г. Вологда |
|
19 июня 2014 г. |
Дело N А13-15686/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 июня 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В., Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от крестьянского хозяйства "Подворье" Макарова Ю.И. по доверенности от 18.04.2013, от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области Поклонцевой О.В. по доверенности от 15.01.2014, Кокаревой Н.В. по доверенности от 12.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 апреля 2014 года по делу N А13-15686/2013 (судья Савенкова Н.В.),
установил:
крестьянское хозяйство "Подворье" (ОГРН 1033500000918, далее - КХ "Подворье", хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании частично недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области (ОГРН 1043500096034, далее - инспекция) от 30.09.2013 N 22.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 01 апреля 2014 года признано не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ) и недействительным решение инспекции в части доначисления хозяйству налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 152 772 руб. 78 коп., пеней по НДС в сумме 61 080 руб. 33 коп. и штрафных санкций по НДС в сумме 90 787 руб. 16 коп.
Инспекция с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.
КХ "Подворье" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.
Заслушав пояснения представителей КХ "Подворье" и инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника инспекции от 12.08.2013 N 21 налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения хозяйством законодательства о налогах и сборах, правильности и своевременности исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, в том числе НДС за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По итогам проверки налоговой инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки КХ "Подворье" от 23.08.2013 N 22 (т 1, л. 24-30) и с учетом возражений хозяйства принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.09.2013 N 22 (т. 1, л. 33-38), которым хозяйство привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС в виде штрафа в сумме 90 787 руб. 16 коп. Кроме того, указанным решением хозяйству начислено и предложено уплатить НДС в сумме 1 152 772 руб. 78 коп., пени по НДС в сумме 61 080 руб. 33 коп.
Решением управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 02.12.2013 (т. 1, л. 40-42), принятым по апелляционной жалобе хозяйства, решение инспекции от 30.09.2013 N 22 оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением инспекции в части, хозяйство обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, хозяйство за счет собственных средств по договорам купли-продажи от 22.06.2011 N 7-05/71-К, от 24.06.2011 N 7-05/77, от 21.06.2011 N 7-05/70-К, от 05.07.2011 N 7-05/85-К, от 13.08.2012 N 112-12, от 27.08.2012 N 7-05/66-К, от 15.11.2012 N 7-05/78-К приобретало сельскохозяйственную технику для производства и переработки льна, в стоимости которой ему были предъявлены суммы НДС (т. 1, л. 68-115). Предъявленные продавцами товаров суммы НДС хозяйство заявило к вычету в налоговых декларациях за 2011-2012 годы. В 4 квартале 2012 года хозяйством получена субсидия на возмещение части затрат на приобретение техники в сумме 7 557 066 руб., перечисленная Департаментом сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области по платежному поручению от 26.12.2012 N 712 в рамках договора от 21.12.2012 N 1685 и долгосрочной целевой программы "Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2009-2012 годы" (т. 1, л. 9, 21-23).
Основанием к доначислению НДС в сумме 1 152 772 руб. 78 коп. послужил вывод инспекции о том, что в нарушение подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ хозяйством в 4 квартале 2012 года не восстановлен НДС в указанном размере в связи с получением из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в сумме 7 557 066 руб.
В обоснование правомерности доначисления налога инспекция, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной инстанции, сослалась на письмо Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области от 30.08.2013 N 5751, из которого следует, что субсидия в сумме 7 557 066 руб. выделена хозяйству из средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета.
В силу подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ, суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения им в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ.
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в силу подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ подлежат восстановлению в следующих случаях: субсидия должна быть получена из федерального бюджета; затраты, связанные с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), должны быть возмещены налогоплательщику с учетом налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Абзацем 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно статье 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Указанные субсидии из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ (подпункт 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее - Программа). Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, разработанные с учетом положений Программы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1042 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 2 указанных Правил субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ, предусматривающих, в том числе мероприятия в области развития льноводства.
Правилами также установлены требования, при соблюдении которых федеральные субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, условия предоставления федеральной субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, формула, по которой осуществляется распределение федеральных субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральной законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на указанные цели.
В рамках реализации Программы постановлением Правительства Вологодской области от 09.09.2008 N 1719 "О долгосрочной целевой программе "Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2009-2012 годы" утверждена соответствующая региональная целевая программа.
