г. Томск |
|
16 июня 2014 г. |
Дело N А45-21700/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2014 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Пресняков С.А. по доверенности от 30.01.2013 г. (по 30.01.2015 г.)
от заинтересованного лица: Шаталов А.В. по доверенности от 30.12.2013 г. (до 31.12.2014 г.)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Новосибирскгортеплоэнерго"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 17 марта 2014 года по делу N А45-21700/2013 (судья Шашкова В.В.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Новосибирскгортеплоэнерго" (ОГРН 1035402518986, ИНН 5406268216)
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области
о признании недействительным решения N 25 от 19.08.2013 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новосибирскгортеплоэнерго" (далее - ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго", ОАО "НГТЭ", Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 19.08.2013 N 25 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17.03.2014 г. в удовлетворении заявленных требований ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" в поданной в Седьмой арбитражный апелляционный суд апелляционной жалобе, ссылаясь на правомерность заявленной льготы по налогу на имущество в отношении имущества - газопровод по ул.Техническая, 19, поскольку указанное имущество является принадлежностью магистрального газопровода, выполняет функции прямой газовой магистрали высокого давления между оборудованием ОАО "Сибирьгазсервис" и котельной по ул. Техническая, 19, а также на газопроводе имеется пункт ответвления для подачи газа в газораспределительную сеть низкого давления потребителей частного сектора Дзержинского района г.Новосибирска, то есть, является магистральным по отношению к иным газопроводам в газораспределительные сети, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Инспекция в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание, назначенное на 20.05.2014 г. откладывалось на 05.06.2014 г.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, пояснения к апелляционной жалобе, отзыва на нее, дополнительные пояснения Инспекции, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки расчета, представленного Обществом по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 3 месяца 2013 г. с заявленной льготой по налогу на имущество в части газопровода по ул.Техническая, 19 в г. Новосибирске, решением N 25 от 19.08.2013 г. Обществу доначислен налог на имущество в сумме 12 406 руб., начислены пени в сумме 382, 10 руб., отказано в привлечении к налоговой ответственности, оставленное без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области от 11.11.2013 г. N 424.
Основанием для принятия оспариваемого решения явилось неправомерное заявление налогоплательщиком льготы по налогу на имущество в отношении газопровода по ул. Техническая, 19, поскольку спорный объект не является неотъемлемой технологической частью магистрального газопровода, который необходимо квалифицировать как газопровод высокого давления 2-й категории, следовательно, не подпадающего под льготное налогообложение с применением налоговой ставки в размере 0,4%.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "НГТЭ" требований, суд первой инстанции исходя из инвентарной карточки учета объекта основных средств N 2720 с присвоением кода по ОКОФ 12 4521352, положений Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 вид объекта 12 4521352 "Газопровод магистральный", входящий в подкласс объектов основных фондов с кодом 12 4521023 "Сооружения добывающей газовой промышленности", пришел к выводу о том, что поскольку Общество не является предприятием добывающей газовой промышленности, основным видом деятельности налогоплательщика по коду ОКВЭД 40.30.2 является "Передача пара и горячей воды", следовательно, присвоение объекту "Газопровод по ул. Техническая, 19" кода ОКОФ 12 4521352 является неправомерным; также указал, что основанием для предоставления льготы является факт наличия у налогоплательщика имущества, поименованного в Перечне льготируемого имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504, то есть, для подтверждения права на льготу заявитель должен представить налоговому органу и суду первичные документы, подтверждающие наличие на балансе объектов основных средств, коды ОКОФ которого непосредственно указаны в Перечне N 504, и имущества, являющегося составной неотъемлемой частью данного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения), таких доказательств налогоплательщиком не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "НГТЭ" является плательщиком налога на имущество организаций.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Применительно к рассматриваемому спору, налогоплательщиком в проверяемом периоде заявлена льгота по налогу на имущество в отношении имеющегося объекта газопровода по ул. Техническая, 19 - отвод к котельной по ул. Техническая, 19 в виде применения налоговой ставки в размере 0,4%.
Согласно пункту 11 статьи 381 НК РФ до 01.01.2013 г. освобождались от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Пунктом 3 статьи 380 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 г. 0,4 процента, в 2014 г. - 0,7 процента, в 2015 г. - 1,0 процента, в 2016 г. - 1,3 процента, в 2017 г. - 1,6 процента, в 2018 г. - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ.
