г. Вологда |
|
25 июня 2014 г. |
Дело N А44-1052/2014 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Козловой С.В., судей Виноградова О.Н. и Шумиловой Л.Ф.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинской А.И.,
при участии от Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области Сергеевой Е.В. по доверенности от 20.05.2013 N 108,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области на определение Арбитражного суда Новгородской области от 07 апреля 2014 года по делу N А44-1052/2014 (судья Пестунов О.В.),
установил:
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области (далее - уполномоченный орган), ссылаясь на статьи 3, 7, 20, 45, 124, 126, 227 - 230 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", 04.03.2014 обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Агросервис" (ОГРН 1025302190275; далее - Общество, Должник) несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.
Определением от 07.04.2014 производство по делу прекращено со ссылкой на пункт 1 статьи 57 Закона о банкротстве и пункт 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган с судебным актом не согласился, в апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в определении, обстоятельствам дела, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, уполномоченным органом доказан факт достаточности денежных средств и имущества Должника для покрытия расходов по делу о банкротстве отсутствующего Общества за счет привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих Должника лиц и взыскания дебиторской задолженности. В заседании суда представитель уполномоченного органа поддержал апелляционную жалобу по приведенным в ней основаниям.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте разбирательства дела, представителя в суд не направило. Апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дел, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из дела и установлено судом первой инстанции, основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением послужило наличие у Общества задолженности по обязательным платежам перед Российской Федерацией в размере 1 611 532 руб. 17 коп. На указанную сумму налоговым органом в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации вынесены постановления от 26.07.2012 N 301, 08.10.2012 N 463, 28.11.2012 N 583, 01.04.2013 N 183, 19.07.2013 N 354, 18.10.2013 N 589 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, на основании которых службой судебных приставов в период с 06.08.2012 по 23.10.2013 были возбуждены шесть исполнительных производств.
По мнению заявителя, Общество является отсутствующим должником, что подтверждается следующим:
- по месту государственной регистрации Должник не находится;
- согласно информации регистрирующих органов имущество у Должника отсутствуют;
- в течение более двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании Должника банкротом не проводились операции по банковским счетам Должника;
- налогоплательщик более года не представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции сослался на то, что имущества Общества недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с вынесенным определением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 227 Закона о банкротстве в случаях, если руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует, или установить место его нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
По смыслу данной нормы должник - юридическое лицо может быть признан отсутствующим при наличии совокупности названных условий: юридическое лицо фактически прекратило деятельность, и руководитель юридического лица отсутствует или невозможно установить место его нахождения.
Согласно статье 230 Закона о банкротстве в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника, подлежат применению положения, предусмотренные параграфом 2 "Банкротство отсутствующего должника" главы XI Закона о банкротстве.
В силу пунктов 4 и 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращения недействующих юридических лиц" при обращении в суд с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника уполномоченный орган обязан представить доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
Если имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в суд не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц применительно к статье 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (пункт 5 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Кроме того, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" разъяснил, что если в ходе рассмотрения дела о банкротстве, в том числе при рассмотрении обоснованности заявления о признании должника банкротом, обнаружится, что имеющегося у должника имущества (с учетом планируемых поступлений) недостаточно для осуществления расходов по делу о банкротстве, судья по своей инициативе либо по ходатайству участвующего в деле лица назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса о прекращении производства по делу. В определении о назначении судебного заседания участвующим в деле лицам предлагается сообщить, согласны ли они осуществлять финансирование дальнейших расходов по делу о банкротстве, и разъясняется, что если никто из них не даст согласия на такое финансирование, производство по делу о банкротстве будет прекращено на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве. При наличии письменного согласия участвующего в деле лица (кроме уполномоченного органа) на финансирование дальнейших расходов по делу о банкротстве производство по делу о банкротстве на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве прекращению не подлежит и дело подлежит дальнейшему рассмотрению в общем порядке. В отсутствие такого согласия либо при невнесении давшим его лицом по требованию судьи денежных средств на депозитный счет суда судья выносит определение о прекращении производства по делу на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве.
В пункте 13 указанного постановления отмечено, что поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве. В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.
Уполномоченным органом могут быть также представлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, у Должника не имеется денежных средств и какого-либо имущества, достаточного для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, мероприятия, направленные на розыск имущества Общества, реализованные судебными приставами-исполнителями в ходе исполнительного производства, результатов не дали, что свидетельствует о невозможности формирования конкурсной массы за счет имущества Должника.
Таким образом, доказательства возможности обнаружения имущества Общества в достаточном объеме отсутствуют, поэтому суд правомерно прекратил производство по делу о банкротстве на основании пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве.
Доводы уполномоченного органа о возможности формирования конкурсной массы за счет привлечения руководителя Должника и других его учредителей к субсидиарной ответственности иного также не доказывают. Заявителем не обосновано наличие совокупности условий, необходимых для привлечения бывшего руководителя Общества к субсидиарной ответственности на основании пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве, на который ссылается уполномоченный орган, так как не представлены доказательства, в силу которых можно было бы установить конкретный состав и размер обязательств Должника, по которым истек трехмесячный срок их исполнения; не доказана ни дата возникновения у руководителя Общества обязанности подать заявление о банкротстве, ни сумма обязательств Должника, возникших после истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве.
Кроме прочего возможность формирования конкурсной массы, как обязательное условие признания должника банкротом по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника, не может быть поставлена в зависимость от результатов рассмотрения вопроса о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
Вопреки мнению подателя апелляционной жалобы реальность взыскания с признанного банкротом дебитора Общества денежных средств документально не подтверждена, первичных документов, подтверждающих долг, не представлено, акт сверки задолженности таким документом не является. Включение спорной задолженности в реестр требований кредиторов дебитора не приведет к поступлению реальных денежных средств в конкурсную массу Общества.
Таким образом, установив отсутствие у Должника имущества, а также отсутствие доказательств, обосновывающих вероятность поступления в конкурсную массу имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам, суд обоснованно прекратил производство по настоящему делу.
Иное толкование заявителем положений законодательства о банкротстве, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
В свете изложенного оснований для отмены определения от 07.04.2014 не имеется. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении заявления уполномоченного органа не допущено. При таких обстоятельствах апелляционная жалоба заявителя по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Новгородской области от 07 апреля 2014 года по делу N А44-1052/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок.
Председательствующий |
С.В. Козлова |
Судьи |
О.Н. Виноградов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-1052/2014
Должник: ООО "Агросервис"
Кредитор: Межрайонная ИФНС России N 2 по Новгородской области, ФНС РОССИИ
Третье лицо: Администрация Демянского муниципального района, НП "Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", ОСП Демянского района, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Новгородской области