Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 марта 2017 г. N Ф04-713/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
15 декабря 2016 г. |
Дело N А75-13118/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шаровой Н.А.,
судей Зориной О.В., Смольниковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Запорожец А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13569/2016) индивидуального предпринимателя Алиева Мушфига Джахангир оглы на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 сентября 2016 года по делу N А75-13118/2015 (судья А.Е. Федоров), принятое по иску индивидуального предпринимателя Алиева Мушфига Джахангир оглы (ОГРНИП 304861934500013, ИНН 861200164520) к администрации Нефтеюганского района (ОГРН 1028601791976, ИНН 8619005217) о предоставлении земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Алиева Мушфига Джахангир оглы - представитель не явился, извещен;
от Администрации Нефтеюганского района - представитель не явился, извещена;
от открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" - представитель Павлова А.Н., по доверенности N ИС-481/Д-41 от 11.01.2016, сроком действия до 31.12.2016;
от Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры - представитель не явился, извещен;
от Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, извещен;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ХМАО-Югре - представитель не явился, извещено;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, извещено;
от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, извещена,
установил:
индивидуальный предприниматель Алиев Мушфиг Джахангир оглы (далее - ИП Алиев М.Д., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к администрации Нефтеюганского района (далее - администрация, ответчик) об обязании в месячный срок со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу предоставить земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020904:17558, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, на 700 км автодороги федерального значения Тюмень - Ханты-Мансийск, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической безопасности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, общей площадью 2968 кв.м, в собственность предпринимателя за плату в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент природных ресурсов), Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды), открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - ОАО "НК "Роснефть"), Территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ТУ Росимущества по ХМАО-Югре), Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент по управлению государственным имуществом), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по ХМАО-Югре").
Определением суда от 12.04.2016 производство по делу приостановлено в связи назначением по делу судебной экспертизы.
Определением от 01.08.2016 производство по делу возобновлено в связи с поступлением в материалы дела 23.06.2016 заключения эксперта.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.09.2016 в удовлетворении иска ИП Алиева М.Д. отказано, с ИП Алиева М.Д. в пользу ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" взыскано 250 000 руб. судебных расходов, связанных с проведением судебной экспертизы.
В апелляционной жалобе ИП Алиев М.Д. просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Несогласие с принятым решением мотивировано следующими доводами:
- судом не учтено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020904:17558, образованный из трех земельных участков с кадастровыми номерами 86:08:020904:13321, 86:08:020904:92, 86:08:020904:17489 никогда не входил в состав земель лесного фонда, о чем свидетельствует акт выбора земельного участка 2008 года, акт выбора земельного участка от 09.07.2012 N 37 с отметкой о принадлежности к землям запаса Нефтеюганского района. При этом в каждом акте выбора имеется отметка о согласовании уполномоченного органа по распоряжению лесными участками - Департамента природных ресурсов. В акте выбора 2008 года представитель ОАО "НК "Роснефть" подтверждает своей подписью и печатью отнесение земельного участка к землям запаса. Выдел 17,109 в кв. 88 согласно планшету лесоустройства 1999 г. по кв. 88 отсутствует;
- представленное в материалы дела свидетельство о государственной регистрации права собственности от 23.03.2005, с отметкой отнесения участкам к землям лесного фонда (Российской Федерации), общей площадью 10221630000 кв.м., не может служить доказательством включения спорного участка в его границы, так как границы спорного участка не определены в настоящем свидетельстве;
- вывод суда о том, что указанные участки относятся федеральной собственности (как земли лесного фонда) и их перевод должен осуществятся в силу статьи 8 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) является необоснованным, поскольку судом не учтен факт перевода земельных участков из земель запаса в земли промышленности (приказ от 08.06.2007 N 1804, распоряжение от 13.05.2009, распоряжение от 09.11.2012 N 13-р-2375);
- судом не учтен факт перевода земельных участков из земель запаса в земли промышленности приказом от 08.06.2007 N 1804, распоряжением от 13.05.2009 и распоряжением от 09.11.2012 N 13-р-2375 уполномоченным органом - Департаментом по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры;
- отсутствуют основания для вывода суда о том, что границы земельного участка с кадастровым номером 86:08:0020904:17558 накладываются на границы лесного фонда. Сведения об утверждении материалов лесоустройства 1999, 2009 гг. уполномоченным органом отсутствуют. Отсутствуют доказательства того, что до 1999 г. границы лесного участка с адресным описанием: квартал 88 выдел 17, 109 Нефтеюганского участкового лесничества (по материалам лесоустройства 1999 г.), а также квартала 88 выделы 17, 109 (по материалам лесоустройства 2009 г.), описаны и удостоверены надлежащим образом, а также того, что при землеустройстве учтены интересы истца как землепользователя;
- суд применил норму статьи 36 ЗК РФ, которая утратила свою силу с 01.03.2015- Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ. При этом истец как собственник расположенных на спорном земельном участке объектов недвижимости имеет право его приобретения на основании статьи 39.3 Земельного кодекса РФ (ч. 2).