В соответствии с Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ от 06.04.2012 N 626/17 (далее - Соглашение от 06.04.2012 N 626/17), заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз РФ) и правительством Вологодской области, Минсельхоз РФ направляет субъекту Российской Федерации денежные средства, выделяемые из федерального бюджета по коду главы 082 функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации на софинансирование региональных программ в форме субсидий, в соответствии с направлениями экономически значимых региональных программ субъекта Российской Федерации и объемами бюджетных средств, направленных на их поддержку.
Пунктом 2.1.3 Соглашения предусмотрено, что Минсельхоз РФ направляет субсидию в бюджет субъекта Российской Федерации путем перечисления субсидии на счета по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, открытые в территориальном органе Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1042, Соглашению от 06.04.2012 N 626/17 (с последующим дополнительным соглашением от 04.12.2012 N 2257/17) бюджету Вологодской области предоставлено 143 599 000 руб. Указанная федеральная субсидия перечислена Минсельхозом РФ бюджету Вологодской области платежным поручением от 14.12.2012 N 706, в котором в назначении платежа указано, что субсидия предоставляется для зачисления в доход бюджета Вологодской области.
В силу пункта 2 статьи 40 БК РФ денежные средства считаются поступившими в доход бюджета с момента их зачисления на единый счет бюджета. Таким образом, средства федерального бюджета с момента их зачисления на единый счет бюджета Вологодской области стали собственностью (частью казны) Вологодской области.
Согласно пункту 2.3 Положения о порядке выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования для производства и переработки льна, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 30.08.2010 N 1000, главным распорядителем бюджетных средств является Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что субсидии в сумме 7 557 066 руб., перечисленные хозяйству платежным поручением от 26.12.2012 N 712, выделены заявителю в соответствии с приказом Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области от 21.12.2012 N 916 (том 1, л.д. 10) на основании договора от 21.12.2012 N 1685 (том 1, л.д. 21-23). Предоставление бюджетных ассигнований из бюджета Вологодской области в виде субсидий хозяйству осуществлялось в рамках выполнения расходных обязательств Вологодской области, возникших вследствие принятия долгосрочной целевой региональной программы "Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 09.09.2008 N 1719, пунктом 2 приложения N 3 к которой предусмотрено в 2012 году выделение 46 000 000 руб. на предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования для производства и переработки льна.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что независимо от источника софинансирования расходных обязательств Вологодской области субсидия в размере 7 557 066 руб. получена хозяйством в 4 квартале 2012 года из средств бюджета Вологодской области, а не из федерального бюджета, в связи с чем основания для доначисления НДС у инспекции отсутствовали, поскольку у хозяйства отсутствовала обязанность по восстановлению в бюджет НДС в порядке, установленном подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ.
Кроме того, инспекцией не подтвержден надлежащим образом тот факт, что при выделении субсидии заявителю возмещены затраты на приобретение техники с НДС.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, ни приказом Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области от 21.12.2012 N 916 (т. 1, л. 10), ни договором от 21.12.2012 N 1685 (т. 1, л. 21-23), ни платежным поручением от 26.12.2012 N 712 на перечисление Департаментом сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области субсидии в адрес хозяйства (том 1, л. 9) не установлено, что затраты хозяйства возмещаются с НДС.
При частичном возмещении затрат допустима ситуация, когда получателю бюджетных средств затраты возмещены без НДС.
Определением суда от 25 февраля 2014 года налоговой инспекции предлагалось представить дополнительные документы в обоснование своей позиции, вместе с тем ответчиком в материалы дела не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что затраты, связанные с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), возмещены хозяйству с учетом НДС.
С учетом положений статей 65 и 200 АПК РФ, а также применительно к характеру спора, заключающегося во вменении налогоплательщику обязанности по уплате налога, именно на налоговом органе лежит бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для доначисления спорной суммы НДС.
Таким образом, поскольку бремя доказывания правомерности принятого решения возлагается на налоговую инспекцию, следует признать, что в отсутствие указанных документов обоснованность начисления хозяйству НДС не доказана инспекцией не только по праву, но и по размеру.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные хозяйством требования, признав недействительным решение инспекции в оспариваемой части.
Таким образом, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 апреля 2014 года по делу N А13-15686/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-15686/2013