г. Ессентуки |
|
09 июня 2013 г. |
Дело N А22-3230/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу заявителя - Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 12.03.2014 по делу А22-3230/2013 (судья Алжеева Л.А.)
по заявлению Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия (г. Элиста, ул. Н. Очирова, 15, ИНН: 0816010028, ОГРН: 1090816006225)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (г. Элиста, ул. Лермонтова, 4, ИНН: 0816005412, ОГРН: 1080816004004)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
сельскохозяйственного производственного кооператива племенной завод "Харахусовский"
о признании недействительными решения и предписания от 08.11.2013 N 08-93-135/2013,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительными решения и предписания от 08.11.2013 N 08-93-135/2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен сельскохозяйственный производственный кооператив племенной завод "Харахусовский" (далее - третье лицо, кооператив).
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 12.03.2014 в удовлетворения заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что министерство нарушило порядок предоставления субсидий. Ставки на субсидии к кооперативу и иным сельскохозяйственным производителям применялись разные. Бюджетные средства распределены непропорционально.
Не согласившись с решением суда, министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, удовлетворив заявление. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что министерство самостоятельно осуществляет бюджетный процесс. Кооператив включен в перечень на основании акта Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Денежные средства предоставлены на безвозмездной и невозвратной основе.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в нем, а также просит рассмотреть дело в отсутствие его представителей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации утвержден Перечень сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств по племенному животноводству для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных в 2012 году (далее - Перечень), о чем республике было сообщено письмом от 06.02.2012 г. N ШВ-24-27/820.
В Перечень вошли 34 сельскохозяйственных товаропроизводителей республики, а именно: ОАО ПЗ им. А. Чапаева, СПК "Ергененский", КФХ "Адуч", СПК "Ханата", СПК "Плодовитое", СПК "Маяк", ООО "КФХ Альтаир", СПК "Первомайское", ООО "Агрофирма ПИК Плюс", ООО "Агробизнес", СПК "Чограйский", КФХ "Будда", ОАО "50 лет Октября", СПК "Хошуд", СПК "Цаган-Усн-1", СПК "Степной", ООО "Агрофирма Уралан", СПК "Улан Хол", ЗАО им. Джалыково, РГУП "Сарпа", СПК ПЗ "Первомайский", ОАО ПЗ "Кировский", СПК "Эрдниевский", СПК "Татал", СПК "Харба", СПК "Юста", ОАО ПЗ "Улан-Хееч", СПК "Чилгир-1", СПК "Цекерта", МУП "Ставропольский", СПК им. Ю.А. Гагарина, ОАО ПЗ "Черноземельский", ООО "Кировский", СПК "Полынный".
Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Республикой Калмыкия заключено соглашение о предоставлении субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства от 20.02.2012 N 224/17, в соответствии с которым обязательства Республики Калмыкия по объему средств составляют 9 628 300 рублей.
Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия от 02.04.2012 г. N 41-п утверждены ставки субсидий на 2012 год на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных в условных головах из федерального и республиканского бюджетов согласно приложения NN 1, 2 приказа.
С 05.03.2012 по 12.04.2012 от сельскохозяйственных товаропроизводителей, включенных в Перечень, поступили заявления о выдаче причитающихся субсидий, согласно которым каждый из 34-х сельскохозяйственных товаропроизводителей претендует на получение субсидий из средств, предусмотренных как из федерального так и из республиканского бюджетов, с учетом ставок, установленных Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия.
С 20.06.2012 по 10.07.2012 министерству доведены бюджетные средства в размере 9 628 300 рублей, предусмотренные на поддержку племенного животноводства, что подтверждается расходными расписаниями.
Министерство обратилось с ходатайством в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации о включении в Перечень сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств субсидируемых из федерального бюджета на поддержку племенного животноводства в 2012 году Сельскохозяйственного производственного кооператива "Харахусовский", на что был получен удовлетворяюший ответ, с отметкой - включить в Перечень хозяйство Республики Калмыкия в счет лимита субъекта.
Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия от 26.06.2012 г. N 110-п "Об утверждении Перечня племенных организаций для предоставления субсидий на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных из республиканского бюджета в 2012 году" кооператив включен в Перечень
26.06.2012 кооператив обратился в министерство с заявлением о выдаче субсидий на поддержку племенного животноводства в размере 4 151 134 рубля.