В поступивших на апелляционную жалобу отзывах Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, ОАО "НК "Роснефть" и ТУ Росимущества по ХМАО-Югре просят оставить решение суда без изменения.
В просительной части отзыва ТУ Росимущества по ХМАО-Югре заявлено ходатайство о рассмотрении дела по апелляционной жалобе в отсутствие представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Администрация Нефтеюганского района направила в материалы дела заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя, которое также судом удовлетворено.
ИП Алиев М.Д., администрация, Департамент природных ресурсов, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, ТУ Росимущества по ХМАО-Югре, Департамент по управлению государственным имуществом, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по ХМАО-Югре", извещенные надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, явку представителей в него не обеспечили. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), рассмотрел дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "НК "Роснефть" (в настоящее время - ПАО "НК "Роснефть", далее по тексту - ПАО "НК "Роснефть") высказался согласно отзыву. Просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Повторно исследовав материалы дела по доводам апелляционной жалобы, изучив отзывы на нее, выслушав представителя ПАО "НК "Роснефть", суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность принятого решения в порядке статей 266, 268 АПК РФ и не установил оснований для его отмены.
Из обстоятельств настоящего дела установлено, что ранее ИП Алиев М.Д. обращался в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с уточненным заявлением, в котором просил признать решение Департамента градостроительства и землепользования Администрации Нефтеюганского района, изложенное в письме N 1104 от 08.04.2014, об отказе в передаче в собственность земельного участка из земель промышленности для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с кадастровым номером 86:08:020904:17558, общей площадью 0,2968 га, расположенным по адресу: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, 700 км автодороги федерального значения Тюмень - Ханты-Мансийск, незаконным и возложить на Администрацию обязанность по устранению нарушения прав Предпринимателя путем подготовки и предоставления проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 86:08:020904:17558.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: ОАО "НК "Роснефть", Департамент природных ресурсов, ТУ Росимущества по ХМАО-Югре, Департамент по управлению государственным имуществом, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по ХМАО-Югре".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2014 по делу N А75-8451/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт был мотивирован тем, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и является собственностью Российской Федерации, в связи с чем, суд указал, что у Администрации отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований Предпринимателя о предоставлении ему ранее арендуемого земельного участка в собственность, поскольку Администрация не обладает правом распоряжения землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.06.2015 решение суда первой инстанции по делу N А75-8451/2014 оставлено без изменения.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Отнесение тех или иных обстоятельств к преюдициально установленным означает запрет заново устанавливать, оспаривать или опровергать те же обстоятельства с целью замены ранее сделанных выводов на противоположные.
Преюдициально установленные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь, не могут быть повторно исследованы и пересмотрены судом.
В соответствии со статьей 69 АПК РФ преюдиция распространяется на установление судом тех или иных обстоятельств, содержащихся в судебном акте, вступившем в законную силу, если последние имеют правовое значение и сами по себе могут рассматриваться как факт, входивший в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.
Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А75-8451/2014 принимаются во внимание как имеющие преюдициальное значение, поскольку приняты по спору между теми же сторонами и касаются фактов, образующих предмет доказывания в настоящем случае. В частности, письменные доказательства, исследованные судами ранее, также имеются в материалах дела N А75-13118/2015.
