г. Челябинск |
|
23 июня 2014 г. |
Дело N А07-2825/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Толкунова В.М. и Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. по делу N А07-2825/2014 (судья Хафизова С.Я.),
Общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания N 1 Республики Башкортостан" (далее - заявитель, общество, ООО "Транспортная компания N 1 РБ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Административной комиссии Администрации Муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан (далее - Административная комиссия, административный орган, заинтересованное лицо) об отмене постановления от 04.02.2014 N 78-2014 о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст. 13.11 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях (далее - КоАП РБ) и наложении штрафа в сумме 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.04.2014 (резолютивная часть решения объявлена 16.04.2014) заявленные требования удовлетворены. Постановление Административной комиссии Администрации Муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан N 78-2014 от 04.02.2014 о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст. 13.11 КоАП РБ, отменено.
Административный орган не согласился с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе административная комиссия просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявления.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в действиях ООО "Транспортная компания N 1 РБ" содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.11 КоАП РБ.
Также Административная комиссия отмечает, что Решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 22.09.2010 N 236 утверждено положение "Об официальном сайте муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан", согласно которому Положение "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан" размещено в сети Интернет и опубликовано в справочной правовой системе "Консультант плюс". Таким образом, вывод суда об отсутствии публикации Положения "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан" не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Транспортная компания N 1 РБ" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан 06.09.2010, ОГРН 1100280031895.
22.01.2014 Белорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории г. Белорецк.
В ходе проверки установлено, что на основании путевого листа N 020 от 22.01.2014 перевозчиком ООО "Транспортная компания N1 РБ" на автомашине ГАЗ 322132, регистрационный номер ЕН 529 02, принадлежащей Поповой Р. Р., осуществляются пассажирские перевозки по муниципальному маршруту N 104А (школа N 19 - Больничный городок), на котором имеются отметки о разрешении выезда Нурисламовым И.В. Также указанный путевой лист содержит сведения о заказчике ООО "Транспортная компания N1 РБ".
Кроме того, на основании путевого листа N 610 от 22.01.2014 перевозчиком ООО "Транспортная компания N 1 РБ" на автомашине ГАЗ 322132, регистрационный номер ЕН 446 02, принадлежащей Зобниной Л. Е., осуществляются пассажирские перевозки по муниципальному маршруту N 5Б. На указанном путевом листе имеются отметки о разрешении выезда Нурисламовым И.В., также содержит сведения о заказчике ООО "Транспортная компания N1 РБ".
По результатам проверки 27.01.2014 исполняющим обязанности Белорецкого межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении в отношении юридического лица ООО "Транспортная компания N 1 РБ" производства по делу об административном правонарушении по ч.6 ст. 13.11 КоАП РБ по факту перевозки автотранспортным средством пассажиров по регулярному маршруту в пределах г. Белорецк без заключения с органами местного самоуправления договора на право осуществления пассажирских перевозок.
Материалы направлены для рассмотрения по подведомственности, в Административную комиссию.
Постановлением Административной комиссии от 04.02.2014 N 78-2014 ООО "Транспортная компания N1 РБ" привлечено к административной ответственности по ч.6 ст.13.11 КоАП РБ.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом не установлен и не доказан состав вмененного правонарушения, поскольку ни в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении не определены и не исследованы событие, объективная сторона состава административного правонарушения, не определены действия (бездействие) заявителя, которые привели к нарушению установленных законом обязанностей. Не установлены причины образования этих нарушений и причинно-следственная связь между действиями (бездействием) заявителя и наступившими последствиями, а также не установлено наличие у заявителя реальной возможности для соблюдения положений законодательства.
