г. Томск |
|
25 июня 2014 г. |
Дело N А45-1086/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: Л.А. Колупаевой, А.Л. Полосина,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.В.
с использованием средств аудиозаписи
с участием в заседании
от заявителя : Красавина О.Ю. по доверенности N 9 от 09.01.2014 г., паспорт,
от заинтересованного лица: без участия (извещено), :
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества "Новосибирскгортеплоэнерго"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 31 марта 2014 г. по делу N А45-1086/2014 (судья В.А. Полякова)
по заявлению Открытого акционерного общества "Новосибирскгортеплоэнерго" (ОГРН 1035402518986, ИНН 5406268216, 630007, г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, д. 4)
к Мэрии города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный пр., д. 34)
о признании недействительным постановления от 16.12.2013 N 11833,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новосибирскгортеплоэнерго" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным постановления Мэрии города Новосибирска (далее - заинтересованное лицо, Мэрия) от 16.12.2013 N 11833.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 31 марта 2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ОАО "НГТЭ" к Мэрии г. Новосибирска признании недействительным постановления N 11833 "Об определении теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных объектов тепловых сетей по ул. Некрасова, 80 в Центральном районе".
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Мэрия отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представила.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
Заинтересованное лицо о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечила.
На основании частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31 марта 2014 г. по делу N А45-1086/2014 подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением от 16.12.2013 N 11833 Мэрия города Новосибирска определила ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей по улице Некрасова, 80, в Центральном районе.
Считая, что у Мэрии города Новосибирска отсутствовали правовые основания для определения ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" " в качестве теплосетевой организации, осуществляющей содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей, Общество обратилось в суд первой инстанции с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что заключить в отношении бесхозяйной вещи какой-либо гражданско-правовой договор до определения её собственника не представляется возможным.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору требование Общества подлежит удовлетворению только в том случае, если будет установлено несоответствие оспариваемого постановления закону или иному нормативному правовому акту, и оспариваемое постановление повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
Пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из пункта 4 части 1 статьи 14, частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) - орган местного самоуправления, осуществляя свои полномочия в сфере теплоснабжения населения, обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию бесхозяйных теплосетей, учету таких сетей и их обращению в муниципальную собственность.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей (часть 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011а N 2-П при регулировании предпринимательской деятельности коммерческих организаций следует исходить из того, что возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты основных конституционных ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а государственное вмешательство должно обеспечивать баланс частного и публичного начал в сфере экономической деятельности.
Статьями 15, 15.1, 17, 28.1-28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ предусмотрено наличие обязательных договорных отношений.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.09.2003 N 580, на основании которого Мэрия разработала и утвердила соответствующий нормативный правовой акт.
Согласно пункту 2.2 Порядка в течение трех рабочих дней со дня выявления бесхозяйной недвижимой вещи администрация района составляет акт осмотра технического состояния выявленной бесхозяйной недвижимой вещи (далее - акт), в котором указываются основные характеристики, позволяющие ее идентифицировать (наименование, местоположение, ориентировочные сведения о техническом состоянии бесхозяйной недвижимой вещи).
Исходя из положений Порядка выявления бесхозяйных недвижимых вещей на территории города Новосибирска и подготовки документов для приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи, утвержденного постановлением мэрии от 16.05.2011 N 4074, обязанность по содержанию и обслуживанию бесхозных объектов органом местного самоуправления может быть возложена именно на подведомственное специализированное муниципальное предприятие в зависимости от вида сетей.
Таким образом, обязанность по содержанию и обслуживанию бесхозных объектов органом местного самоуправления может быть возложена именно на подведомственное специализированное муниципальное предприятие в зависимости от вида сетей.
Доказательств обратного заинтересованным лицом в материалы дела в нарушение статьи 65, 200 АПК РФ представлено не было.
Как следует из материалов дела, Общество является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является получение прибыли.