Судебными актами по делу N А75-8451/2014 установлены следующие фактические обстоятельства, не опровергнутые истцом при разрешении дела по его исковому заявлению в настоящем случае.
23.03.2005 на участок лесного фонда, расположенный на землях лесного фонда площадью 10221630000 кв.м, Нефтеюганский лесхоз, Нефтеюганский район, Ханты-Мансийский автономный округ, зарегистрировано право собственности Российской Федерации (л.д. 31 т. 1).
На основании распоряжения N 274 от 18.03.2003 главы Нефтеюганского района (л.д. 30 т. 1) произведен отвод земельного участка из земель промышленности ИП Алиеву М.Д. в районе г. Пыть-Ях, под размещение кафе "УЮТ", заключен договор аренды земельного участка, который неоднократно продлевался. Площадь земельного участка составляла 0,0438 га, в том числе кафе 80,10 кв.м. Участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 86:08:020904:0092.
Согласно постановлению Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 по делу N А75-8451/2014 из акта выбора земельного участка под размещение кафе "Уют" для ЧП Алиева М.Д. от 06.12.2002 следует, что это земельный участок, расположенный на землях Нефтеюганского лесхоза, сверху зачеркнуто и рукописно написано земли запаса.
В материалы настоящего дела представлена копия акт выбора от 06.12.2002, в котором без каких-либо исправлений указано, что выбранный земельный участок расположен на землях Нефтеюганского лесхоза (группа леса) площадью 0,5 га (л.д. 24 т. 1).
08.06.2007 приказом Департамента госсобственности ХМАО от N 1804 (том 1, л.д.22) указанный земельный участок с кадастровым номером 86:08:020904:0092 площадью 0,0438 га переведен из категории земель запаса в категорию земель промышленности.
На основании постановления Администрации N 609-па от 24.06.2009 Предпринимателю передан смежный земельный участок из земель промышленности с кадастровым номером 86:08:020904:11854 общей площадью 0,1242 га под стоянку автотранспорта и благоустройство, заключен договор аренды N 185 от 24.06.2009.
Указанный земельный участок с кадастровым номером 86:08:020904:11854 общей площадью 0,1242 га распоряжением Департамента госсобственности ХМАО от 13.05.2009 N 1327 был переведен из категории земель запаса в категорию земель промышленности.
На основании постановления Администрации N 3742-па от 30.11.2012 Предпринимателю передан еще один смежный земельный участок из земель промышленности с кадастровым номером 86:08:020904:17489 общей площадью 0,1288 га для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, фактическое использование под реконструкцию шиномонтажной мастерской с магазином автозапчастей и станции технического обслуживания, заключен договор аренды N 212 от 30.11.2012.
Данный земельный участок с кадастровым номером 86:08:020904:17489 общей площадью 0,1288 га распоряжением Департамента госсобственности ХМАО-Югры от 09.11.2012 также был переведен из категории земель запаса в категорию земель промышленности.
После объединения всех трех земельных участков, предоставленных Предпринимателю, и постановке объединенного земельного участка на кадастровый учет, постановлением Администрации N 666-па от 06.03.2013 Предпринимателю предоставлен земельный участок из земель промышленности для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с кадастровым номером 86:08:020904:17558, общей площадью 0,2968 га, с Предпринимателем заключен договор аренды N 33 от 06.03.2013 сроком на три года.
На арендованном земельном участке, в соответствии с разрешениями на строительство и разрешениями на ввод объектов в эксплуатацию построены и зарегистрированы на праве собственности за Предпринимателем объекты недвижимости:
- "придорожное кафе "Уют", магазин "автозапчасти", шиномонтажная мастерская, общей площадью 520,9 кв.м., по адресу: Россия, ХМАО, Нефтеюганский район, 700 км автодороги федерального значения Тюмень - Ханты-Мансийск, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.07.2011 сделана запись регистрации 86-86-04/028/2011-113 и выдано свидетельство о государственной регистрации права 12.01.2012;
- здание нежилое, общей площадью 1035,9 кв.м., по адресу: Россия, ХМАО, Нефтеюганский район, 700 км автодороги федерального значения Тюмень - Ханты- Мансийск, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.06.2013 сделана запись регистрации 86-86-04/025/2013-290 и выдано свидетельство о государственной регистрации права 05.06.2013.
