г. Самара |
|
10 июня 2014 г. |
Дело N А65-3264/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 июня 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 апреля 2014 года по делу N А65-3264/2014 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зодчий" Ларионов А.А. (ОГРН 1061674031979), Республика Татарстан, г. Елабуга,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан (ОГРН 1041642618490, ИНН 1646055550), Республика Татарстан, г. Елабуга,
о признании недействительным решения от 11 февраля 2014 года об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Зодчий" (далее - заявитель, общество, ООО "Зодчий") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан (далее - регистрирующий орган, Межрайонная ИФНС России N 9 по Республике Татарстан) от 11.02.2014 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Зодчий" в связи с его ликвидацией как не соответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и обязании устранить нарушение прав общества (л.д. 3-4).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.04.2014 по делу N А65-3264/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Татарстан от 11.02.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Зодчий", в связи с его ликвидацией.
Суд обязал Межрайонную ИФНС России N 9 по Республике Татарстан устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Зодчий" (л.д. 33-35).
В апелляционной жалобе регистрирующий орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.42).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 13.03.2013 учредителями ООО "Зодчий" принято решение о добровольной ликвидации, сведения о процедуре добровольной ликвидации опубликованы в соответствии с действующим законодательством в журнале "Вестник государственной регистрации" в часть 1 N 12(421) от 27.03.2013/96.
15.07.2013 ликвидатор общества обратился с заявлением в регистрирующий орган о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией. К заявлению приложены документы.
Заместителем начальника Межрайонной ИФНС России N 9 по Республики Татарстан Рожковым А.Г. 22.07.2013 принято решение об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Зодчий" в связи с его ликвидацией по причине того, что ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения; в нем не отражена кредиторская задолженность ООО "Зодчий" по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), которая по состоянию на 26.07.2013 за период с 2011-2012 составила 1 256 792 руб. Из них: задолженность 2011 года составила - 1 128 156 руб., расчетная задолженность 2012 года (рассчитанная согласно сведениям ПФР) составила 128 636 руб.
По состоянию на 26.07.2013 ООО "Зодчий" ИНН 1646019128/ КПП 164601001 имеет просроченную непогашенную задолженность по обязательным платежам (денежным обязательствам) перед бюджетом в общей сумме 110778 руб. 07 коп., в том числе недоимка 102737 руб. 00 коп. (недоимка образовалась по представленной вами декларации за 2012 дата поступления в ГНИ 19.07.2013), пени 7841 руб. 07 коп., штраф 200 руб. 00 коп.
Не согласившись с полученным отказом, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2013 по делу N А65-23120/2013 (вступившего в законную силу) (л.д.10-17) заявление ООО "Зодчий" о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N9 по Республике Татарстан от 22.07.2013 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Зодчий", в связи с его ликвидацией как не соответствующее Федеральному закону N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"", оставлено без удовлетворения по причине неуплаты суммы задолженности по земельному налогу.
Судом установлено, что сдана декларация по земельному налогу за 2013 год к начислению в сумме 17126 руб. 00 коп. по сроку уплаты 10.02.2014.
Судом также установлено отсутствие у общества задолженности по НДФЛ, поэтому как основание для отказа в государственной регистрации прекращения юридического лица в данной части является неправомерным.
Во исполнение данного решения Арбитражного Суда Республики Татарстан от 12.12.2013 по делу N А65-23120/2013 ООО "Зодчий" погасило задолженность по земельному налогу в полном объеме, что подтверждается справкой Межрайонной ИФНС России N 9 по Республики Татарстан от 26.01.2014 N 130080 об отсутствии задолженности (л.д.18-22).
04.02.2014 ликвидатор общества обратился с заявлением в регистрирующий орган о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией. К заявлению приложены документы.
Решением регистрирующего органа от 11.02.2014 отказано в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Заодчий" в связи с его ликвидацией как не соответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Основанием отказа является вывод, что ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения; в нем не отражена кредиторская задолженность ООО "Зодчий" по налогу на доходы физических лиц в качестве налогового агента. Задолженность рассчитана по сведениям, представленным Обделением Пенсионного фонда РФ по Елабужскому району и г.Елабуга (л.д.9).
Общество не согласилось с решением регистрирующего органа и обратилось с заявлением в суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, государственных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 ст. 6 и пунктом 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Ликвидация юридического лица проводится в соответствии со статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ установлены случаи, при которых допускается отказ в государственной регистрации, в том числе непредставление заявителем определенных этим Законом необходимых для государственной регистрации документов.
При этом решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 этой статьи (пункт 2 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
Из материалов дела видно, что основанием отказа в государственной регистрации является вывод регистрирующего органа, что ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения; в нем не отражена кредиторская задолженность ООО "Зодчий" по налогу на доходы физических лиц в качестве налогового агента. Задолженность рассчитана по сведениям, представленным Отделением Пенсионного фонда РФ по Елабужскому району и г.Елабуга. Регистрирующим органом сделан вывод, что обществом не представлен ликвидационный баланс, поэтому в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказано обществу в государственной регистрации, в связи с непредставлением для государственной регистрации документов.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что решение регистрирующего органа является недействительным, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2013 по делу N А65-23120/2013, вступившим в законную силу, установлено отсутствие задолженности общества перед бюджетом по уплате НДФЛ.
Таким образом, в связи с тем, что задолженность по обязательным платежам (денежным обязательствам) перед бюджетом РФ отсутствует, отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Зодчий" (ИНН 1646019128/ КПП 164601001), в связи с его ликвидацией является не правомерным.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о представлении заявителем всех документов, которые, в соответствии с Законом N 129-ФЗ, являются основанием для государственной регистрации о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией.
Проведение процедуры добровольной ликвидации регламентировано статьями 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации промежуточный ликвидационный баланс составляется после окончания срока для предъявления требований кредиторами и должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Оспариваемый акт регистрирующего органа нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующие органы.
Арбитражный суд в силу предоставленных ему статьей 71 АПК РФ полномочий оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил обществу заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта, что суд первой инстанции не учел, что в соответствии с частью I Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрен порядок досудебного разрешения налогового спора, что указано в статье 138 НК РФ.
В рассматриваем деле рассматривался не налоговый спор, а спор связанный с государственной регистрацией, что регламентировано Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Следовательно, на рассматриваемый спор требования Налогового кодекса Российской Федерации не распространяются.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 НК РФ относятся на налоговый орган, но не взыскиваются, в связи с освобождением налоговых органов от ее уплаты в соответствии со статьей 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 апреля 2014 года по делу N А65-3264/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-3264/2014
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8122/16
29.01.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17091/15
20.10.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-3264/14
09.06.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-24609/15
02.04.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3020/15
26.01.2015 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-3264/14
10.06.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7616/14
10.04.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-3264/14