Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2014 г. N Ф09-6770/14 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
03 июля 2014 г. |
Дело N А07-21083/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Галлямовой Гульнары Сагитовны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.04.2014 по делу N А07-21083/2013 (судья Архиереев Н.В.).
В заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Галлямовой Г.С. - Камалитдинова Э.Х. (доверенность от 06.11.2013),
Администрации городского круга город Нефтекамск Республики Башкортостан - Гареев А.А. (доверенность от 15.04.2014).
Индивидуальный предприниматель Галлямова Гульнара Сагитовна (далее - ИП Галлямова Г.С., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее - Администрация, уполномоченный орган, заинтересованное лицо) о признании постановления N 4024 от 22.10.2013 "Об отмене постановления главы администрации от 01.02.2008 N 246 "О согласовании Валеевой Е.В. предварительного места размещения торгово-сервисного комплекса" недействительным и незаконным.
Определениями суда от 02.12.2013, 25.12.2013, 29.01.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Нефтекамску, Валеева Елена Валерьевна, Управление архитектуры и градостроительства городского округа город Нефтекамск (т. 1 л.д. 1-3, 87-88, т. 2 л.д. 116-117).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.04.2014 (резолютивная часть от 18.04.2014) в удовлетворении требований ИП Галлямовой Г.С. отказано полностью.
С указанным решением не согласилась ИП Галлямова Г.С. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым признать недействительным и незаконным оспариваемое постановление Администрации.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Апеллянт считает обжалуемый судебный акт немотивированным и принятым с превышением судом своих полномочий, поскольку заинтересованными лицами не представлены достаточные доказательства законности оспариваемого постановления. Суд пришел к необоснованному выводу о резервировании земельного участка, так как материалами дела данное обстоятельство не подтверждается. Вывод суда о нахождении спорных земельных участков в границах красных линий не соответствует фактическим обстоятельствам дела и сделан при неправильном применении норм материального права, так как генеральный план города Нефтекамска в дело не представлен, а пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", на основании которого суд сделал свой вывод, регулирует иные правоотношения и не применим к порядку установления красных линий. Пункт 1.3.9. Правил землепользования и застройки г. Нефтекамска, на который сослался суд первой инстанции, не устанавливает запретов и ограничений на строительство в границах красных линий. Сам по себе факт расположения земельного участка в границах красных линий не свидетельствует о невозможности строительства в их границах, так как последние не являются сервитутами, а являются лишь условными обозначениями, определяющими в документах территориального планирования территории общего пользования.
Заинтересованным лицом не предоставлено доказательств незаконности предоставления спорных земельных участков и недействительности заключенных договоров аренды. Оспариваемый ненормативный правовой акт, являясь властным актом уполномоченного органа, не вправе отменять действующие договоры аренды земельных участков, ввиду чего его принятие нарушает права предпринимателя как арендатора земельных участков.
В обоснование своих возражений апеллянт ссылается на постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2010 N 15951/09.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц не явились.
С учётом мнения представителей присутствующих в судебном заседании сторон и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель заинтересованного лица возражал против её удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением главы администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан N 246 от 01.02.2008 (т. 1 л.д. 49) на основании заявления Валеевой Е.В. согласовано предварительное место под проектирование и строительство торгово-сервисного комплекса на земельном участке, указанном в приложении к акту о выборе земельного участка от 24.09.2007, утвержден акт выбора земельного участка от 24.09.2007 (т. 1 л.д. 52-53), разрешено Валеевой Е.В. проектирование и строительство торгово-сервисного комплекса в соответствии с актом о выборе земельного участка от 24.09.2007.
Постановлением главы Администрации N 1172 от 11.04.2008 утвержден проект границ земельных участков 02:66:010601:0073 (А), 02:66:010601:0073 (А-1), 02:66:010601:0073 (Б) и 02:66:010602:0058 (А), 02:66:010602:0058 (Б) образованных в результате разделения земельных участков 02:66:010601:0073, 02:66:010602:0058, находящихся в государственной собственности (т. 1 л.д. 50-51).