05.08.2013 Предприниматель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка под объектами недвижимости, площадью 2968 кв.м., расположенного по адресу: Россия, ХМАО, Нефтеюганский район, 700 км автодороги федерального значения Тюмень - Ханты-Мансийск на праве собственности.
Истцом был получен отказ, выраженный в письме Департамента градостроительства и землепользования Администрации Нефтеюганского района N 1104 от 08.04.2014, об отказе в передаче в собственность земельного участка. В данном письме отказ мотивирован отсутствием полномочий по распределению земельными участками, занятыми государственным лесным фондом; указано, что предоставление земельного участка возможно в измененных границах и после вывода его из состава земель лесного фонда.
При изложенных обстоятельствах ИП Алиев М.Д. обратился в суд с заявлением, в удовлетворении которого ему было отказано судебными актами по делу N А75-8451/2014.
Суды на основании применения норм, содержащихся в статьях 7, 83 Лесного кодекса РФ, статьи 101 Земельного кодекса РФ, исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020904:17558, являющийся предметом спора по настоящему делу, относится к землям лесного фонда, собственность на которые принадлежит Российской Федерации.
К изложенным выводам суды пришли по результатам установления следующих фактических обстоятельств:
- Свидетельство о регистрации права от 23.03.2005 на участок лесного фонда, расположенный на землях лесного фонда площадью 10221630000 кв.м., Нефтеюганский лесхоз, Нефтеюганский район, Ханты-Мансийский автономный округ, подтверждает зарегистрированное право собственности Российской Федерации.
- Спорный земельный участок с кадастровым номером 86:08:020904:17558 расположен в Нефтеюганском районе, на автодороге Тюмень-Ханты-Мансийск, 640-710 км.
Спорный земельный участок расположен на землях Нефтеюганского лесхоза, что подтверждается актом выбора земельного участка от 06.12.2002, актом установления и согласования границ земельного участка, фотоматериалами, письмом Департамента природных ресурсов от 03.04.2014.
Согласно протоколу N 12 от 04.04.2014 заседания комиссии по вопросам земельных отношений и переписки Администрации, основанием для принятия оспариваемого отказа послужила информация, полученная Администрацией от Департамента природных ресурсов о том, что спорный участок находится на землях государственного лесного фонда в квартале N 88 выдел 17,109 Нефтеюганского участкового лесничества. На часть этого участка земель лесного фонда были заключены договоры аренды между Департаментом природных ресурсов и ОАО "НК "Роснефть".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.09.2012, в собственности Российской Федерации находится лесной участок с кадастровым номером 86-86-04/048/2012-187, в том числе защитный квартал 88 выдел 17 Нефтеюганского урочища Нефтеюганского лесничества.
Таким образом, несмотря на то, что весь период согласования земель, начиная с 2002 года действительно никаких препятствий и претензий со стороны Нефтеюганского лесхоза не было и все давали согласие на предоставление Предпринимателю спорного земельного участка, однако на сегодняшний момент право собственности Российской Федерации на землю зарегистрировано и судя по топографической съемке видно, что часть земельного участка лесного фонда, зарегистрированного за Российской Федерацией, действительно налагается на спорный земельный участок.
Признание преюдициального значения судебного решения, направленное на обеспечение стабильности и общеобязательности этого решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения. В качестве единого способа опровержения (преодоления) преюдиции во всех видах судопроизводства должен признаваться пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
Заинтересованное лицо вправе представить опровержение установленным судом по другому делу обстоятельствам и посредством предоставления новых доказательств в рассматриваемом деле. В случае, если такие новые доказательства способны повлиять на оценку фактических обстоятельств и привести к иным выводам, суд при рассмотрении спора с другим предметом иска вправе прийти к иным выводам вне преюдициального воздействия выводов вступившего в законную силу судебного акта.
Между тем, истец таких доказательств не представил.
Согласно части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством (часть 6 статья 101 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу прямого указания закона земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью, в отношении которой полномочиями по владению, пользованию и распоряжению обладает Российская Федерация.
