город Омск |
|
10 июня 2014 г. |
Дело N А81-4118/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.П.,
судей Зориной О.В., Смольниковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2792/2014) Администрации муниципального образования Яр-Салинское на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 января 2014 года по делу N А81-4118/2013 (судья Антонова Е.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Партнер Групп" (ОГРН 1088901000550, ИНН 8901021018) к Администрации муниципального образования Яр-Салинское (ОГРН 1058900023511, ИНН 8909002218), третье лицо: закрытое акционерное общество "Сбербанк-АСТ" о взыскании 3 369 649 руб.,
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального образования Яр-Салинское - представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Партнер Групп" - представитель не явился;
от закрытого акционерного общества "Сбербанк-АСТ" - представитель не явился;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Партнер Групп" (далее - ООО "Патрнер Групп", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Администрации муниципального образования Яр-Салинское (далее - Администрация МО Яр-Салинское, ответчик) о взыскании 3 369 649 руб. неосновательного обогащения.
Определением суда от 09.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Сбербанк-АСТ" (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ", оператор электронной площадки).
Исковые требования мотивированы неосновательно приобретенными ответчиком денежными средствами за счет штрафных санкций, установленных в части 14 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.01.2014 по делу N А81-4118/2013 требования ООО "Партнер Групп" удовлетворены, с Администрации МО Яр-Салинское в его пользу взысканы денежные средства в размере 3 369 649 руб. и расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 39 848 руб. 24 коп.
Возражая против принятого судом решения, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального права, в удовлетворении иска отказать.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в него не явились. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в обоснование своих требований истец ссылается на то, что на официальном сайте Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru были опубликованы извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству села Яр-Сале, МО Ямальский район (ремонт улично-дорожной сети).
Аукцион проведен на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" в сети Интернет по адресу: http://www.sberbank-ast.ru.
Истец принял участие в аукционе путем подачи заявок.
С целью обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0190300000178 на право заключения вышеназванного контракта, ООО "Патрнер Групп" 19.05.2011 на счет оператора электронной площадки перечислены денежные средства в сумме 3 369 649 руб., что следует из выписки по лицевому счету оператора электронной площадки и подтверждено копией платежного поручения N 2 от 19.05.2011.
31.05.2011 оператор электронной площадки блокировал поступившие денежные средства в обеспечение участия в аукционе N 0190300000178 в сумме 3 369 649 руб.
По результатам рассмотрения первых частей поданных заявок общество было допущено к участию в аукционе.
Однако по итогам проведения аукциона при рассмотрении вторых частей заявок решением аукционной комиссии (протокол ЭА-79 Р/2 от 16.06.2011) заявки истца были признаны не соответствующими требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в связи с чем письмом от 15.11.2011 N 6918ФК оператор электронной площадки уведомил истца о перечислении ответчику денежных средств в размере обеспечения заявки в сумме 3 369 649 руб.
Указывая, что все аукционы, по которым сведения вторых частей заявок на участие в аукционе не соответствуют требованиям аукционной документации, проведены 09.06.2011 и 16.06.2011, заявки рассмотрены в два дня и в одно и тоже время, поэтому общество не могло знать о повторности допущенного нарушения, ООО "Партнер Групп" обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим иском.
Удовлетворяя полностью исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что гражданско-правовая ответственность участника размещения заказа наступает в случае систематического нарушения по правилам части 14 статьи 41.11 Федерального закона N 94-ФЗ, а в действиях истца признака систематичности, необходимого для привлечения нарушителя к ответственности на основании указанной нормы права не установлено и иное ответчиком не доказано, удержание Администрацией МО Яр-Салинское 3 369 649 руб., перечисленных в его пользу оператором электронной площадки в качестве штрафных санкций на основании статьи 41.11 Федерального закона N 94-ФЗ не может быть признано получением денежных средств на предусмотренном законом основании.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно частям 1 и 3 статьи 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме. Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей.
В силу части 2 статьи 41.11 Федерального закона N 94-ФЗ аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия также рассматривает содержащиеся в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, сведения об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку на участие в открытом аукционе.
