г. Самара |
|
02 июля 2014 г. |
Дело N А55-1337/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Серовой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Симкина А.С., доверенность от 27.12.2013 г. N 3788;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Цицура О.П., доверенность от 15.04.2014 г. N 12-2262;
от ФГБУ "ФКП Росреестра" - извещен, не явился;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
от Министерства строительства Самарской области- извещен, не явился;
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2014 года по делу N А55-1337/2014 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица:
- ФГБУ "ФКП Росреестра", г. Самара,
- Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
- Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
- Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 22.11.2013 года N 01/583/2013-747 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества -земельный участок на кадастровых планах (кадастровых картах) территории кадастровых кварталов N N 63:01:0513004, 63:01:0513005 площадью 1 720 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, пер. Одесский и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок на кадастровых планах (кадастровых картах) территории кадастровых кварталов N N 63:01:0513004, 63:01:0513005, с кадастровым номером 63:01:0000000:27244, площадью 1 720 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, пер. Одесский. Заявитель в ходе судебного заседания заявленные требования поддержал в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что при проведении правовой экспертизы государственным регистратором было установлено, что согласно данным государственного кадастра недвижимости (далее -ГКН) на заявленном к государственной регистрации земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимого имущества.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, основания для проведения заявленной государственной регистрации у регистратора отсутствовали.
Податель жалобы считает, что обстоятельства, на которые ссылается суд, не подтверждают наличие прямой связи между объектом дорожного хозяйства и спорным земельным участком.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области также подало апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2014 по делу N А55-1337/2014 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Департамента.
В апелляционной жалобе указывает, что арбитражным судом первой инстанции не учтено, что согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Податель жалобы ссылается на то, что доказательств формирования земельного участка на кадастровых планах (кадастровых картах) территорий кадастровых кварталов N 63:01:0513004, N 63:01:0513005, площадью 1720 кв.м в соответствии с документацией по планировке территории, а также с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог Департаментом в материалы дела не было представлено.
По мнению подателя жалобы, учитывая, что в целях разграничения государственной собственности на землю правовое значение имеет наличие на соответствующем земельном участке здания, строения, сооружения, статья 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, закрепляющая исчерпывающий перечень объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности соответствующему публичному образованию, не позволяет осуществить признание права собственности на земельный участок, на котором располагается переулок (улица).
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области доводы своей апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве на апелляционные жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию городской округ Самара принадлежит на праве собственности объект дорожного хозяйства - пер. Одесский, протяженностью 228 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, пер. Одесский, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АЛ N 286808 (л.д. 10).
Статус пер. Одесский, протяженностью 228 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, пер. Одесский, в границах ул. Бр. Коростелевых, в качестве сооружения (объекта дорожного хозяйства) подтверждается кадастровым паспортом (л.д. 110-114).
Под указанным сооружением в установленном законом порядке сформирован земельный участок площадью 1 720 кв.м. с видом разрешенного использования - объект дорожного хозяйства - пер. Одесский, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 12-13).
09.10.2013 года заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - пер. Одесский, с кадастровыми номерами N 63:01:0513004, 63:01:0513005 площадью 1 720 кв.м., расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, пер. Одесский. (л.д. 11).
Сообщением от 22.11.2013 года N 01/583/2013-747 Департаменту управления имуществом городского округа Самара отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - пер. Одесский., с кадастровыми номерами N 63:01:0513004, 63:01:0513005 площадью 1 720 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, пер. Одесский. (л.д. 14-15).
При принятии решения об удовлетворении заявленных Департаментом требований о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
По мнению заинтересованного лица, заявителем не представлено на государственную регистрацию документов, позволяющих однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества - сооружения пер. Одесский, право собственности на которое зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Самара, на земельном участке с кадастровыми номерами N 63:01:0513004, 63:01:0513005. Данный довод суд считает необоснованным.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности").
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Право собственности Муниципального образования городской округ Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства пер. Одесский зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно статье 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Право собственности Муниципального образования городской округ Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства - пер Одесский зарегистрировано в установленном законом порядке.
Кроме того, согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:27244 площадью 1 720 кв.м. от 18.03.2013 года вид разрешенного использования земельного участка определен под объект дорожного хозяйства -пер. Одесский.