В соответствии с письмом Департамента природных ресурсов от 03.08.2015 в адрес истца при сопоставлении картографических материалов лесоустройства с данными государственного кадастра недвижимости в территориальной информационной системе ХМАО-Югры установлено, что земельный участок 86:08:0020904:17558 пересекает земли лесного фонда Нефтеюганского лесничества, что противоречит действующему законодательству (л.д. 5 т.4). Согласно имеющемуся в материалах дела ортофотоплану за 2014 г. принадлежащие истцу объекты недвижимости располагаются на земельном участке, расположенном вдоль дороги и ограниченном по периметру с трех сторон густыми лесными насаждениями, состоящими из сосны (л.д. 10 т.4).
ИП Алиев М.Д. настаивает на том, что принадлежащий ему участок относился к категории земель запаса, впоследствии был переведен в категорию земель промышленности.
В соответствии с письмом Департамента природных ресурсов округа (в ответ на письмо Департамента градостроительства и землепользования Администрации Нефтеюганского района) от 03.04.2014 земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020904:17558 площадью 2968 кв. м находится на землях государственного лесного фонда в кв. N 88 выдел 17, 109 Нефтеюганского участкового лесничества. На часть этого участка между департаментом природных ресурсов и ОАО "НК "Роснефть" были заключены договоры аренды с видом использования лесов: под строительство, реконструкцию, эксплуатацию линейных объектов, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, заготовка древесины. Кафе на данном участке расположено без разрешительных документов. На основании Лесного кодекса под размещение кафе данный земельный участок необходимо перевести из государственного лесного фонда в земли промышленности (л.д. 109 т.1).
По версии истца и представленных им документов следует, что земельный участок 86:08:0020904:17558 перешел в категорию земель промышленности из категории земель запаса.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом от 08.06.2007 N 1804 Департамента государственной собственности ХМАО-Югры на основании обращения ИП Алиева М.Д. произведен перевод земельного участка с кадастровым номером 86:08:020904:0092 из категории земель запаса в категорию земель промышленности (л.д. 39 т. 1).
На основании распоряжения Департамента государственной собственности ХМАО-Югры от 13.05.2009 N 1327 земельный участок с кадастровым номером 86:08:020904:11854 из категории земель запаса переведен в категорию земель промышленности (л.д. 39 т. 1).
На основании распоряжения Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры N 13-Р-2375 от 09.11.2012 и приложением к нему земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020904:17489 по заявлению ИП Алиева М.Д. из категории земель запаса переведен в категорию земель промышленности (л.д. 40-43 т.1).
Как установлено выше, обозначенные земельные участки впоследствии были объединены в земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020904:17558, являющийся предметом спора.
Поскольку спорный участок относится к землям лесного фонда и находится в федеральной собственности в силу прямого указания закона (обратное истцом при рассмотрении настоящего дела не доказано), перевод из земель лесного фонда в земли запаса должен был подчиняться установленной земельным и лесным законодательством процедуре.
Статьей 8 ЗК РФ в применимых на 08.06.2007, 13.05.2009 и 09.11.2012 редакциях (на даты издания соответствующих распоряжений) установлено, что перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам только в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а гражданам только в аренду, безвозмездное срочное пользование. Истец в своих исковых требованиях претендует на передачу в собственность земельного участка с кадастровым номером 86:08:0020904:17558, который относится к федеральной собственности. Следовательно, до перевода его в другую категорию притязания ИП Алиева М.Д. не могут быть реализованы.
Материалы дела не содержат доказательств перевода земельных участков с кадастровыми номерами 86:08:020904:0092, 86:08:020904:11854 и 86:08:0020904:17489, в результате объединения которых был сформирован спорный земельный участок, из категории земель лесного фонда в категорию земель запаса. Поэтому последующий перевод в земли промышленности, в подтверждение чего истцом представлен ряд документов, не доказывает его выбытие из состава земель лесного фонда. То есть для целей заявленного ИП Алиевым М.Д. требования к администрации последняя не вправе распоряжаться спорным участком, поскольку собственником последнего является Российская Федерация.
В силу статьи 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения осуществляется только собственником земельного участка.
