарегистрировать с ОАО "Большереченское" договор аренды на земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2, имеющий адресные ориентиры: Республика Бурятия, Кабанский район, в 13 км. северо-западнее с. Большая речка. Однако, данный договор аренды с ОАО "Большереченское" впоследствии не был заключен.
13.04.2009 председатель ДНТ "Дружба" Батуев С.Ж. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для ДНТ. Постановлением Администрации МО "Кабанский район" от 20.05.2009 утвержден акт обследования и выбора земельного участка. На основании акта, которым земельный участок образован в натуре, было проведено межевание земельного участка, установлены координаты его на месте. 13.08.2008 документы были сданы в Территориальный отдел Управления Роснедвижимости по Кабанскому району для постановки на кадастровый учет.
Постановлением от 05.03.2010 N 434 Администрация МО "Кабанский район" утвердила схему раздела земельного участка с кадастровым номером 03:09:690103:2 с образованием трех земельных участков с кадастровыми номерами 03:09:690103:70, 03:09:690103:71, 03:09:690103:72.
Земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:71 предоставлен ДНТ "Дружба" в аренду сроком на 49 лет на основании постановления Администрации МО "Кабанский район" от 20.08.2010 N 1785 "О предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 (сорок девять) лет Дачному некоммерческому товариществу "Дружба" из земель сельскохозяйственного назначения". Между Администрацией МО "Кабанский район" и ДНТ "Дружба" 20.08.2010 заключен договор N 211 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности. Факт нахождения земельного участка в государственной собственности подтверждается информацией, изложенной в кадастровом паспорте от 08.07.2010 N 0309/202/10-814.
Впоследствии указанный земельный участок был разделен на 209 земельных участков, которые Администрацией МО "Кабанский район" были предоставлены гражданам - членам ДНТ "Дружба" за плату. Денежные средства от продажи земельных участков поступили в бюджет МО "Посольское" в 2010-2011 годах. По пояснению представителя истца, часть граждан зарегистрировали право собственности на земельные участки. Большая часть граждан не смогли зарегистрировать право собственности, так как Управление Росреестра по Республике Бурятия отказало им в регистрации, сославшись на то, что на земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Полагая, что Российская Федерация незаконно зарегистрировала право собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2, чем нарушила права и законные интересы МО "Кабанский район", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Республики Бурятия разрешая спор, исходил из того, что представленные в доказательства, подтверждающие выделение Администрацией совхозу земельного участка, его межевание, последовательность перехода спорного земельного участка, свидетельствует о том, что объект не выбывал из собственности Российской Федерации; - из того, что преобразование ФГУСП "Большереченский" в ОАО "Большереченское" не прекратило право федеральной собственности; - из того, что истец не представил в материалы дела доказательства передачи земельного участка муниципальному образованию, не представил документы, подтверждающие совершение федеральными органами безусловных действий, направленных на прекращение у Российской Федерации права собственности на спорный земельный участок.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на земельные участки, предоставленные федеральным государственным предприятиям, право собственности Российской Федерации возникло в силу закона с 01.07.2006. И с этого времени Администрация МО "Кабанский район" не вправе была распоряжаться спорным земельным участком, в том числе сдавать его в аренду. Данные действия совершены Администрацией МО "Кабанский район" с нарушением статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебный акт принят со ссылками на положения статей 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9, 16, 17, 19, Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакциях, действовавших до 01.07.2006), статьи 3.1 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 2, 3, 4, 5 Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, подлежат отклонению в силу следующего.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2).
В статьях 3, 4, 5 названного Закона указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.
Статьями 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакциях, действовавших до 01.07.2006), предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.
С 01.07.2006 законодателем пересмотрены принципиальные подходы к разграничению государственной собственности на землю и установлены критерии, по которым земельные участки относятся к тому или иному уровню собственности в силу прямого указания закона. При этом органам местного самоуправления, предоставлено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одним из критериев, позволяющих отнести такие земельные участки к соответствующему уровню государственной собственности либо собственности муниципального образования.
17 апреля 2006 года принят Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который вступил в силу с 01.07.2006 (статья 5).
Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" признан утратившим силу.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 17.04.2006) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
В пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указаны критерии отнесения земельных участков к федеральной собственности.
Пункты 2 и 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона содержат подробные критерии, позволяющие отнести земельные участки к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности муниципальных образований.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пункт 10 статьи 3 названного Федерального закона изложен в новой редакции, согласно которой осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 3.1.
Системное толкование приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что с 01.07.2006 года государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.
Поскольку статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ введена в действие Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 01.07.2006, то с этого момента право государственной собственности на земельный участок является разграниченным.
При таких обстоятельствах, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что на земельные участки, предоставленные федеральным государственным предприятиям, право собственности Российской Федерации возникло в силу закона с 01.07.2006.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились).
В этой связи, апелляционный суд считает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, учитывая, что на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, иск о признании права муниципальной собственности на этот участок истцом не заявлен, обстоятельств, допускающих применение такого исключительного способа защиты как признание права отсутствующим, не имеется.
На основании вышеизложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 марта 2014 года по делу N А10-5084/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5084/2013
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 554-ПЭК15
10.09.2015 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-5084/13
14.10.2014 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3876/14
29.05.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1915/2014
13.03.2014 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-5084/2013