г. Киров |
|
04 июля 2014 г. |
Дело N А29-424/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2014 по делу N А29-424/2014, принятое судом в составе судьи Тарасова Д.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "А/К "Северо-Запад"
к Комитету лесов Республики Коми
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "А/К "Северо-Запад" (далее - заявитель ООО "А/К "Северо-Запад", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения Комитета лесов Республики Коми (далее - ответчик, Комитет) об отказе в предоставлении в аренду лесного участка, расположенного на территории ГУ "Усинское лесничество" в границах кварталов N N 318, 358, оформленного письмом Комитета от 25.10.2013 N 07/3932, и обязании ответчика предоставить Обществу указанный лесной участок в аренду.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2014 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Комитет лесов Республики Коми обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО "А/К "Северо-Запад" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов ответчика, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 25.09.2013 ООО "А/К "Северо-Запад" обратилось в Комитет лесов Республики Коми с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду и заключении договора аренды лесного участка, расположенного на территории ГУ "Усинское лесничество" в границах кварталов N 318, 358, общей площадью 0,8 га. с разрешенным видом использования лесов: для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке полезных ископаемых, цель использования: строительство ЛЭП ВЛ-6кВ для подключения посадочной площадки для вертолетов.
Комитет письмом от 25.10.2013 N 07/3932 отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого участка в аренду, указав в качестве причин отказа следующие обстоятельства;
- на испрашиваемом лесном участке в ходе патрулирования участковым лесничим ГКУ РК "Усинское лесничество" выявлена существующая ЛЭП ВЛ-6кВ, построенная не установленным лицом, а также необходимость предоставить обоснование заявленного вида использования лесов "выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых" (лицензию на право пользования недрами).
- лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, представляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическими лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Считая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ООО "А/К "Северо-Запад" обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 АПК РФ, статей 9, 21, 24, 25, 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), пунктами 3, 18, 23 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319 (далее - Порядок N 319).
пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с ч.2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее- ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ч. 6 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее- ЗК РФ) порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется данным Кодексом и лесным законодательством.
В соответствии со ст. 8 ЛК РФ право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в том числе земельным законодательством, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Согласно пункта 4 ч. 2 ст. 71 ЛК РФ на землях лесного фонда допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Таким образом, земли лесного фонда, то есть лесные участки, применительно к линейным объектам и связанным с ними сооружениям могут предоставляться физическим и юридическим лицам для реализации трех самостоятельных видов их использования:
1) строительства линейных объектов и технологически связанных с ними сооружений;
2) реконструкции линейных объектов и технологически связанных с ними сооружений;
3) эксплуатации построенных или реконструированных линейных объектов и технологически связанных с ними сооружений.
При этом очевидно, что порядок предоставления лесных участков для реализации каждого из названных видов их использования имеет свои особенности.
В силу ч. 2 ст. 45 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам, юридическим лицам для строительства линейных объектов в соответствии со ст. 9 данного Кодекса. Таким образом, по смыслу названной нормы и нормы ст. 9 ЛК РФ порядок предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях строительства на этих участках линейных объектов определяется гражданским и земельным законодательством Российской Федерации. Нормами ЛК РФ данный порядок не урегулирован. Гражданский кодекс Российской Федерации, в частности нормы его главы 17 также не определяет порядок предоставления земель лесного фонда для строительства объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов. В этой связи, по мнению арбитражного апелляционного суда, к правоотношениям, возникающим по поводу предоставления земельных участков из состава земель лесного фонда для строительства объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, подлежат применению соответствующие нормы земельного законодательства Российской Федерации, а именно ЗК РФ. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, независимо от категории земель, для строительства на них объектов капитального строительства определен положениями статей 30-32 ЗК РФ. Соответственно находящиеся в государственной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда должны предоставляться физическим и юридическим лицам для осуществления на них строительства объектов капитального строительства по правилам, предусмотренным ст.ст. 30-32 ЗК РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду. Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов регламентирован нормами ст. 31 ЗК РФ. Согласно нормам частей 1-2 ст. 31 ЗК РФ компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправлению на основании соответствующего заявления гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка для строительства объекта капитального строительства. В силу частей 5-6 ст.31 ЗК РФ результаты такого выбора оформляются актом о выборе земельного участка, который утверждается решением компетентного исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта. Согласно ч. 8 ст. 31 ЗК РФ данное решение является основанием для принятия в дальнейшем решения о предоставлении земельного участка для строительства и соответственно заключения договора аренды данного земельного участка.