Как следует из материалов дела, между ОАО "НК "Роснефть" и Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры заключены договоры аренды лесных участков (вид использования лесов - выполнения работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, заготовка древесины):
* от 23.07.2012 г. N 0200/12-06-ДА, лесной участок площадью 17,03 га номер участка в государственном лесном реестре 86/04/006/2012-07/00547, местоположение участка Нефтегоганский район, территориальный отдел Нефтеюганское лесничество, Островное урочище;
* от 16.12.2011 г. N 352/11-06, лесной участок площадью 89,456 га номер участка в государственном лесном реестре 86/04/006/2011-12/00633, местоположение участка Нефтеюганский район, территориальный отдел Нефтеюганское лесничество, Островное урочище (л.д. 55-70 т.2).
Определением от 12.04.2016 судом первой инстанции была назначена землеустроительная экспертиза с постановкой перед экспертами следующих вопросов:
- накладываются (пересекаются) ли границы земельного участка площадью 2968 +/- 14 кв.м., кадастровый номер 86:08:0020904:17558, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, на 700 км автодороги федерального значения Тюмень - Ханты-Мансийск, поставленного на кадастровый учет как "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической безопасности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" на границы лесных участков: участок площадью 17,03 га, номер в государственном лесном реестре 86/04/006/2012-07/00547 (договор аренды от 23.07.2012 N 0200/12-06-ДА) и участок площадью 89,456 га, номер в государственном лесном реестре 86/04/006/2011- 12/00633 (договор аренды от 16.12.2011 N 352/11-06)?
- если да, то какова площадь наложения (пересечения)?
- накладываются (пересекаются) ли границы земельного участка площадью 2968 +/- 14 кв.м., кадастровый номер 86:08:0020904:17558, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, на 700 км автодороги федерального значения Тюмень - Ханты-Мансийск, поставленного на кадастровый учет как "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической безопасности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" на границы лесного участка кадастровый номер 86-86-04/048/2012-187, выдела 17, 109 квартал 88 Нефтеюганского участкового лесничества?
- если да, то какова площадь наложения (пересечения)?
Согласно выводам экспертного заключения N 17.06.16/1-З от 17.06.2016 (л.д. 40-43 т. 6) по первому вопросу:
границы земельного участка площадью 2968 +/- 14 кв.м., кадастровый номер 86:08:0020904:17558, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, на 700 км автодороги федерального значения Тюмень - Ханты-Мансийск, поставленного на кадастровый учет как "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической безопасности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" накладываются (пересекаются) на границы лесных участков: участок площадью 17,03 га, номер в государственном лесном реестре 86/04/006/2012-07/00547 (договор аренды от 23.07.2012 N 0200/12-06-ДА) и участок площадью 89,456 га, номер в государственном лесном реестре 86/04/006/2011-12/00633 (договор аренды от 16.12.2011 N352/11-06).
Площадь пересечения границ составляет:
- выдел 17 квартал 88 Нефтеюганского участкового лесничества - 917 кв.м. +/- 227 кв.м.;
- выдел 109 квартал 88 Нефтеюганского участкового лесничества - 1967 кв.м. +/- 333 кв.м.
При этом выдел 17 квартала 88 Нефтеюганского участкового лесничества входит в состав лесного участка общей площадью 17,03 га, который был предоставлен ОАО "НК "Роснефть" договором аренды от 23.07.2012 N 0200/12-06-ДА.
Выдел 17, 109 квартала 88 Нефтеюганского участкового лесничества входит в состав лесного участка общей площадью 89,456 га, который был предоставлен ОАО "НК "Роснефть" договором аренды от 16.12.2011 N 352/11-06.
По второму вопросу:
Границы земельного участка площадью 2968 +/- 14 кв.м., кадастровый номер 86:08:0020904:17558, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, на 700 км автодороги Федерального значения Тюмень - Ханты-Мансийск, поставленного на кадастровый учет как "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической безопасности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" накладываются (пересекаются) на границы лесного участка кадастровый номер 86-86-048/2012-187, выдела 17, 109 квартал 88 Нефтеюганского участкового лесничества.