Согласно договору аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, N 2335к от 19.05.2008 Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Нефтекамску (арендодатель) на основании постановления главы администрации городского округа город Нефтекамск N 1172 от 11.04.2008 предоставил Валеевой Елене Валерьевне (арендатор) для использования в целях проектирования и строительства торгово-сервисного комплекса:
- земельный участок площадью 1012 кв.м. из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:66:010601:79, расположенный в 30 метрах по направлению на запад от ориентира г. Нефтекамск, ул. К. Маркса 31;
- земельный участок площадью 1425 кв.м. из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:66:010601:80, расположенный в 20 метрах по направлению на северо-запад от ориентира г. Нефтекамск, ул. К. Маркса 31;
- земельный участок площадью 648 кв.м. из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:66:010602:74, расположенный в 20 метрах по направлению на север от ориентира г. Нефтекамск, ул. К. Маркса 31 (т. 1 л.д. 12-15).
Согласно п. 3.1 договора срок аренды установлен с 11.04.2008 по 11.04.2011.
Земельные участки переданы Валеевой Е.В. по акту приема-передачи (т. 1 л.д. 18).
Договор аренды зарегистрирован, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа на договоре (т. 1 л.д. 25, оборот).
В дальнейшем на основании постановлений главы администрации городского округа город Нефтекамск N 1172 от 11.04.2008, N1167 от 09.04.2012, N 1639 от 17.05.2012 между Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Нефтекамску (арендодатель) и Валеевой Еленой Валерьевной (арендатор) подписан договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, N2335к от 18.05.2012, согласно условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду для использования в целях проектирования и строительства торгово-сервисного комплекса земельные участки площадью 1012 кв.м. из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:66:010601:79, расположенный г. Нефтекамск, ул. К. Маркса 31 "Б"; площадью 1425 кв.м. из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:66:010601:80, расположенный г. Нефтекамск, ул. К. Маркса 31 "В"; площадью 648 кв.м. из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:66:010602:74, расположенный г. Нефтекамск, ул. К. Маркса 31 "Г" (т. 1 л.д. 26-29).
Согласно п. 3.1 договора срок аренды установлен с 11.04.2008 по 11.04.2014.
Государственная регистрация данного договора аренды произведена 19.06.2012 (т. 1 л.д. 29).
На основании договора уступки права от 02.07.2012 заявителю перешли в полном объеме все права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, N 2335к от 18.05.2012 на вышеназванные земельные участки, предоставленные из категории земель населенных пунктов для проектирования и строительства торгово-сервисного комплекса (т. 1 л.д. 71).
Вышеуказанные земельные участки переданы заявителю по акту приема-передачи от 02.07.2012 (т. 1 л.д. 72).
Постановлением N 4024 от 22.10.2013 Администрация отменила постановление главы администрации городского округа город Нефтекамск N 246 от 01.02.2008 "О согласовании Валеевой Е.В. предварительного места размещения торгово-сервисного комплекса" на основании п. 1.3.9. Правил землепользования и застройки в городском округе город Нефтекамск Республики Башкортостан в связи с нарушением градостроительного регламента в пределах территориальной зоны "У" (т. 1 л.д. 48).
Полагая, что действия заинтересованного лица, выразившиеся в принятии оспариваемого постановления, являются незаконными, нарушающими права и законные интересы предпринимателя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемое постановление вынесено Администрацией законно, так как предоставленные ранее земельные участки находятся в границах фактически установленных красных линий, информация о красных линиях была закреплена в документах территориального планирования и имелась у всех заинтересованных лиц на момент предоставления земельных участков.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционной суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
В рассматриваемом случае заявителем обжалуется постановление Администрации городского округа город Нефтекамск N 4024 от 22.10.2013 "Об отмене постановления главы администрации от 01.02.2008 N 246 "О согласовании Валеевой Е.В. предварительного места размещения торгово-сервисного комплекса" (т. 1 л.д. 48).
