г. Москва |
|
09 июня 2014 г. |
Дело N А40-29450/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Попова В.И., Лепихина Д.Е. |
при ведении протокола |
помощником судьи Степкиным М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 3 апелляционную жалобу ОАО "Мосводоканал"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2014 по делу N А40-29450/13, принятое судьей Вигдорчик Д.Г.,
по заявлению ОАО "Мосводоканал" (1127747298250, 105005, г. Москва, пер. Плетешковский, д. 2)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу
о признании незаконным отказа на выдачу разрешения с лимитами на сбросы выраженного письмом от 21.11.2012 N 11-43/16884,
при участии:
от заявителя: |
Николаева Е.М. по доверенности от 01.01.2014 N (30)24-205/14; Чубаров К.В. по доверенности от 01.01.2014 N (30)24-103/14; |
от ответчика: |
Читанава И.О. по доверенности от 17.12.2013 N 190, уд. N 437; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мосводоканал" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу (далее-ответчик) о признании незаконным отказа на выдачу разрешения с лимитами на сбросы выраженного письмом от 21.11.2012 N 11-43/16884 и обязании выдать разрешение.
Решением суда от 10.02.2014 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, представил письменные пояснения на жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Мосводоканал" обратилось в Департамент Росприроднадзора по ЦФО с заявлением о выдаче разрешения с лимитами на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от 25.09.2012 N 02-02-653/12.
Департамент письмом от 21.11.2012 N 11-43/16884 отказал Обществу в выдаче разрешения на сброс с лимитами на сбросы.
В качестве основания для отказа Департамента указал, со ссылкой на п. 10.2.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, что Заявителем в установленные сроки не выполнены планы снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду или радиоактивных веществ (радионуклеидов) либо недостижение запланированной эффективности реализованных мероприятии.
В представленных заявителем сведениях о выполнении плана природоохранных мероприятий отсутствует подтверждение их выполнения, а также подтверждение затраченных на них средств.
Из плана следует, что на проведение мероприятий выделено 13 681, 06 руб., а согласно отчета, затрачено 8 674, 28 руб. Также не подтверждается факт снижения объема сброса загрязняющих веществ на 2,5%, заявленного при аргументации запроса в выдаче лимита ВСС на 2012 год.
Департаментом, в оспариваемом письме также указано, что в соответствии с п. 8.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288, в ред. Приказов Минприроды РФ от 29.04.2010 N 136, от 20.05.2010 N 173), для подтверждения выполнения плана природоохранных мероприятий Обществу необходимо представить в Департамент отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных в соответствии с Приложением 4 к Регламенту, в полном объеме, с детализацией по каждому мероприятию.
Согласно статье 1 Закона Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов - это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
Как следует из содержания п. 4 ст. 23 Закона "Об охране окружающей среды" разрешения на выбросы и сбросы химических веществ в пределах установленных нормативов допустимых выбросов выдаются органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона "Об охране окружающей среды" при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В силу п. 4 этой статьи выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В ст. 1 Закона N 7-ФЗ дано понятие лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы), в соответствии с которым это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
Порядок выдачи разрешений установлен Административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 г. N 288 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).
В соответствии с п. 8.2 для получения разрешения на сбросы заявителю необходимо представить:
- сведения о местонахождении каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с указанием наименований водных объектов, в которые осуществляются сбросы сточных и (или) дренажных вод;
- карты-схемы расположения выпусков сточных и (или) дренажных вод;
- нормативов допустимых сбросов, утвержденных в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод;
- данных о расходе сточных и (или) дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод;
- установленных лимитов на сбросы для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод;
- согласованный в предусмотренным абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона "Об охране окружающей среды" порядке плана снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду (в случае если при утверждении нормативов допустимых сбросов установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных в соответствии с Приложением 4 к Регламенту:
- копии решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса
сточных и (или) дренажных вод, выданного в установленном порядке;
- документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Согласно п. 10 Административного регламента, основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы или разрешений на сбросы является представление Заявителем заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Регламента, не в полном объеме (некомплектность материалов Заявителя) либо наличие в составе материалов Заявителя искаженных сведений или недостоверной информации.
МГУП "Мосводоканал" в нарушение требований п. 3 ст. 23 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об ООС) и п.8.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическом атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288 (далее -Административный регламент) при подаче заявления о выдаче разрешений на сброс загрязняющих веществ с лимитами ВСС представил неполный комплект документации, предусмотренный названными нормативно-правовыми актами.
План природоохранных мероприятий, представленный МГУП "Мосводоканал" с заявлением о выдаче разрешений на сброс с лимитами ВСС, в нарушение требований абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона об ООС и п. 8.2 Административного регламента не согласован с органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, уполномоченным на согласование подобного плана.
В соответствии с пунктом 8.2 данного Административного регламента основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы являлось представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом (далее - Заявитель) как заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему Регламенту, так и согласованного в предусмотренном абзацем 2 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" порядке плана снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду (в случае если при утверждении нормативов допустимых сбросов установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных в соответствии с Приложением 4 к Регламенту.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 и п. 3.13 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2010 N 283 определен орган, указанный в п. 3 ст. 23 Закона об ООС, уполномоченный на согласование планов по снижению сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Согласно вышеуказанным нормативно-правовым актам Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) (ее территориальные органы) является органом, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, уполномоченным на согласование подобных планов снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Представленный МГУП "Мосводоканал" план снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду не согласован с Росприроднадзором (Департаментом Росприроднадзора по ЦФО).
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2013 А40-71375/2013 (147-702), оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда, резолютивная часть которого объявлена 30.01.2014 г., установлено обстоятельство о том, что План природоохранных мероприятий Общества не был согласован с Росприроднадзором (его территориальным органом).
Указанный план не содержит сведений о внедрении МГУП "Мосводоканал" наилучших из существующих технологий в производственный процесс, в соответствии с п. 3 ст. 23 Закона об ООС.
МГУП "Мосводоканал" не представил полного комплекта документов, предусмотренного п. 8.2 Административного регламента и абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона об ООС.
В силу вышеизложенного у Департамента не было законных оснований для удовлетворения заявления МГУП "Мосводоканал".
В соответствии с п. 10.2.2. Административного регламента, основанием для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах установленных лимитов на сбросы является невыполнение Заявителем в установленные сроки планов снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду или радиоактивных веществ, которые могут повлечь наступление экологической катастрофы. В представленных МГУП "Мосводоканал" сведениях о выполнении плана природоохранных мероприятий отсутствовали данные, которые бы подтверждали выполнение природоохранных мероприятий, а также затрату денежных средств на указанные мероприятия, в связи с чем, у Департамента имеются основания для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах установленных лимитов на сбросы.
Из представленных сведений следовало, что на проведение природоохранных мероприятий выделено 13 861, 06 руб., в то время как согласно представленного отчету МГУП "Мосводоканал" было затрачено 8 674, 26 руб. Кроме того, из отчета следует, что все мероприятия были проведены в первой половине 2011 года, в связи с чем не могут быть зачтены как мероприятия под которые выдавались лимиты ВСС на 2012 год.
Согласно п. 3.13 Приказа Росприроднадзора от 29.09.2010 N 283 при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных Росприроднадзором (его территориальным органом) планов снижения таких сбросов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.02.2014 по делу N А40-29450/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-29450/2013
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11625/14
10.02.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-29450/13
16.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-14907/13
26.09.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30126/13
08.07.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-29450/13