г. Пермь |
|
01 июля 2014 г. |
Дело N А60-50721/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л., судей Голубцовой Ю.А., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель не явился,
от ответчика - представитель не явился,
от третьего лица - представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 марта 2014 года
по делу N А60-50721/2013,
принятое судьей Парамоновой В.В.,
по заявлению ООО "Резон" (ОГРН 1026601484810, ИНН 6624003998)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
третье лицо: Администрация Качканарского городского округа,
о признании незаконным бездействия,
установил:
ООО "Резон" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не утверждении акта о выборе земельного участка и не принятии решения о предоставлении для целей строительства земельного участка с кадастровым номером 66:48:0401001:22.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Качканарского городского округа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2014 (резолютивная часть от 19.03.2014) заявленные требования удовлетворены в полном объеме, на ответчика возложена обязанность в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (комплекса дорожного сервиса) и принятия решения о предоставлении, либо об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:48:0401001:22.
Решение суда от 21.03.2014 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на отсутствие незаконного бездействия и принятие решения об отказе в утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства. Также ответчик указывает на истечение срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и на значительный промежуток времени, прошедший после публикации о предоставлении земельного участка. Ответчик просит решение суда от 21.03.2014 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда от 21.03.2014 без изменения.
Третье лицо возражений на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился к ответчику с заявлениями об утверждении акта о выборе земельного участка N 2 от 11.06.2003 и о предоставлении в аренду для целей строительства земельного участка с кадастровым номером 66:48:0401001:22, площадью 1, 1 га, расположенного в придорожной полосе автомобильной дороги Верхняя Тура-Качканар км 30 + 290 м.
Письмом от 22.08.2013 ответчик сообщил заявителю о невозможности утверждения указанного акта и предоставлении земельного участка со ссылкой на позицию Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенную в письме от 31.03.2011 N ПП-10/8622.
Полагая, что ответчиком было допущено незаконное бездействие, нарушающее права и интересы ООО "Резон", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Распоряжением Правительства Свердловской области от 06.09.2002 N 693-РП утверждена генеральная схема развития комплекса дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования Свердловской области.
25.03.2003 СОГУ "Управление автомобильных дорог" и ООО "Резон" заключили договор на размещение объекта сервиса на автомобильной дороге, определяющий условия размещения объекта - придорожного комплекса в придорожной полосе автомобильной дороги Верхняя Тура - Качканар на км 30+290-м (слева).
С мая 2003 года заявителем производились действия, направленные на оформление земельного участка для размещения объекта дорожного сервиса.
Так, по обращению заявителя Межведомственной комиссией по выбору земельных участков 11.06.2003 подготовлен акт N 2 о выборе земельного участка под размещение объекта дорожного сервиса - автозаправочной станции и кафе на землях Качканарского лесничества Исовского лесхоза, площадью 1,1 га, расположенного в придорожной полосе автомобильной дороги Верхняя Тура - Качканар, который был утвержден постановлением Главы администрации МО "город Качканар" от 27.06.2003 N 583.
В целях перевода указанного земельного участка срок действия этого постановления был продлен постановлениями от 11.10.2007 N 1178, от 14.03. 2012 N 273 до 31.12.2012.
31.07.2003 заявителем было получено заключение экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих размещение объектов дорожного сервиса - АЗС и кафе на территории МО "г. Качканар", утвержденное приказом от 31.07.2003 N 1274.
06.08.2003 заявителем было получено заключение ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области" N 17/37-158 о соответствии предоставления испрашиваемого земельного участка санитарным нормам и правилам.
Распоряжением Правительства Свердловской области от 18.11.2003 N 1118-РП заявителю согласовано место размещения объектов дорожного сервиса на автомобильной дороге Верхняя Тура - Качканар км 30+290 м (слева) на землях лесного фонда государственного учреждения "Исовский лесхоз" в лесах II группы квартала 334 (выдел 10) Качканарского лесничества, площадью 1,1 гектара лесной, покрытой лесом, согласно акту о выборе земельного участка комиссии администрации Муниципального образования "город Качканар" от 11.06.2003 по варианту N 1 для проведения проектно изыскательских работ. Письмом от 10.06.2010 N 485 ГУСО "Верхотурское лесничество" сообщило об изменении нумерации кварталов Качканарского лесничества и нахождении испрашиваемого лесного участка на территории ГУСО "Верхотурское лесничество" Качканарского участкового лесничества, Качканарского участка в квартале 115 выдел 12,13,15.
