г. Москва |
|
25 июня 2014 г. |
Дело N А41-44207/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и Федерального агентства лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 марта 2014 года, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по делу N А41-44207/13 по заявлению Администрации Дмитровского муниципального района Московской области к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральному государственному унитарному предприятию "Рослесинфорг", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании недействительными и исключении сведений из государственного кадастра, третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация сельского поселения Якотское Дмитровского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Чернышев Ю.В. по доверенности N Дов-99 от 28.03.14,
от остальных лиц- не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Дмитровского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании недействительными и исключении из состава сведений государственного кадастра недвижимости записи об описании местоположения границ - координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0280103:45, общей площадью 19 213 446 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, Дмитровское лесничество, Тимоновское участковое лесничество, кварталы 5-8,10,18,30-33, 49-52, 67-70, 80-83, 92-94, части кварталов 9,11,71,95 (т. 1, л.д. 4-5).
Определением Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрация сельского поселения Якотское Дмитровского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области (т. 1, л.д. 2-3).
Определением Арбитражного суда Московской области от 14 ноября 2013 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Рослесинфорг", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области (т. 3, л.д. 92).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, Администрация Дмитровского муниципального района Московской области в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила заявленные требования, просила признать недействительными и исключить из состава сведений государственного кадастра недвижимости записи об описании местоположения границ - координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0280103:45, общей площадью 19 213 446 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, Дмитровское лесничество, Тимоновское участковое лесничество, кварталы 5-8,10,18,30-33, 49-52, 67-70, 80-83, 92-94, части кварталов 9,11,71,95, согласно следующих координат поворотных точек (т. 3, л.д. 1-3):
Координаты |
|
Координаты |
||
X |
У |
Х |
У |
|
549018,62 |
2200865,76 |
548956,92 |
2201197,81 |
|
549031,01 |
2200883,54 |
548894,95 |
2201201,70 |
|
549038,44 |
2200909,13 |
548797,18 |
2201208,70 |
|
549056,75 |
2200898,13 |
548784,18 |
2201206,80 |
|
549068,61 |
2200918,82 |
548777,72 |
2201202,14 |
|
549079,34 |
2200912,28 |
548773,24 |
2201195,85 |
|
549087,81 |
2200930,00 |
548768,01 |
2200925,28 |
|
549051,19 |
2200949,85 |
548721,92 |
2200925,67 |
|
549041,45 |
2200952,50 |
548721,40 |
2200883,27 |
|
549033,22 |
2200949,17 |
548712,97 |
2200876,52 |
|
549029,55 |
2200939,74 |
|
2200846,74 |
|
549024,28 |
2200929,08 |
548711,25 |
2200835,66 |
|
549005,88 |
2200928,69 |
548711,87 |
2200819,00 |
|
548973,04 |
2200930,25 |
548718,74 |
2200798,59 |
|
548965,71 |
2200933,99 |
548724,77 |
2200792,16 |
|
548962,88 |
2200941,64 |
|
2200776,96 |
|
548965,82 |
2200989,41 |
548730,50 |
2200767,32 |
|
549000,85 |
2200987,49 |
548744,47 |
|
|
549004,53 |
2201003,44 |
548767,39 |
2200754,83 |
|
549043,21 |
2201003,79 |
|
2200753,40 |
|
549044,04 |
2201045,41 |
548825,03 |
2200749,92 |
|
549000,65 |
2201047,29 |
548825,41 |
2200726,29 |
|
548990,56 |
2201054,65 |
548828,97 |
2200726,33 |
|
548990,71 |
2201073,91 |
549004,11 |
2200726,55 |
|
548957,36 |
2201075,81 |
549005,85 |
2200827,85 |
|
548963,28 |
2201194,11 |
549006,25 |
2200837,68 |
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 марта 2014 года была признана недействительной и исключена из состава сведений государственного кадастра недвижимости часть записи об описании местоположения границ - координатах поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 50:04:0280103:45, общей площадью 19 213 446 кв.м. расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, Дмитровское лесничество, Тимоновское участковое лесничество, кварталы 5-8,10,18, 30-33, 49-52, 67-70, 80-83, 92-94, части кварталов 9,11, 71, 95, согласно вышеназванных координат поворотных точек (т. 3, л.д. 120-123).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на то, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда (т. 3, л.д. 133-136).
Федеральное агентство лесного хозяйства также не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела (т. 3, л.д. 142-145).
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей администрации Дмитровского муниципального района Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, ФГУП "Рослесинфорг", ТУ Росимущества в Московской области, администрации сельского поселения Якотское Дмитровского муниципального района Московской области, Управления Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя Комитета лесного хозяйства Московской области, участвующего в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, распоряжением ТУ Росимущества в Московской области N 718 от 20.07.07 были утверждены акты о приеме-передаче в собственность муниципальных образований "Дмитровский муниципальный район Московской области" и "Рузский район Московской области" имущества от 194 Квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации (т. 3, л.д. 18-29).
В числе прочего в собственность Дмитровского муниципального района Московской области были переданы жилые дома N 42 (площадью 2007,27 кв.м.), N 73 (площадью 375 кв.м.), N 72 (площадью 412,6 кв.м.), N 70 (площадью 412,6 кв.м.), N 71 (площадью 412,6 кв.м.), расположенные по адресу: Московская область, Дмитровский район, н.п. Ковригино.