Министерство в первоочередном порядке платежным поручением от 27.06.2012 N 812967 перечистило кооперативу субсидию на поддержку племенного животноводства в размере 4 151 134 рубля на основании распоряжения от 27.06.2012 г. N 1/2601300.
Остаток бюджетных средств выделенных из республиканского бюджета на поддержку племенного животноводства в размере 372 166 рублей распределен между остальными сельскохозяйственными по вновь утвержденным приказом министерства от 17.12.2012 N 215-п ставкам.
Управление на основании заявления Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РК возбудило дело в отношении министерства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения дела управление приняло решение от 08.11.2013 N 08-93-135/2013, которым министерство признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ему выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
Считая, что решение и предписание являются недействительными, предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что министерство нарушило порядок распределения субсидий.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам. Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 г, N 79 утверждены "Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства" (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации региональных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) (далее - региональные программы), предусматривающих поддержку племенного животноводства, осуществляемую в форме предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), по следующим направлениям:
Правилами предусмотрено, что субсидия предоставляется субъекту Российской Федерации при наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку племенного животноводства, а также перечень документов, необходимых для получения указанных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и сроки рассмотрения документов. представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидии, не превышающие 15 рабочих дней.
Средства на поддержку племенного животноводства, источником финансового обеспечения которой является субсидия, предоставляются по ставкам, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных субъекту Российской Федерации (пункт 5 Правил).
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26.03.2009 г. N 85 утвержден "Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку племенного животноводства" (далее - Порядок).
В силу пункта 2 Порядка субсидии предоставляются за счет средств республиканского бюджета на условиях финансовой поддержки расходных обязательств Республики Калмыкия, оказываемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по реализации региональных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предусматривающих поддержку племенного животноводства.
Порядком предусмотрено, что средства на поддержку племенного животноводства, источником финансового обеспечения которой являются субсидии, предоставляются по ставкам, определяемым нормативным правовым актом уполномоченного органа, подлежащим обязательному опубликованию в официальном печатном издании, на следующие цели: сельскохозяйственным товаропроизводителям, включенным в перечень, утверждаемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по представлению высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных по ставке на 1 условную голову (в мясном и молочном скотоводстве - из расчета на 1 корову, от которой получен живой теленок в отчетном финансовом году).
Как указано в пункте 12 Порядка, очередность предоставления субсидий устанавливается в хронологическом порядке по дате принятия решений о включении в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Из вышеуказанных норм следует, что министерство при распределении субсидий должно учитывать, что сельскохозяйственные производители, чьи заявки приняты раньше, должны в первоочередном порядке получать целевые бюджетные средства.
Между тем заявитель после формирования Перечня 06.02.2012 необоснованно включил в него кооператив 26.06.2012 и выдал ему субсидию в размере около половины всей суммы субсидии, в то время как субсидия должна распределяться между участниками Перечня пропорционально с учетом утвержденных ставок.
Наличие положительного ответа на ходатайство министерства о включении в Перечень кооператива также не давало заявителю права удовлетворять его нужды в преимущественном порядке, поскольку оно должно было соблюсти дату включения в Перечень и с учетом этого также пропорционально распределить субсидию между всеми членами Перечня.
Ввиду того, что заявитель перечислил субсидию в размере 4 151 134 рубля кооперативу, он нарушил права третьих лиц, которые имели право требовать получения субсидии из этой суммы. Однако между 34-мя сельскохозяйственными производителями после получения денежных средств кооперативом была распределена только сумма 372 166 рублей, хотя они имели право на большую сумму.
Таким образом, министерство незаконно применило разные ставки субсидий к кооперативу и иным лицам без наличия достаточных для этого оснований.
Следовательно, антимонопольный орган правомерно вынес решение в отношении министерства, которое приняло приказ от 26.06.2012 N 110-п "Об утверждении перечня племенных организаций маточного поголовья сельскохозяйственных животных из республиканского бюджета в 2012 году", в котором установлена завышенная ставка субсидии для кооператива.
Ссылка апеллянта на то, что он имеет право распоряжаться бюджетными средствами, является необоснованной, поскольку это право не дает ему возможности распределять их незаконно.
При изложенных обстоятельствах заявителю правомерно вменено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в которой установлен запрет на принятие актов, устраняющих и ограничивающих конкуренцию, которая должна была существовать при принятии решения о предоставлении субсидий всем сельскохозяйственным производителям, а поэтому апелляционная жалоба министерства не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов, понесенных при подаче апелляционной жалобы министерством, не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 12.03.2014 по делу А22-3230/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-3230/2013