Перечень такого имущества, относящегося к указанным объектам утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее по тексту - Перечень). В Перечне приведены наименование имущества, соответствующий ему код ОКОФ.
Основанием для применения указанной льготы в рассматриваемом случае является наличие у налогоплательщика магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, то есть, следуя буквальному смыслу пункта 3 статьи 380 НК РФ, обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому является наличие технологической связи между оборудованием (иными сооружениями) и магистральным трубопроводом.
Как установлено Инспекцией, в проверяемом периоде на балансе ОАО "НГТЭ" числился объект основных средств - Газопровод по ул. Техническая, 19 с присвоением согласно инвентарной карточке кода ОКОФ 12 4521352 "Газопровод магистральный".
В 2008 г. для улучшения теплоснабжения жилищного фонда и улучшения экологической ситуации Мэрией г. Новосибирска принято решение об осуществлении проектирования и реконструкции муниципальной котельной по ул.Техническая, 19, в том числе, и перевод ее на другой вид топлива - газ.
Согласно распоряжению Мэрии г. Новосибирска от 27.03.2008 г. N 5432-р указанные полномочия были возложены на ОАО "НГТЭ", в связи с чем, Обществом заключено соглашение N 2 от 02.07.2008 г., по которому котельная по ул.Техническая, 19 была передача в аренду ОАО "НГТЭ", и на последнее возложена обязанность по реконструкции котельной, путем строительства газопровода к котельной (дополнительное соглашение к договору аренды).
Для реконструкции котельной и строительства газопровода к котельной ОАО "НГТЭ" заключен договор N 46-08 от 16.01.2008 г. с ОАО "СИАСК", в рамках которого осуществлена разработка проекта на реконструкцию котельной, а также монтаж самой котельной и строительство газопровода, впоследствии принятого на бухгалтерский и налоговый учет ОАО "НГТЭ".
Согласно паспорта газопровода назначение газопровода - реконструкция существующей котельной, расположенной по ул. Техническая для теплоснабжения массива в Дзержинском районе г. Новосибирска. Наружный газопровод протяженность газопровода 619,6 м. (л.д. 132-137, т.1).
Из инженерно-топографического плана с указанием отвода (ответвления), следует, что часть газопровода, подведенного к котельной по ул. Техническая, 19 входит в основную газовую магистраль (магистральный газопровод), соединяющей прямую газовую магистраль с оборудованием ОАО "Сибирьгазсервис", по которой осуществляется подача газа (представленному в электронном виде, оригинал обозрен в судебном заседании).
В соответствии с Перечнем N 504 отвод от магистральных трубопроводов прямо относится к таким трубопроводам. Так, согласно примечанию к Перечню отводом от магистральных трубопроводов является газопровод-отвод надземный, наземный, подземный, подводный с лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола, электрохимзащитой, линиями и сооружениями технологической связи, средствами телемеханики, вдольтрассовыми проездами.
Помимо этого, соответствие рассматриваемого объекта содержанию понятия "отвод от магистральных газопроводов" подтверждается отраслевыми нормативно-техническими актами, которые, подлежат применению в рассматриваемом случае в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ, в частности, следующими:
СТО Газпром РД 2.5-141-2005 "Газораспределение. Термины и определения", пункт 3.5 Газопровод-отвод - газопровод, предназначенный для подачи газа от распределительных или магистральных газопроводов до газораспределительных станций (ГРС) городов, населенных пунктов или отдельных потребителей.
СТО Газпром 2.3.5-454-2010 "Правила эксплуатации магистральных газопроводов", пункт 3.11 Газопровод-отвод - газопровод, предназначенный для подачи газа от распределительных или магистральных газопроводов до газораспределительных станций городов, населенных пунктов или отдельных потребителей.
СТО Газпром 2-2.3-116-2007 "Инструкция по технологии производства работ на газопроводах врезкой под давлением", пункт 3.1.7 Газопровод-отвод - газопровод, подключенный к магистральному газопроводу для подачи газа потребителю (промышленным предприятиям, сельским районам и поселкам, газораспределительным и радиорелейным станциям и проч.).
Методические рекомендации по определению и обоснованию технологических потерь природного газа при транспортировке магистральным трубопроводным транспортом, утвержденные Министерством энергетики России 09.07.2012 - раздел 2 Отвод от газопровода магистрального - часть газопровода магистрального, предназначенная для подачи газа от газопроводов магистральных до газораспределительных станций (ГРС) городов, населенных пунктов или отдельных потребителей.