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
По смыслу приведённых норм муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
Как следует из отменённого оспариваемым постановлением администрации постановления главы администрации от 01.02.2008 N 246 (т. 1 л.д. 49), данный ненормативный акт явился основанием для предоставления заявителю (с учётом заключения договоров аренды от 19.05.2008, от 18.05.2012 и договора уступки прав по договорам от 02.07.2012 - т. 1 л.д. 12, 16, 71) в аренду для целей проектирования и строительства в порядке предварительного согласования места размещения объекта земельных участков.
В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 1 ст. 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 указанной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из названных норм следует, что предоставление земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта осуществляется уполномоченным публичным органом с соблюдением, в том числе, норм градостроительного законодательства.
В силу п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Из материалов настоящего дела следует, что Решением Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 25.07.2013 N 3-15/06 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, в которых в числе территориальных зон, установленных в порядке градостроительного зонирования, выделена зона "У" - зона дорожно-уличной сети.
В силу п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (ч. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Как следует из содержания ч. 11 ст. 1, ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии являются элементом территориального планирования.
Земельные участки с кадастровым номером 02:66:010601:79, 02:66:010601:80, 02:66:010602:74, находящиеся ныне в аренде у заявителя, размещены в границах указанной территориальной зоны.
По смыслу вышеизложенных норм, документы территориального планирования содержат информацию как о планируемых, так и о фактически существующих красных линиях, отражающих границы территорий общего пользования.
При этом в силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 12 ст. 85 ЗК РФ оборот земельных участков, расположенных в границах фактически существующих территорий общего пользования невозможен, поскольку в силу правовой позиции, сформированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума N 15248/10 от 12.04.2011 к таким землям относятся земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них, ввиду чего земельный участок, находящийся в границах земель общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Указанный вывод позволяет отклонить доводы подателя апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство не устанавливает запрета на строительство на земельных участках, расположенных в границах красных линий, поскольку невозможность предоставления конкретному лицу земельного участка, расположенного в границах территорий общего пользования исключает возможность использования данного земельного участка для целей строительства объекта недвижимости.
В данном случае из материалов дела следует расположение предоставленных заявителю в аренду земельных участков в границах фактически существующих красных линий (дорог общего пользования улиц К.Маркса и пр. Юбилейный).
Указанное обстоятельство, вопреки мнению апеллянта о недоказанности Администрацией факта размещения земельных участков в границах красных линий, подтверждено совокупностью нижеследующих доказательств:
- схемой размещения объекта в городе Нефтекамске в составе градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 02:66:010601:80 (т. 1 л.д. 59);
- разбивочным планом в составе генерального плана города по состоянию на 05.04.2012, составленным геодезистом А.Ильясовым и согласованным главным архитектором города (т. 2 л.д. 105);
- ситуационным планом (т. 2 л.д. 106);
Следует отметить, что указанные документы отражают не только актуальное состояние красных линий согласно действующим Правилам землепользования и застройки города Нефтекамск от 25.07.2013, но и факт размещения спорных земельных участков в границах фактически существующих территорий общего пользования на момент их предоставления первоначальному арендатору по договору аренды от 19.05.2008.
Так, из акта об отводе границ участия и красных линий в натуре от 27.02.1992 (т. 3 л.д. 47) следует факт установления на местности красных линий по состоянию на указанную дату.
Ссылки заявителя на неотносимость данного доказательства к спорным правоотношениям отклоняется, поскольку из названного документа однозначно следует установление красных линий, ограниченных улицами К.Маркса, пр. Юбилейный, пр. Комсомольский, водоём, в силу чего имеющаяся на анализируемой схеме надпись "м/р N 25", который, по утверждению апеллянта, территориально удалён от спорных земельных участков, не отрицает факта установления границ названных улиц. Следует также отметить условность обозначения городских территорий (районов, кварталов и т.д.), учитывая давность составления анализируемого документа, ввиду чего наименование таких территорий по состоянию на 27.02.1992 может не соответствовать актуальному состоянию такого территориального деления.