При обнаружении несоблюдения одного из перечисленных условий, комиссия в соответствии с частью 6 статьи 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ признает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме несоответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 5 статьи 41.1 Федерального закона N 94-ФЗ заказчиком, уполномоченным органом должно быть установлено требование обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе не может быть менее чем 0,5% и не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) либо в случае размещения заказа в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Требование обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в равной мере распространяется на всех участников размещения соответствующего заказа и указывается в документации об открытом аукционе в электронной форме.
Подача участником размещения заказа заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме является согласием такого участника размещения заказа на списание денежных средств, находящихся на его счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, в качестве платы за участие в открытом аукционе в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящей главой (часть 20 статьи 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ).
В соответствии с частью 12 статьи 41.11 Федерального закона N 94-ФЗ в течение одного рабочего дня со дня размещения на электронной площадке указанного в частях 8 и 11 настоящей статьи протокола оператор электронной площадки прекращает осуществленное в соответствии с частью 11 статьи 41.8 настоящего Федерального закона блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, признанную не соответствующей требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 14 настоящей статьи.
В силу части 14 статьи 41.11 Федерального закона N 94-ФЗ в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданных одним участником размещения заказа, приняты решения о несоответствии таких заявок требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 41.11, в том числе наличие недостоверных сведений в документах об участнике размещения заказа на дату окончания срока подачи заявок, оператор электронной площадки, по указанным основаниям прекращает осуществленное в соответствии с частью 11 статьи 41.8 настоящего Федерального закона блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме участника размещения заказа в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе и перечисляет эти денежные средства заказчику.
Исключением является случай, если указанный участник размещения заказа обжаловал данные решения в соответствии с Законом о размещении заказов и по результатам обжалования вынесено решение о необоснованных решениях аукционной комиссии о несоответствии заявок на участие в открытом аукционе требованиям документации об открытом аукционе.
В данном случае ООО "Партнер Групп" ни одно из трех решений аукционной комиссии о несоответствии вторых частей заявок требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, не обжаловалось, в связи с чем, исключение, предусмотренное частью 14 статьи 41.11 Федерального закона N 94-ФЗ, отсутствовало и оператор электронной площадки обязан был перечислить заказчику денежные средства в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в сумме 3 369 649 руб.
Положения части 14 статьи 41.11 Федерального закона N 94-ФЗ, предусматривающие бесспорное отчуждение, во внесудебном порядке, денежных средств участника торгов заказчику как стороне гражданского правоотношения, признаны Конституционным Судом Российской Федерации не нарушающими конституционные права, так как участник размещения заказа в добровольном порядке принимает решение об участии в соответствующих электронных аукционах с учётом законодательно предусмотренных особенностей такого участия (определение от 18.10.2012 N 1960-О).
То обстоятельство, что все протоколы подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, в том числе по торгам проведены 09.06.2011 и 16.06.2011 составлены и размещены 09.06.2011 и 16.06.2011, вовсе не свидетельствует о том, что по состоянию на 16.06.2011 истец не мог знать о повторности допущенного нарушения, так как, подавая заявку на участие в аукционе, ООО "Партнер Групп" действовало своей волей и в своём интересе (пункт 2 статьи 1 ГК РФ), и руководствовалось собственными целями осуществления предпринимательской деятельности. Являясь самостоятельным хозяйствующим субъектом, общество, изначально сформировав заявки на участие в аукционах без приложения предусмотренных аукционной документацией документов, несет риск наступления неблагоприятных последствий по результатам осуществления коммерческой деятельности, в том числе, по результатам участия в проводимых аукционах.
Предусмотренные законом последствия подачи заявок с нарушением требований конкурсной документации, являющиеся негативными для истца, возникли исключительно вследствие ненадлежащего исполнения ООО "Партнер Групп" своих обязанностей как участника аукциона.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции, как не соответствующее по своим выводам фактическим обстоятельствам дела, и принимает по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба ответчика подлежит удовлетворению.
В связи с отказом в удовлетворении иска государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе относится на истца (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Яр-Салинское удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.01.2014 по делу N А81-4118/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Партнер Групп" к Администрации муниципального образования Яр-Салинское о взыскании 3 369 649 руб. отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Партнер Групп" в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.П. Семёнова |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4118/2013
Истец: ООО "Партнер Групп"
Ответчик: Администрация муниципального образования Яр-Салинское
Третье лицо: ЗАО "Сбербанк-АСТ"