Тепловые сети, к которым присоединены надземная теплотрасса от наружной стены ЦТП ц 01 по ул. Ольги Жилиной до наружной стены здания прокуратуры по ул. Некрасова, 80, протяженностью 23 п.м, диаметром 3Дx25(В1), 2Дх50 (Т1, Т2), Дх50 (Т1, Т2), Дх32 (Т3, водопровод Дх25(В1), в собственности Общества не находятся. Эксплуатация магистральной сети осуществляется на основании договора аренды N 31/12 от 31.12.2003 с МУП "Энергия" г. Новосибирска. Ответственность, права, обязанности определяются границами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Исходя из схемы разграничения тепловых сетей от 08.10.2013, установлена граница разграничения тепловых сетей и энергопринимающего устройства между ОАО "НГТЭ" и абонентом по теплоснабжению (подающий (Т1) и обратный (Т2) трубопроводы на отопление), а также по горячему водоснабжению (трубопровод горячей воды (Т3)).
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие установление границ по трубопроводам холодного водоснабжения, обозначенных в рассматриваемом постановлении Мэрии как трубопроводы (В1) между ОАО "НГТЭ" и абонентом.
При этом, согласно материалам дела, ОАО "НГТЭ" оказывает услуги теплоснабжающей организации - ОАО "СИБЭКО" по транспортировке тепловой энергии до абонента только для нужд отопления и горячего водоснабжения по трубопроводам, обозначенным в акте разграничения от 08.10.2013.
В рассматриваемом случае эксплуатационная ответственность Общества ограничивается договором аренды имущества с МУП "Энергия". В данном случае граница определена по наружную стену ЦТП-Ц-017, что соответствует схеме теплоснабжения.
Материалами дела не установлено наличие заключенного договора на управление бесхозяйными тепловыми сетями.
С учетом изложенного, Мэрия может передать бесхозяйную недвижимую вещь в управление коммерческой организации только на основании договора гражданско-правового характера, поскольку принятие в эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей влечет возникновение у организации прав владения и пользования такой вещью на основании соответствующего договора.
Из положений действующего законодательства не усматривается ни обязанность теплосетевой организации принять на содержание и обслуживание бесхозяйные тепловые сети, ни право органа местного самоуправления возложить на теплосетевую организацию такую обязанность.
Ответственность, права, обязанности по содержанию и эксплуатации трубопроводов определяются границами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В данном случае заявитель не осуществляет содержание и обслуживание спорных тепловых сетей.
Общество эксплуатирует арендуемые сети, в том числе и муниципальные, при этом спорные сети могут быть переданы Обществу на основании договора аренды в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Вместе с тем, как указывалось выше, из материалов дела не следует, что такой договор на управление бесхозяйными тепловыми сетями заключался.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Мэрией в материалы дела не представлены доказательства обратного.
Таким образом, органы местного самоуправления не могут возлагать на коммерческую сетевую организацию, не предусмотренную законодательством о теплоснабжении обязанность по управлению не принадлежащими ей объектами в одностороннем порядке.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах подлежит признанию недействительным постановления Мэрии города Новосибирска от 16.12.2013 N 11833 "Об определении теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозных объектов тепловых сетей по ул. Некрасова, 80 в Центральном районе".
С учетом изложенного, являются ошибочными выводы суда о соответствии оспариваемого постановления закону и отсутствии нарушений прав и законных интересов Общества.
Нарушение или неправильное применение норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу пункта 1 части 1 статьи 270, пункта 4 части 1 статьи 270, пункта 2 статьи 269 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта в порядке статьи 201 АПК РФ об удовлетворении заявленных Обществом требований.
В связи с удовлетворением требований заявителя, на основании статьи 110 АПК РФ, статьи 333.21 НК РФ, расходы Общества по оплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего спора в размере 1000 руб. относятся на Мэрию г. Новосибирска.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 11.05.2010 N 139, статьей 104 АПК РФ Обществом при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически им уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 156, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31.03.2014 года по делу
N А45-1086/2014 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования Открытого акционерного общества "Новосибирскгортеплоэнерго" удовлетворить.
Признать недействительным постановление Мэрии г. Новосибирска N 11833 от 16.12.2013 г. "Об определении теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей по ул. Некрасова, 80 в Центральном районе".
Взыскать с Мэрии г. Новосибирска в пользу Открытого акционерного общества "Новосибирскгортеплоэнерго" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 1000 руб.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Новосибирскгортеплоэнерго" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 801 от 23.04.2014 г. государственную пошлину в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1086/2014
Истец: ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго"
Ответчик: Мэрия Города Новосибирска