27.02.2004 Главным архитектором МО г. Качканар утверждено архитектурно-планировочное задание N 64 на разработку рабочего проекта.
В связи с обращением заявителя 22.07.2009 в газете "Качканарское время" N 29 была опубликована информация о предстоящем предоставлении земельного участка в придорожной полосе автомобильной дороги Верхняя Тура-Качканар на км 30+290 м (за кольцом с постом ГИБДД по направлению на Екатеринбург) для строительства сервиса - АЗС и кафе.
Приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 01.09.2009 N 1254 был утвержден акт N 5 от 27.08.2009 о выборе участка лесного фонда общей площадью 1,1 га размещение комплекса дорожного сервиса - автозаправочной станции и кафе по варианту N 1 в квартале N115, выдел 12,13,15 Качканарского участка Качканарского участкового лесничества ГУСО "Верхотурское лесничество".
03.09.2009 было проведено натурное техническое обследование участка лесного фонда для перевода земель лесного фонда в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях размещения объекта дорожного сервиса - автозаправочная станция и кафе, результаты которого оформлены актом, утвержденным 11.09.2009.
В связи с переводом испрашиваемого земельного участка в иную категорию земель было произведено археологическое обследование земельного участка ОГУК "НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области", составлен акт от 08.09.2009.
Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Свердловской области заявителю выдано заключение от 01.10.2009 о возможности осуществления хозяйственной или строительной деятельности на испрашиваемом земельном участке.
На основании выданной ответчиком доверенности заявителем осуществлена регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:48:0401001:22, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Качканар, км 30+290-м автомобильной дороги Верхняя Тура-Качканар (запись о регистрации 31.12.2009).
11.02.2010 ответчик согласовал заявителю перевод земельного участка с кадастровым номером 66:48:0401001:22 площадью 10959 кв.м из категории земель лесного фонда в земли иных категорий (исх.N ВО-1690).
24.02.2010 заявитель обратился к Председателю Правительства Свердловской области с просьбой о подготовке ходатайства в Правительство Российской Федерации об осуществлении перевода испрашиваемого земельного участка из категории: "земли лесного фонда", в категорию: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи,...безопасности и земли иного специального назначения", в целях строительства объекта дорожного сервиса "Автозаправочная станция и кафе".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 N 1197-р был разрешен перевод земель лесного фонда, площадью 1,0959 гектара (Свердловская область, Верхотурское лесничество, кадастровый номер земельного участка 66:48:0401001:22) в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для строительства комплекса дорожного сервиса.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем были осуществлены все необходимые мероприятия, связанные с переводом испрашиваемого земельного участка в категорию земель, на которых возможно осуществление строительства объекта недвижимости.
Судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка ответчика на положения п. 6 ст. 30 ЗК РФ, поскольку кадастровый учет земельного участка был произведен заявителем в связи с начатой процедурой предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и необходимостью перевода испрашиваемого земельного участка из одной категории в другую.
Установив соблюдение заявителем требований, предусмотренных ст. 31 ЗК РФ, суд первой инстанции правомерно признал допущенное ответчиком бездействие несоответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Довод ответчика об отсутствии с его стороны бездействия судом апелляционной инстанции отклоняется.
Перевод испрашиваемого земельного участка в земли иной категории для целей осуществления на нем строительства был согласован со всеми соответствующими государственными органами, в том числе с ответчиком.
Оснований для отказа в утверждении акта о выборе земельного участка у ответчика не имелось, однако в установленный срок решения по заявлению ООО "Резон" принято не было.
Ссылка ответчика на истечение срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и на значительный промежуток времени, прошедший после публикации о предоставлении земельного участка, не может быть принята во внимание.
Как следует из материалов дела, длительность оформления предоставления испрашиваемого земельного участка связана с необходимостью его перевода в земли иной категории.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 21.03.2014 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 марта 2014 года по делу N А60-50721/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
Ю.А.Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-50721/2013
Истец: ООО "Резон"
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Администрация Качканарского городского округа