Как следует из материалов настоящего дела, 01.11.2010 ГУ "Усинское лесничество" на основании заявления ООО "А/К "Северо-Запад" был осуществлен выбор лесного участка из земель лесного фонда, расположенный в границах кварталов 318, 358 Усинского участкового лесничества Республики Коми, для строительства линейного объекта капитального строительства- ЛЭП ВЛ-6 кВ в целях подключения вертолетной площадки, о чем составлен соответствующий акт N 58. 25.09.2013 ООО "А/К "Северо-Запад" обратилось в исполнительный орган государственной власти Республики Коми-Комитет лесов Республики Коми с заявлением о принятии решения о предоставлении указанного выше лесного участка для строительства ЛЭП ВЛ-6 кВ и о заключении соответствующего договора аренды. Письмом от 25.10.2013 Комитет лесов Республики Коми отказал заявителю в заключении договора аренды, сославшись на то, что на испрашиваемом лесном участке уже построен объект-ЛЭП, на необходимость предоставления обоснования заявленного вида использования лесов и на отсутствие у Общества в нарушение ч. 3 ст. 45 ЛК РФ права на находящийся на лесном участке объект недвижимости.
Оценивая законность указанного решения ответчика об отказе в предоставлении заявителю в аренду выбранного для строительства объекта капитального строительства лесного участка, арбитражный апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
При рассмотрении заявления ООО "А/К "Северо-Запад" от 25.09.2013 Комитет должен был руководствоваться положениями ст. 31 ЗК РФ. В этой связи отказ в предоставлении лесного участка для строительства объекта мог быть обусловлен лишь невозможностью размещения на данном земельном участка объекта капитального строительства-ЛЭП ВЛ-6 кВ, обусловленный наличием в пределах соответствующей территории ограничительных градостроительных, экологических или иных условий ее использования (ч.2 ст. 31 ЗК РФ). Между тем, как было отмечено выше, в отношении испрашиваемого заявителем лесного участка был осуществлен выбор и в акте выбора отсутствует указание на невозможность его предоставления для строительства. При таких обстоятельствах у Комитета не имелось законных оснований для принятия решения об отказе в предоставлении ООО "А/К "Северо-Запад" в аренду испрашиваемого последним лесного участка для строительства линейного объекта-ЛЭП ВЛ-6 кВ. Ссылки ответчика в указанном выше письме от 25.10.2013 и в апелляционной жалобе на наличие на лесном участке построенной ЛЭП и на несоблюдение заявителем требования ч. 3 ст. 45 ЛК РФ являются не состоятельными. Сам по себе факт осуществления Обществом на спорном лесном участке строительства объекта без разрешения и факт наличия данного объекта на момент подачи заявителем заявления от 25.09.2013 не является основанием для отказа в предоставлении в аренду указанного участка, выбранного для размещения объекта по правилам ст. 31-32 ЗК РФ. В данном случае отношения между заявителем и ответчиком регулируются нормами земельного, а не градостроительного законодательства и эти нормы подлежат безусловному соблюдению. Контроль за соблюдением ООО "А/К "Северо-Запад" требований градостроительного законодательства в части получения разрешения на строительство, разрешения на ввод построенного объекта в эксплуатацию не входит в компетенцию Комитета лесов Республики Коми и нарушение данных требований не может служить основанием для отказа в реализации права заявителя на аренду выбранного в установленном порядке лесного участка для строительства. Кроме того, необходимо принять во внимание и тот факт, что Общество и до 25.09.2013 в 2011-2012 годах неоднократно обращалось в Комитет с заявлениями о предоставлении в аренду лесного участка, в удовлетворении которых было отказано.
Ссылка ответчика на ч. 3 ст. 45 ЛК РФ не может быть принята, поскольку данная норма регулирует правила предоставления лесных участков не для строительства, а для эксплуатации построенных объектов. Между тем Общество в заявлении от 25.09.2013 просило предоставить лесной участок именно для строительства, а не для эксплуатации построенного объекта.
С учетом изложенного выше, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о незаконности изложенного в письме от 25.10.2013 N 07/3932 отказа Комитета лесов Республики Коми в предоставлении испрашиваемого ООО "А/К "Северо-Запад" лесного участка для строительства линейного объекта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2014 по делу N А29-424/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-424/2014
Истец: ООО "А/К "Северо-Запад"
Ответчик: Комитет лесов Республики Коми
Третье лицо: ГУ Усинское лесничество