Из решения Инспекции не следует установление обстоятельств, применительно к инженерно-топографическому плану, техническому паспорту объекта, выполняемых им функций.
Доводы налогоплательщика о том, что газопровод является отводом (ответвлением) от основного магистрального газопровода, в данный отвод газ поступает из основной магистрали и предназначен для подача газа от газопроводов магистральных до газораспределительных станций (котельной по ул. Техническая,19), Инспекцией не опровергнуты.
Выводы Инспекции в оспариваемом решении основаны на рабочем давлении газопровода и его квалификации как газопровода 2-й категории, исходя из ответов ОАО "Сибирьгазсеврис" (газопровод ОАО "НГТЭ" для газоснабжения котельной по ул.Техническая, не является магистральным в соответствии со СНиП 2.05.06-85* "Магистральные газопроводы", относится к газопроводу 2-й категории), что не может исключать такой газопровод как часть отвода от газопровода магистрального, прямо относящегося в соответствии с Перечнем к магистральным трубопроводам, а, следовательно, подлежащим льготированию в целях исчисления налога на имущество.
В данном случае, соответствие рассматриваемого объекта содержанию понятия "отвод от магистральных газопроводов" в соответствии с приведенными отраслевыми нормативно-техническими актами, не зависит от категории газопровода и давления в газораспределительных сетях, определяющим является наличие отвода от магистрального газопровода и вхождение его в общий магистральный газопровод, по которому осуществляется подача газа.
Кроме того, Инспекцией не обоснованы критерии принятия ответов генерального директора ОАО "Сибирьгазсервис" А.Ю. Гальченко, по мнению Инспекции, это профессиональное суждение, в качестве относимого и допустимого доказательства по делу (статьи 67, 68 АПК РФ), поскольку из материалов дела не следует, что ОАО "Сибирьгазсервис" является уполномоченным лицом на определение квалификации газопровода и дачи заключений об отнесении такого объекта к магистральным газопроводам.
С учетом содержания представленных Обществом документов (инвентарные карточки, инженерно-топографический план на объекты, технический паспорт на газопровод), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что рассматриваемый газопровод представляет собой отвод от магистрального трубопровода к котельной по ул.Техническая, 19, и является трубопроводом, присоединенным непосредственно к магистральным газопроводам и предназначенный для отвода части транспортируемого по магистральным газопроводам газа к котельной города для подачи отдельным потребителям (частного сектора Дзержинского района г.Новосибирска).
При этом, ссылки Инспекции на Общероссийский классификатор основных средств (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. N 359), предусматривающий структуру кодов объектов, не свидетельствует о том, что спорный объект, как по документальному, так и функциональному назначению не является газопроводом - отводом от магистрального трубопровода.
Газопровод - отвод от магистрального трубопровода имеет по ОКОФ код 12 4526525 (подкласс объектов 12 4526070 "Сооружения магистрального трубопроводного транспорта"), в связи с чем, указание налогоплательщиком кода по ОКОФ 12 4521352 "Газопровод магистральный", входящий в подкласс объектов основных фондов с кодом 12 4521023 "Сооружение добывающей газовой промышленности", не может служит достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствующей части.
Как следует из пункта 3 статьи 380 НК РФ, перечень имущества, относящегося к льготируемому, утверждается Правительством РФ.
Такой перечень приведен в Постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 504, при этом, в Постановлении помимо наименования имущества приведены и коды ОКОФ.
Вместе с тем, пункт 3 статьи 380 НК РФ не содержит ссылок на то, что применение данной нормы связано с отнесением объекта основных средств к тому или иному коду Общероссийского классификатора.
Право на предоставление рассматриваемой льготы законодатель связывает именно с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела) с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" в суде первой инстанции и апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области в размере 3000 рублей.
Излишне уплаченная ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 рублей подлежит возврату заявителю (пункт 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы о признании ненормативного правового акта недействительным составляет для юридических лиц 1 000 рублей.)
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области 17 марта 2014 года по делу N А45-21700/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области от 19.08.2013 г. N 25 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое в отношении Открытого акционерного общества "Новосибирскгортеплоэнерго".
Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Новосибирскгортеплоэнерго".
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области в пользу открытого акционерного общества "Новосибирскгортеплоэнерго" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Новосибирскгортеплоэнерго" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 рублей по платежному поручению N 511 от 04.04.2014 г.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-21700/2013