На основании акта передачи имущества N 1300 от 25.11.09 вышеназванные жилые дома были переданы администрацией Дмитровского муниципального района Московской области в собственность сельского поселения Якотское Дмитровского муниципального района Московской области (т. 3, л.д. 5-7).
Согласно выписок из Реестра объектов муниципальной собственности сельского поселения Якотское Дмитровского муниципального района Московской области N N 45-50 от 02.09.13 жилые дома, расположенные по адресу: Московская область, Дмитровский район, д. Ковригино, ул. Северная, дом NN72, 42, 70, 73, 41, 71, являются объектами муниципальной собственности сельского поселения Якотское и включены в Реестр объектов муниципальной собственности на основании статей 21,22 Закона Московской области N130/2007-03 от 20..07.07 "О разграничении муниципального имущества между Дмитровским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав" и акта передачи имущества N1300 от 25.11.09, находящегося в собственности Дмитровского муниципального района Московской области и передаваемого в собственность вновь образованного в его составе сельского поселения Якотское Дмитровского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 9-14).
С целью оформления прав собственников помещений в указанных домах на земельные участки под ними администрацией Дмитровского муниципального района Московской области было принято решение о проведении кадастровых работ в отношении земельных участков и составлении межевых планов.
29.11.12 представитель администрации Дмитровского муниципального района Московской области обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под жилыми домами N N 72, 42, 70, 73, 41, 71, расположенными по адресу: Московская область, Дмитровский район, д. Ковригино, ул. Северная.
Решениями ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N N МО-12/РКФ-427168, МО-12/РКФ-427135, МО-12/РКФ-429747, МО-12/РКФ-427185, МО-12/РКФ-427191, МО-12/РКФ-427117 от 11.12.12 проведении кадастрового учета в отношении земельных участков под жилыми домами было приостановлено в связи с выявлением пересечения их границ с границами земельного участка с кадастровым номером 50:04:0280103:45 (т. 1, л.д. 15-26).
В марте 2013 года администрации Дмитровского муниципального района Московской области было отказано в осуществлении кадастрового учета образованных земельных участков (т. 1, л.д. 27-32).
Полагая, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:04:0280103:45 были определены неверно, администрация Дмитровского муниципального района Московской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что у муниципального образования возникло право собственности на земельные участки под жилыми домами в силу закона, включение их в земли лесного фонда нарушает права заявителя.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Способы защиты гражданских прав установлены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Абзацем 3 пункта 2 Постановления от 29.04.10 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, администрация Дмитровского муниципального района Московской области указала, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:04:0280103:45 нарушает ее права и законные интересы, в связи с пересечением границ указанного участка с границами земельных участков, сформированных под жилыми домами, расположенными по адресу: Московская область, Дмитровский район, д. Ковригино, ул. Северная, дом N N 72, 42, 70, 73, 41, 71.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся, сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Пунктом 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.04 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федераций" установлено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
Таким образом, формирование земельных участков под жилыми домами является обязанностью истца, следовательно, наличие в Государственном кадастре недвижимости сведений о пересечении границ образованных земельных участков и земельного участка с кадастровым номером 50:04:0280103:45 нарушает права и законные интересы администрации Дмитровского муниципального района Московской области, поскольку препятствует осуществлению возложенных на нее функций.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Частью 4 статьи 40 указанного Закона установлено, что если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (п. 5 ст. 40 Закона "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с представленной в материалы дела кадастровой выпиской о земельном участке N МО-13/ЗВ-1297296 от 21.10.13 земельный участок с кадастровым номером 50:04:0280103:45 относится к землям лесного фонда, был поставлен на кадастровый учет 29.09.11, сведения о нем носят временный характер (т. 2, л.д. 168-202).
При этом каких-либо прав на названный земельный участок не зарегистрировано (т. 2, л.д. 167).
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств проведения межевания, установления границ на местности лесного участка с учетом находящихся на земельном участке объектов недвижимости в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал недействительными сведения Государственного кадастра недвижимости относительно координат границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0280103:45 в части наложения на земельные участки под жилыми домами, расположенными по адресу: Московская область, Дмитровский район, д. Ковригино, ул. Северная, дом N N 72, 42, 70, 73, 41, 71.
Ссылка Комитета лесного хозяйства Московской области на нахождение указанных жилых домов на землях лесного фонда признается апелляционным судом несостоятельной, поскольку формирование лесного участка было произведено в 2011 году, то есть в то время, когда вышеназванные жилые дома уже были построены.
Жилые дома N N 72, 42, 70, 73, 41, 71, расположенные по адресу: Московская область, Дмитровский район, д. Ковригино, ул. Северная, до перехода в муниципальную собственность находились на балансе 194 Квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации.
Доказательств строительства их на землях лесного фонда не представлено. Исков о признании указанных жилых домов самовольными постройками не предъявлялось.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о неправомерном включении земель под жилыми домами в участок лесного фонда.
Иные доводы заявителей апелляционных жалоб подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права и не опровергающие выводов суда первой инстанции по существу.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12.03.2014 г. по делу N А41-44207/13 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44207/2013
Истец: Администрация Дмитровского муниципального района Московской области, Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества по Московской области, ФГУП "Рослесинфорг"
Третье лицо: Администрация сельского поселения Якотское Дмитровского муниципального района Московской области, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы, государственной регистрации кадастра и картографии" по Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области