г. Чита |
|
21 мая 2014 г. |
Дело N А19-18093/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Королёвой Д. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Скат" на не вступившее в законную силу на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 марта 2014 года по делу N А19-18093/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Скат" (ОГРН 1093827000420, ИНН 3827032445) к Службе ветеринарии Иркутской области (ИНН 3808101968, ОГРН 1043801006622) о признании незаконным и отмене постановления N 24/10-2 от 26.11.2013 г. о назначении административного наказания,
(суд первой инстанции судья Мусихина Т. Ю.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от лица, привлекаемого к ответственности: не явился;
от прокуратуры Иркутской области: Казанцева Л. И. - старший прокурор отдела, удостоверение ТО N 145285,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Скат" (далее заявитель, ООО "Скат", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе ветеринарии Иркутской области (Отдел государственного ветеринарного надзора по Иркутскому, Ольхонскому, Бодайбинскому, Катангскому и Мамско-Чуйскому районам службы ветеринарии Иркутской области) (далее Служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 24/10-2 от 26.11.2013 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Скат" события и состава вмененного ему административного правонарушения и ненарушения административным органом норм процессуального права при привлечении Общества к ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с его незаконностью, необоснованностью, неполным и не всесторонним выяснением судом всех обстоятельств по делу.
Административный орган и прокуратура Иркутской области в отзывах на апелляционную жалобу указали на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель прокуратуры Иркутской области просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и лицо, привлекаемое к ответственности своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителя прокуратуры, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании задания прокуратуры Иркутской области "О проверке исполнения законодательства о рыболовстве, сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания организациями рыбохозяйственного комплекса, органами Росрыболовства", прокуратурой Иркутской области совместно с должностными лицами Службы 11 октября 2013 года проведено обследование территории земельного участка с кадастровым номером 38:06:111215:659 общей площадью 4847 кв.м., расположенного на 7 км Александровского тракта в Иркутском районе Иркутской области, находящегося в пользовании ООО "Скат" в целях коммерческой деятельности, связанной с переработкой и консервированием рыбоморепродуктов.
В ходе проведенного обследования вышеуказанного земельного участка установлено, что ООО "Скат" осуществляет сброс отходов, образовывающихся от переработки рыбы, в яму-накопитель, созданный в марте 2013 года без согласования с контролирующими органами. На момент проверки яма объемом 9 куб. м. полностью заполнена отходами биологического происхождения, образованными от деятельности цеха по переработке рыбы.
По результатам обследования составлен Акт осмотра от 14.10.2013 и фототаблица (т. 1 л.д. 31-37).
Данные обстоятельства явились основанием для возбуждения прокуратурой Иркутской области в отношении Общества постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 октября 2013 года о нарушении ООО "Скат" Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469 и совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ (т. 1 л.д. 25-29).
На основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.10.2013 руководителем Службы вынесено постановление N 24/10-2 от 26.11.2013 о привлечении ООО "Скат" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного производства, прокуратурой Иркутской области совместно с административным органом было выявлено, что ООО "Скат" осуществляет деятельность по переработке и консервированию рыбо-морепродуктов на территории земельного участка с кадастровым номером 38:06:111215:659 общей площадью 4847 кв.м., расположенного на 7 км Александровского тракта в Иркутском районе Иркутской области, где располагаются используемые Обществом одноэтажное кирпичное здание цеха, два 40-тонных морозильных рефрижератора и камера для готовой продукции.
На указанной территории позади и слева от рефрижераторов, в 2-х метрах от бетонного забора, находится яма объемом 9 куб.м., полностью наполненная отходами биологического происхождения, образованные от переработки рыбы.
Частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Таким образом, объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляет именно нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Продукция животноводства - это мясо и другие пищевые продукты, полученные в результате убоя животных, молоко, яйца, рыба, мед, используемые в пищу, а так же продовольственное сырье животного происхождения.
Согласно статье 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статье 11 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятии и соблюдать санитарные правила как составную часть, осуществляемой ими деятельности.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Пунктами 1.1, 1.2, 1.5, и 1.7 Ветеринарно-санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 N 13-7-2/469 установлено, что указанные Правила являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
К биологическим отходам относятся, в том числе, трупы животных и птиц, другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
Уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.
При этом, согласно пунктам 3.10.14, 3.10.15, 3.10.16 СанПиН 2.3.4.050-96 каждый вид пищевых отходов необходимо собирать раздельно в чистые инвентарные ящики. Продолжительность сбора отходов в одну тару не должна превышать 1,5 ч. Собранные отходы следует немедленно направлять на дальнейшую обработку или замораживание.
При невозможности немедленной обработки тару с отходами независимо от степени ее заполнения следует направлять в охлаждаемую камеру с температурой воздуха от 0 до 5° C. Продолжительность хранения отходов не должна превышать 4 ч.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что деятельность, связанная, в том числе, с переработкой рыбы, должна осуществляться в соответствии с правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае нарушение ООО "Скат" правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов выразилось в том, что Общество осуществляло сбор и размещение отходов биологического происхождения, образованными от деятельности цеха по переработке рыбы в земляную яму-накопитель на объекте, не внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов.
Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами:
- актом осмотра от 14.10.2013 (т. 1 л.д. 31);
- фототаблицей (т. 1 л.д. 32-37);
- актом осмотра от 07.11.2013, согласно которому отходы биологического происхождения от переработки рыбы в земляной яме-накопителе, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером 38:06:111215:659 общей площадью 4847 кв.м. на 7 км Александровского тракта в Иркутском районе Иркутской области, размещены - ООО "Скат" (т. 1 л.д. 34-40);
- объяснениями генерального директора ООО "Скат" Олиговой Н. И. от 11.10.2013, подтвердившей факт принадлежности отходов биологического происхождения от переработки рыбы размещенных в земляной яме-накопителе и самой ямы - ООО "Скат" (т. 1 л.д. 43-44);
- объяснениями генерального директора ООО "Скат" Олиговой Н. И. от 18.10.2013, подтвердившей факт зафиксированные прокурором в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.10.2013 (т. 1 л.д. 29);
- заключением Службы ветеринарии Иркутской области от 15.09.2013 о том, что ООО "Скат" с марта 2013 года осуществляло сбор и накопление отходов биологического происхождения от переработки рыбы в искусственном накопителе, расположенном на земельном участке на 7 км Александровского тракта в Иркутском районе Иркутской области (т. 1 л.д. 46-47);
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 октября 2013 года, зафиксировавшим факт нарушения ООО "Скат" ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, подписанного без каких либо замечаний генеральным директором Общества - Олиговой Н. И. (т. 1 л.д. 25-29).
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае, по мнению суда апелляционной инстанции, вина ООО "Скат" в вмененном ему правонарушении достоверно и в полном объеме подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами (актом осмотра от 14.10.2013, фототаблицей, актом осмотра от 07.11.2013, объяснениями генерального директора ООО "Скат" Олиговой Н. И. от 11.10.2013 и от 18.10.2013, заключением Службы ветеринарии Иркутской области от 15.09.2013, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.10.2013).
Каких-либо объективных доказательств невозможности принятия мер ООО "Скат" к соблюдению правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов не представлено, что свидетельствует о невыполнении им обязанности по соблюдению требований действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что в действиях ООО "Скат" имеются как событие, так и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции признает не состоятельными противоположные доводы заявителя изложенные в апелляционной жалобе.
Суд апелляционной инстанции критически оценивает и доводы Общества о недоказанности принадлежности ООО "Скат" земельного участка с кадастровым номером 38:06:111215:659 общей площадью 4847 кв.м. на 7 км Александровского тракта в Иркутском районе Иркутской области, как не имеющие отношение к квалификации действий заявителя, так как материалами дела (актом осмотра от 14.10.2013, фототаблицей, актом осмотра от 07.11.2013, объяснениями генерального директора ООО "Скат" Олиговой Н. И. от 11.10.2013 и от 18.10.2013, заключением Службы ветеринарии Иркутской области от 15.09.2013, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.10.2013) в полном объеме подтверждается нарушение ООО "Скат" правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов биологического происхождения, образованными от деятельности цеха по переработке рыбы именно в земляную яму-накопитель на спорном земельном участке.
Не обоснованы утверждения Общества и о том, что объяснения генеральный директор ООО "Скат" Олиговой Н. И. давала при отсутствии разъяснения ей прав. Данный факт опровергается собственно ручно сделанной Олиговой Н. И. надписью в объяснениях от 11.10.2013 "с моих слов записано верно, мною прочитано" (т. 1 л.д. 3-44) и подписью Олиговой Н. И. в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.10.2013, о разъяснении ей всех прав (т. 1 л.д. 28-29).
Иные доводы, приведенные ООО "Скат" в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
Нарушений процедуры привлечения ООО "Скат" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. В частности, пояснила, что уведомление о проверке была получено директором Общества Олиговой Н. И. в день проведения проверки, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.10.2013 было вынесено прокурором немедленно после выявления факта совершения правонарушения с участием руководителя ООО "Скат", предусмотренные КоАП РФ права и обязанности руководителю Общества были разъяснены в полном объеме, о чем свидетельствует подпись Олиговой Н. И. в соответствующей графе названного постановления.
О времени и месте рассмотрения административного дела Общество было заблаговременно извещено, что подтверждается соответствующей отметкой о вручении определения - директору Олиговой Н. И. (т. 1 л.д. 61). При рассмотрении административного дела принимала участие как директор Общества, так и представитель ООО "Скат" - Киселева О. Д.
Протокол об административном правонарушении составлен, а постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченными должностными лицами Службы.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Мера наказания назначена в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 10.8 КоАП РФ.
Оснований для снижения размера назначенных штрафных санкций ниже низшего предела и в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не имеется.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности постановления административного органа N 24/10-2 от 26.11.2013 о привлечении ООО "Скат" к административной ответственности по части 3 статьи 10.8 КоАП РФ и об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 марта 2014 года по делу N А19-18093/2013, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 марта 2014 года по делу N А19-18093/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18093/2013