город Воронеж |
|
19 июня 2014 г. |
Дело N А14-14172/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой Е.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Пучнина Е.В., представитель по доверенности N 65-д от 27.12.2013, удостоверение;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ФГУП "Рослесинфорг": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.03.2014 по делу N А14-14172/2013 (судья Федосеева И.В.) по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1093668037220, ИНН 3664099440) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации N 26/055/2013-16 от 09.09.2013,
третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг",
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества, Территориальное управление, ТУФА УГИ) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра, Управление, регистрирующий орган) от 09.09.2013 N 26/055/2013-16 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 11 205 кв. м с кадастровым номером 36:25:6945030:8, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, Семилукский лесхоз, Подгоренское участковое лесничество, квартал 95; а также просит обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 11 205 кв. м с кадастровым номером 36:25:6945030:8, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, Семилукский лесхоз, Подгоренское участковое лесничество, квартал 95.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУП "Рослесинфорг" в лице Воронежского филиала "Воронежлеспроект" - правопреемник Юго-Восточного государственного лесоустроительного предприятия.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.03.2014 заявленные требования удовлетворены. Принимая указанное решение, суд исходил из наличия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ.
Не согласившись с решением суда, Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт.
При этом заявитель апелляционной жалобы полагает, что заявленное на регистрацию право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945030:8, противоречит ранее зарегистрированному праву Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945030:223.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, надлежащим документом, который установил бы право собственности Российской Федерации на земельный участок следует считать решение о разделе земельного участка площадью 1,5 га, принятое в установленном законом порядке, однако подобное решение не предоставлено на регистрацию.
Указывает также на то, что на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие соблюдение установленной законом процедуры отвода земельных участков гослесфонда.
Доводы отзыва ТУФА УГИ на апелляционную жалобу сводятся к тому, что доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание формирования земельного участка с кадастровым номером 36:25:6945030:8 и его постановки на кадастровый учет.
Ссылается на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 36:25:6945030:8 и 36:25:6945030:223 относятся к разным категориям земель, а совпадение адресных ориентиров не могут свидетельствовать об их тождественности.
Представитель Управления в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просит суд решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
ТУФА УГИ и ФГУП "Рослесинфорг" явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 N 757-р разрешен перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесного фонда, в том числе и в Воронежской области площадью 3,75 гектара.
Земельный участок площадью 3,75 га был передан Юго-Восточному лесоустроительному предприятию в постоянное (бессрочное) пользование, что подтверждается книгой N 4 отвода и приемки земель гослесфонда, выкопировкой планшета N 22 лесоустройства 2003 года кварталы 95, 96, 97, а также свидетельствами постоянного (бессрочного) пользования от 29.07.1994 на земельные участки площадью 1,5 га и 2,25 га.
При этом, земля площадью 2,25 га передана Юго-Восточному лесоустроительному предприятию для строительства жилых домов (решение администрации Рамонского района N 125 от 02.03.1994), земля площадью 0,44 га - для строительства артскважины, а земля площадью 1,12 га - для строительства очистных сооружений (решение администрации Рамонского района N 126 от 02.03.1994).
Постановлением администрации Рамонского муниципального района Воронежской области N 1693-и от 04.07.2013 по заявлению филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 36:25:6945030:8 (квартал 95, Подгоренское лесничество, Семилукский лесхоз площадью 11205 кв.м.) и 36:25:6945030:98 (квартал 96, Подгоренское лесничество, Семилукский лесхоз площадью 4400 кв.м.) прекращено.
ТУ ФАУГИ 18.07.2013 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 11 205 кв. м с кадастровым номером 36:25:6945030:8, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, Семилукский лесхоз, Подгоренское участковое лесничество, квартал 95.
На государственную регистрацию были представлены следующие документы:
- заявление о государственной регистрации от 18.07.2013;
- доверенность от 14.08.2012 на Романову Е.А.;
- кадастровый паспорт земельного участка от 28.03.2013 N 36- 00/5001/2013-106380;
- учредительные документы ТУ Росимущества в Воронежской области.
Уведомлением от 06.08.2013 N 26-055/2013-16 государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок была приостановлена на срок до 06.09.2013, в связи с отсутствием в заявлении указания на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации; а также с отсутствием правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества, что свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на этот спорный объект.
Государственным регистратором была запрошена информация из государственного фонда данных, согласно которой 29.07.1994 администрацией Рамонского района было выдано свидетельство на право постоянного бессрочного пользования Юго-Восточному лесоустроительному предприятию на земельный участок в размере 1,5 га для строительства артскважины и очистных сооружений.