Доводы заявителя о невозможности точного определения границ красных линий упомянутых улиц на основании акта об отводе границ участия и красных линий в натуре от 27.02.1992, отклоняются, поскольку данные, изложенные в указанном документе, актуализированы лицами, имеющими специальные познания в геодезической деятельности, в частности, в градостроительном плане земельного участке (т. 1.д. 105) и разбивочном плане в составе генерального плана города по состоянию на 05.04.2012 (т. 2 л.д. 105).
Указанные документы составлены лицами, имеющими специальные познания, и заверены уполномоченным органом по вопросам градостроительной деятельности.
Сведения, изложенные в указанных документах, заявителям вопреки требованиям ч. 1 ст. 65 АПК РФ не опровергнуты.
Иных оснований для критической оценки данных документов судом не установлено, изложенные заявителем в апелляционной жалобе доводы по существу сводятся к его несогласию с изложенной в документах информацией, однако не подтверждены какими-либо объективными доказательствами.
Между тем субъективная оценка сторонами представленных в дело доказательств не исключает полномочий суда давать оценку таким доказательствам в порядке, установленном ст. 71 АПК РФ, что, вопреки утверждению апеллянта, не свидетельствует о превышении судом своих полномочий в части установления обстоятельства правомерности обжалуемых действий публичного органа.
В силу изложенных мотивов указанные документы суд признаёт надлежащими доказательствами размещения спорных земельных участков в границах существующих красных линий.
Указанное также свидетельствует, что границы красных линий улиц К.Маркса и пр. Юбилейный установлены не только действующими Правилами землепользования и застройки города Нефтекамск от 25.07.2013, но и существовали фактически на момент действия ранее принятых Правил землепользования и застройки города Нефтекамск от 20.02.2008. Отсутствие в ранее действующих Правилах территориальной зоны "У" - зоны дорожно-уличной сети, не свидетельствует о фактическом отсутствии такой зоны, поскольку в силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это фактически существующие территории независимо от формального их закрепления в документах территориального планирования.
Факт длительности арендных отношений по поводу спорных земельных участков, в том числе продления последнего из договоров аренды на новый срок, на что ссылается апеллянт, не свидетельствует о законности предоставления земельных участков, поскольку по смыслу ст. 31 ЗК РФ предоставление земельного участка в порядке акта выбора предполагает освоение незастроенных земель и не поставленных на кадастровый учет земельных участков, что исключает возможность точного определения границ земельного участка на местности на момент его предоставления. В материалах дела отсутствуют достоверные доказательства того, что с момента заключения договора аренды от 19.05.2008 арендатором производилось фактическое освоение земельного участка. При таких обстоятельствах, в силу невозможности соотнесения границ земельного участка, определённых в государственном кадастре недвижимости с фактическими границами на местности до момента начала фактического освоения земельных участков, обстоятельство расположения земельных участков в границах фактически существующих красных линий не являлось очевидным, что позволяло сторонам указанных сделок предполагать законность их совершения.
Таким образом, в силу несоответствия расположения планируемых к передаче в аренду под строительство земельных участков нормам градостроительного законодательства, оснований для предоставления спорных земельных участков в аренду под строительство объекта недвижимости у органа местного самоуправления не имелось, в силу чего оспариваемый заявителем в рамках настоящего дела ненормативный акт принят в соответствии с нормой ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу изложенных обстоятельств в удовлетворении требований заявителя отказано обоснованно, решение суда отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.04.2014 по делу N А07-21083/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Галлямовой Гульнары Сагитовны - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Галлямовой Гульнаре Сагитовне из федерального бюджета 1900 рублей - сумму излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-21083/2013
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2014 г. N Ф09-6770/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Валеева Елена Валерьевна, Галлямова Г С, Галлямова Гульнара Сагитовна
Ответчик: Администрация ГО г. Нефтекамск
Третье лицо: Валеева Елена Валерьевна, КУС Министерства земельных и имущественных отношений по г. Нефтекамску, Управление архитектуры и градостроительства администрации ГО г. Нефтекамск