Площадь пересечения границ составляет:
- выдел 17 квартал 88 Нефтеюганского участкового лесничества - 917 кв.м. +/- 227 кв.м. Описание местоположения границ области выявленного наложения (пересечения) границ приведено в таблице N 1;
- выдел 109 квартал 88 Нефтеюганского участкового лесничества - 1967 кв.м. +/- 333 кв.м.
Таким образом, спорный земельный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 86-86-04/048/2012-187, собственником которого является Российская Федерация (в том числе, выделы 17 и 109). Лесные участки в выделе 17, а также 109 квартала 88 обременены правом аренды ПАО "НК "Роснефть". С этими участками спорный участок имеет места наложения с общей погрешностью (по всем местам пересечения) 2884 +/- 560. Участок N 86:08:0020904:17558 составляет площадь 2968 +/-14 кв. м. Если принять за основу площади наложения за вычетом применимой экспертным путем квадратуры погрешности, получается, что всего лишь 630 кв. м из всей спорного земельного участка не имеют наложения по границам с земельными участками, находящимися в аренде ПАО "НК "Роснефть".
В ответ на запрос Департамента градостроительства и землепользования Администрации Нефтеюганского района от 25.03.2014 N 853 в адрес начальника управления землепользования и маркшейдерских работ ООО "РН-Юганскнефтегаз" получен ответ, согласно которому земельный участок, испрашиваемый в собственность предпринимателя, оформлен в аренду без согласования с ООО "РН-Юганскнефтегаз". Указанный земельный участок налагается на лесные участки, принадлежащие ОАО "НК "Роснефть" по договорам N 0200/12-06-ДА от 23.07.2012 N 352/11-06 от 16.12.2011, и должен быть сформирован в соответствии с имеющимися правами на землю. На лесных участках, принадлежащих ОАО "НК "Роснефть", планируется строительство трубопроводов, которые обременят охранной зоной участки, находящиеся в 50 м от оси трубопроводов. В связи с чем в согласовании оформления земельного участка в собственность отказано (л.д. 17 т.2).
При таких обстоятельствах у администрации отсутствуют правовые основания для передачи в собственность предпринимателю земельного участка, площадью 0,2968 га, из категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и иного специального назначения, расположенный по адресу: Россия, ХМАО, Нефтеюганский район, 700 км автодороги федерального значения Тюмень - Ханты-Мансийск, кадастровый номер 86:08:020904:17558.
Основания прекращения на спорный участок права собственности Российской Федерации не установлены.
Процессуальными средствами доказывания истец не опроверг выводы судов по другому арбитражному делу с его участием, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020904:17558 относится к категории земель лесного фонда.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами, ограничиваются в обороте. Это положение означает, что данные земельные участки не предоставляются в частную собственность.
Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что оборот лесного фонда не допускается, то есть купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.
Между тем, истец имеет в собственности ряд объектов недвижимости, которые расположены на земельном участке 86:08:0020904:17558, которым в свою очередь, ИП Алиев М.Д. владеет и пользуется на основании договора аренды N 33 от 06.03.2013 (л.д. 13-17 т.1).
Как правильно отмечено судом, категория земель арендуемого земельного участка не является основанием для автоматического прекращения пользования землей. Право собственности на объекты недвижимости у предпринимателя зарегистрировано, никем не оспорено.
Обстоятельства, имеющие правовое значение для дела, установлены судом с учетом имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются по вышеизложенным мотивам.
Решение суда первой инстанции оставляется без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ИП Алиева М.Д. согласно статье 110 АПК РФ.
Руководствуясь п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 сентября 2016 года по делу N А75-13118/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шарова |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-13118/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 марта 2017 г. N Ф04-713/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Алиев М Д, ЗАО ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ СУДЕБНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ, ИП Алиев Мушфига Джахангир оглы
Ответчик: Администрация Нефтеюганского района
Третье лицо: департамент по управлению госимуществом Хмао-Югры, Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ОАО "Нефтяная компания "Роснефть", ОАО НК "Роснефть", ПАО "Нефтяная компания "Роснефть", Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, территориальное управление Федерального агенства по управлению госимуществом по Ханты-Манссийскому автономному округу - Югре, Территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ХМАО-Югре, ФГБУ "ФКП Россреестр" по ХМАО-Югре, ООО "Судебные Экспертизы и Исследования"