Однако в данном свидетельстве отсутствует информация об адресе (местоположении) земельного участка, категории земель и площади, составляющей 1,5 га, указанная в представленном для регистрации права собственности кадастровом паспорте.
В связи с несоответствием информации, указанной в кадастровом паспорте и в свидетельстве на право постоянного бессрочного пользования, государственным регистратором сделан запрос в муниципальное казенное учреждение "Рамонский архив".
Согласно поступившему из МКУ "Рамонский архив" ответу, постановлением администрации Рамонского района от 02.03.1994 N 126 земельный участок площадью 1,5 га был изъят из земель гослесфонда Подгоренского лесничества Семилукского мехлесхоза (кв. 95, 97) и отведен Юго-Восточному лесоустроительному предприятию под строительство очистных сооружений и артскважин.
Согласно ответу администрации Рамонского района данными о присвоении адреса земельному участку администрация района не располагает.
В связи с чем, государственный регистратор сделал вывод о невозможности идентификации объекта недвижимого имущества, заявленного к государственной регистрации.
Кроме того, в связи с сомнением государственного регистратора в том, не входит ли спорный земельный участок, относящийся к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, полностью или частично в границы каких-либо лесных участков, зарегистрированных за Российской Федерацией на праве собственности в ЕГРП, им также сделан запрос в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Воронежской области.
В ответе на запрос N 774/04-26-12 от 08.08.2013 филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Воронежской области указал на невозможность однозначного определения того, входит ли земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945030:8 полностью или частично в состав земельного участка с кадастровым номером 36:25:6945030:223 в связи с отсутствием в ГКН сведений об описании местоположения границ последнего земельного участка.
Сообщением от 09.09.2013 N 26/055/2013-16 Управление Росреестра по Воронежской области отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 11 205 кв. м с кадастровым номером 36:25:6945030:8, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, Семилукский лесхоз, Подгоренское участковое лесничество, квартал 95, в связи с наличием противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными (абз. 11 п. 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона N122-ФЗ от 21.07.1997).
Полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав мнение представителя Управления, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон о государственной регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Из пунктов 32, 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, следует, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).
Рекомендуется проводить правовую экспертизу документов в следующей последовательности:
проверка имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества;
проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки;
проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации;
принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.
Статья 20 Закона о государственной регистрации содержит основания для отказа в государственной регистрации, в том числе: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав; наличие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами.
Из материалов дела усматривается, что заявитель представил для регистрации все необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Полномочиями на проверку иных обстоятельств, в том числе, связанных с порядком принятия постановления о предоставлении земельного участка в аренду, регистрирующий орган в данном случае не наделен.
Довод регистрирующего органа о том, что правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, суд правомерно посчитал несостоятельным.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Юго-восточное лесоустроительное предприятие, которому данный земельный участок был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, относится к данной категории.
Согласно статье 30.1 Закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим до введения в действие Закона N 122-ФЗ от 21.07.1997, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования Юго-восточному лесоустроительному предприятию, подтверждено действующим законодательством.
Основанием для отказа в государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 11 205 кв. м с кадастровым номером 36:25:6945030:8, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, Семилукский лесхоз, Подгоренское участковое лесничество, квартал 95, послужило наличие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами (абзац 11 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ от 21.07.1997).
При этом, правообладателем является, также, Российская Федерация.
Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет.
В связи с чем, с учетом предмета спора, не имеется оснований полагать, что его границы его сформированы с нарушением действующего законодательства.
Управлением Росреестра в материалы дела не представлено достоверных доказательств того, что площадь земельного участка с кадастровым номером 36:25:6945030:8 вошла в площадь и границы лесного участка с кадастровым номером 36:25:6945030:223, а также иных зарегистрированных за Российской Федерацией лесных участков.
Управлением Росреестра по Воронежской области не доказано наличие обстоятельств, на основании которых заявителю было отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 11 205 кв. м с кадастровым номером 36:25:6945030:8, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, Семилукский лесхоз, Подгоренское участковое лесничество, квартал 95.
Судебный акт не может быть основан на предположениях.
В связи с чем, суд правомерно пришел к выводу, что противоречия между заявленными на регистрацию и уже зарегистрированными правами материалами дела не подтверждены.
В связи с изложенным, усматривается совокупность оснований, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционная жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы при подаче апелляционной жалобы освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о взыскании или возврате государственной пошлины судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.03.2014 по делу N А14-14172/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может
быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14172/2013
Истец: ТУФА по УГИ в ВО
Ответчик: Управление Росреестра по ВО
Третье лицо: ФГУП "Рослесинфорг"