Кроме того, поскольку Положение "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район" не введено в действие с соблюдением порядка, установленного действующим законодательством (не опубликовано), у заявителя отсутствует вина в его неисполнении.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу пункта 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами административными комиссиями, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 6 статьи 13.11 КоАП РБ, осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах поселения, городского округа, между поселениями в границах муниципального района без заключения с уполномоченным органом местного самоуправления договора или получения документа на выполнение указанных перевозок (удостоверения допуска, других), если заключение такого договора, получение такого документа предусмотрено муниципальным нормативным правовым актом, а равно осуществление указанных перевозок по маршруту, не включенному в реестр маршрутов муниципальных перевозок, предусмотренный муниципальным нормативным правовым актом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Из диспозиции указанной нормы следует, что объективную сторону состава административного правонарушения образует, в том числе, осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах поселения, городского округа, между поселениями в границах муниципального района без заключения с уполномоченным органом местного самоуправления договора или получения документа на выполнение указанных перевозок (удостоверения допуска, других), лишь в случае, если заключение такого договора, получение такого документа предусмотрено муниципальным нормативным правовым актом.
Необходимость наличия такого договора предусмотрено Решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 03.05.2012 N 404, которым утверждено Положение "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан", предусматривающего заключение лицами, осуществляющими перевозку пассажиров на постоянной основе общественным транспортом, с администрацией договоров на право осуществления пассажирских перевозок.
Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с п.2, 3 ст.30 Устава муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию (обнародованию), направляются в официальное печатное средство массовой информации в течение 7 дней после дня их подписания. В случае невозможности их официального опубликования муниципальные правовые акты подлежат официальному обнародованию в здании Администрации в течение 7 дней после дня их подписания. Муниципальные правовые акты могут быть доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио. Таким образом, Устав не предусматривает возможности опубликования нормативных актов в сети Интернет.
Поскольку доказательства официального опубликования Положения не представлены (в газете "Белорецкий рабочий", N 127-129(15536-38), от 07.07.2012 опубликован текст Решения Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан N 404 от 03.05.2012 без текста Положения, утвержденного данным Решением), то вывод суда первой инстанции о невозможности его применения при решении вопроса о привлечении ООО "Транспортная компания N 1 РБ" к административной ответственности является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что Положение "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан" размещено в сети Интернет, что соответствует Положению "Об официальном сайте муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан" (утверждено решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 22.09.2010 N 236) судом апелляционной инстанции отклоняется. Так, согласно п. 1.7 данного Положения об официальном сайте, размещение информации на сайте является ее официальным обнародованием (опубликованием) лишь в случае невозможности обнародования (опубликования) информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан. В настоящем случае, как обоснованно указал суд первой инстанции, невозможность опубликования Положения "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан" в определенном Уставом муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан порядке административным органом не доказана.
Помимо изложенного, имеются иные основания для признания постановления административной комиссии от 04.02.2014 N 78-2014 о назначении административного наказания по ч.6 ст.13.11 КоАП РБ незаконным и его отмене.
Установив факт нарушения обществом требований административного законодательства, административная комиссия вынесла постановление о назначении административного наказания по ч.6 ст. 13.11 КоАП РБ и назначила юридическому лицу наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Между тем, как правильно указано судом первой инстанции, из данного постановления не следует определение объективной стороны правонарушения, нет надлежащей оценки действий (бездействий) ООО "Транспортная компания N 1 РБ".
Кроме того, из постановления не усматривается, является ли ООО "Транспортная компания N 1 РБ" лицом, ответственным за соблюдением общественного порядка на транспорте, не исследовалось наличие вины общества в совершении административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Поскольку наличие вины лица, привлекаемого к административной ответственности, должно быть установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении как признак состава правонарушения, то все обстоятельства, связанные с наличием вины, а также доказательства, подтверждающие ее наличие, административный орган обязан отразить в постановлении по делу об административном правонарушении.
Констатация в постановлении по делу об административном правонарушении только факта правонарушения, без установления сведений о причине образования этих нарушений и причинно-следственной связи между действиями общества и наступившими последствиями, является недостаточной для установления вины общества во вменяемом ему правонарушении.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения в процессе рассмотрения дела и подлежат отклонению, как противоречащие закону и установленным судом фактическим обстоятельствам. Обжалуемый судебный акт надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. по делу N А07-2825/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Административной комиссии Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
В.М.Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2825/2014
Истец: ООО \ "Транспортная компания N1 РБ\"
Ответчик: Административная комиссия Администрации Муниципального района Белорецкий район РБ, Административная комиссия МР Белорецкий район