Факт нахождения на спорном земельном участке указанного объекта подтверждается также сравнительным анализом сведений содержащихся в кадастровом паспорте сооружения (л.д. 107) и межевом плане земельного участка (л.д. 99).
С учетом указанных обстоятельств судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что довод заинтересованного лица о не предоставлении на государственную регистрацию документов, позволяющих однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества - сооружения пер. Одесский, право собственности на которое зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Самара, на земельном участке с кадастровыми номерами N 63:01:0513004, 63:01:0513005, является необоснованным.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что заявителем на государственную регистрацию представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям Закона для регистрации и достаточные для проведения регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок.
Поэтому судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что заявленные Департаментом требования подлежат удовлетворению.
Доводы подателей жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что при проведении правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что на земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимого имущества является необоснованным ввиду следующего.
Как подтверждается документами, представленными в материалами дела, муниципальному образованию городской округ Самара принадлежит на праве собственности объект дорожного хозяйства - пер. Одесский, протяженностью 1720 м, расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, переулок Одесский, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АЛ N 286808, а не самостоятельный объект права - пер. Одесский.
Следовательно, вывод Управления о невозможности установления факта нахождения объекта недвижимого имущества - объекта дорожного хозяйства улица Цеховая на земельном участке с кадастровым номером: 63:01:0000000:23808, необоснован, т.к. в кадастровом паспорте данного земельного участка есть прямое указание на наличие сооружения - пер. Одесский.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" форма кадастрового паспорта земельного участка утверждена приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 N 831. Данная форма не предусматривает отражения в кадастровом паспорте земельного участка сведений об объекте недвижимости, расположенном на указанном земельном участке.
Вместе с тем, из содержания кадастрового паспорта следует, что он образован для размещения объекта дорожного хозяйства - пер. Одесский.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Закона N 257 -ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с п.2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Согласно статье 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение объект дорожного хозяйства - пер. Одесский, в рассматриваемом случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка.
Довод Министерства, о том, что судом первой инстанции не учтен пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257), а именно, Департаментом не предоставлены доказательства формирования земельного участка с учетом норм отвода земель для доказательства формирования земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог (Постановление Правительства РФ от 02.09.2009 N717), является ошибочным ввиду следующего.
Испрашиваемый земельный участок не является вновь образуемым, планировка данной территории и формирования земельного участка в городе Самара, были произведены задолго до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 02.09.2009 N 717, вследствие чего установленные им нормы отвода земель не могут быть применены в данном случае.
Кроме того, требования, установленные в данном Постановлении распространяют свое действие только на те земельные участки, которые формируются для ведения строительства автомобильных дорог.
В рассматриваемом случае объект дорожного хозяйства -Одесский переулок, введен в эксплуатацию, что подтверждается кадастровым паспортом сооружения от 20.09.2013.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ работами по формированию земельного участка являются: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Следовательно, земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - Одесский переулок является сформированным, что подтверждается постановкой его на государственный кадастровый учет и присвоением ему кадастрового номера.
Министерство указывает, что в целях разграничения государственной собственности на землю правовое значение имеет наличие на соответствующем земельном участке здания, строения сооружения, принадлежащих на праве собственности соответствующему публичному образованию, и что не позволяет осуществить признание права собственности на земельный участок, на котором располагается улица, в качестве самостоятельного объекта права.
Однако Муниципальному образованию городскому округу Самара принадлежит на праве собственности объект дорожного хозяйства - Одесский переулок, назначение: Автомобильного транспорта, с кадастровым номером: 63:01:0000000:23808, протяженностью 228 м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, пер. Одесский, а не самостоятельный объект права - Одесский переулок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права муниципальной собственности серия 63-АЛ N 286808 от 18.09.2013.
Из содержания кадастрового паспорта земельного участка от 20.09.2013 N 63-00-102/13-488535 также следует, что земельный участок образован для размещения объекта дорожного хозяйства, а не - пер. Одесский.
Положениями статей 16, 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 6,13,15,27 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ определены: вопросы местного значения, к которым относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них; полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности; общие требования к использованию автомобильных дорог, согласно которым право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, и к их полномочиям относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2014 года по делу N А55-1337/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1337/2014
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство строительства Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра"