г. Воронеж |
|
02 июля 2014 г. |
Дело N А14-14707/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.06.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.07.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Протасова А.И. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.
при участии:
от открытого акционерного общества "Концерн "Созвездие": от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: от ООО "ИНСТРАКТ-Проект": от ЗАО "Строительная компания БАФ": |
Радонская О.В. по доверенности N 19-788/1 от 28.10.2013, Суховерхова Е.В. по доверенности N 02-16/520 от 10.02.2014,
представители не явились, надлежаще извещено, представители не явились, надлежаще извещено, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Концерн "Созвездие" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.04.2014 по делу N 14-14707/2013 (судья Попова Л.В.) по заявлению открытого акционерного общества "Концерн "Созвездие" (ОГРН 1053600445337 ИНН 3666127502) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908 ИНН 3664022568) о признании незаконным решения от 13.11.2013 по делу N 421-17к,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Концерн "Созвездие" (ОАО "Концерн "Созвездие", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (УФАС по Воронежской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 13.11.2013 по делу N 421-17к.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц без самостоятельных требований - ООО "ИНСТРАКТ-Проект" и ЗАО "Строительная компания БАФ".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ОАО "Концерн "Созвездие" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, по следующим основаниям:
- процедура размещения информации о проведении закупки заказчиком соблюдена;
- УФАС по Воронежской области не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что внесение заказчиком изменений по сокращению срока подачи заявок создали одному участнику закупки преимущества перед другим, либо являются непреодолимыми, а действия заказчика направлены на ограничение количества участников закупки;
- никаких изменений в документацию о запросе предложений не вносилось, содержание и перечень документов остались прежними. Поэтому позиция УФАС по Воронежской области, которое исчисляет срок для предоставления документов с 31.08.2013, т.е. с даты внесения изменений в извещение о сроке подачи заявки, является необоснованной;
- выводы суда о нарушении Концерном ч.1 ст.17 Закона N 135-ФЗ носят предположительный характер;
- Концерн не вносил изменений в документацию о запросе предложений, а вносил изменение в извещение о проведении закупки;
- суд необоснованно отклонил довод заявителя о том, что УФАС по Воронежской области вышло за пределы полномочий и неправомерно переквалифицировало проводимый запрос предложений в конкурс, по которому срок подачи заявок должен составлять не менее 15 дней;
- запрос предложений не является формой торгов, поэтому к нему не может применяться норма закона о соблюдении пятнадцатидневного срока.
В заседании апелляционной инстанции представитель ОАО "Концерн "Созвездие" поддержал требования апелляционной жалобы, просил удовлетворить их по вышеприведённым основаниям.
Представитель УФАС по Воронежской области требования апелляционной жалобы не признал, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Представители третьих лиц ООО "ИНСТРАКТ-Проект", ЗАО "Строительная компания БАФ" в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы, заслушав и обсудив пояснения представителей участвующих в деле лиц, присутствовавших в судебном заседании, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
ОАО "Концерн "Созвездие" 29.08.2013 опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gom.ru и ОАО "ЕЭТП" www.roseltorg.ru извещение N 31300521856, документация, проект договора о проведении запроса предложений на выполнение строительно-монтажных работ по проектам, выполняемым в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы". Согласно опубликованной документации о проведении запроса предложений установлена дата окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений - 09 час.00 мин. 13.09.2013.
ОАО "Концерн "Созвездие" 30.08.2013 разместило на официальном сайте изменения в документацию о проведении запроса предложений, согласно которым устанавливалась дата окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений - 11 час.00 мин. 03.09.2013.
31.08.2013 на официальном сайте были вновь размещены изменения в документацию о проведении запроса предложений, согласно которым устанавливалась дата окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений - 09 час.00 мин 03.09.2013.
Таким образом, в результате изменений в документацию о проведении данного запроса предложений срок предоставления документации, заявок на участие в запросе предложений был сокращен с 15-ти до 5-и дней.
Закрытое акционерное общество "Строительная компания БАФ" 11.09.2013 обратилось в УФАС по Воронежской области с жалобой на неправомерные действия ОАО "Концерн "Созвездие" при проведении запроса предложений на выполнение строительно-монтажных работ по проектам, выполняемым в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы".
Указанная жалоба ЗАО "Строительная компания БАФ" была рассмотрена в соответствии с порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным приказом УФАС России от 18.01.2013 N 17/13.
По итогам данного рассмотрения жалобы было принято решение от 20.09.2013 по делу N 397-18.1 о признании жалобы ЗАО "Строительная компания БАФ на действия заказчика при проведении запроса предложений на выполнение строительно-монтажных работ по проектам, выполняемым в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы" обоснованной в части наличия в действиях заказчика нарушений ч.ч.1,2, ст.2 Закона N 223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении положения о закупочной деятельности ОАО "Концерн "Созвездие", утв. советом директоров ОАО "Концерн "Созвездие" (протокол от 21.02.2013 N 8/7), в части выбора способа закупки.
Решение УФАС по Воронежской области от 20.09.2013 по делу N 397-18.1 ОАО "Концерн "Созвездие" не обжаловалось, не признано в установленном порядке недействительным.
В ходе рассмотрения заявления ЗАО "Строительная компания БАФ" в отношении ОАО "Концерн "Созвездие" в соответствии с порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг антимонопольным органом были обнаружены признаки нарушения ОАО "Концерн "Созвездие" антимонопольного законодательства, что послужило основанием для возбуждения 04.10.2013 дела N 421-17К по признакам нарушения ч.1 ст.17 Закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 1 части 1 ст. 23 Закона "О защите конкуренции".
По итогам рассмотрения дела N 421-17К УФАС по Воронежской области 13.11.2013 было принято решение (резолютивная часть оглашена 29.10.2013) о признании ОАО "Концерн "Созвездие" нарушившим ч.1 ст.17 Закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части ограничения конкуренции при проведении запроса предложений на выполнение строительно-монтажных работ по проектам, выполняемым в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы" (извещение N 31300521856), в связи с установлением двухдневного срока подачи заявок на участие в запросе предложений (п.1); о выдаче ОАО "Концерн "Созвездие" предписания об устранении нарушения ч.1 ст.17 Закона РФ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: внесением изменений в п.7.5.4 положения о закупочной деятельности ОАО "Концерн "Созвездие", утв. советом директоров ОАО "Концерн "Созвездие" (протокол от 21.02.2013 N 8/7) - п.2; о направлении в арбитражный суд искового заявления о признании запроса предложений на выполнение строительно-монтажных работ по проектам, выполняемым в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы и договора, заключенного по итогам данного запроса предложений между ОАО "Концерн "Созвездие и ООО "ИНСТРАКТ-Проект" недействительным (п.3).
ОАО "Концерн "Созвездие" не согласилось с указанным решением УФАС по Воронежской области от 13.11.2013 по делу N 421-17К, что и явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд области отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что у антимонопольного органа имелись основания для принятия оспариваемого решения, поскольку внеся изменения срока окончания подачи заявок в извещение о проведении закупки и в документацию по запросу предложений на выполнение строительно-монтажных работ по проектам, выполняемым в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы" ОАО "Концерн Созвездие" тем самым совершило действия, которые приводят или могут привести к ограничению или устранению конкуренции.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Согласно пункту 3 статьи 22 Закона о защите конкуренции основными функциями антимонопольного органа являются предупреждение недобросовестной конкуренции, а также других нарушений антимонопольного законодательства со стороны, в том числе, хозяйствующих субъектов.
Таким образом, оспариваемое решение от 13.11.2013 по делу N 421-17к принято УФАС по Воронежской области в пределах полномочий, предоставленных данному административному органу.
Согласно ч.1 ст.17 Закона РФ "О защите конкуренции" в действовавшей редакции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; 2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок; 4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
Согласно ч.5. ст.17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами антимонопольного органа и суда области о нарушении ОАО "Концерн "Созвездие" ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции путём сокращения срока подачи заявок на участие в запросе предложений на выполнение строительно-монтажных работ по проектам, выполняемым в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы" (извещение N 31300521856).
Из буквального толкования положений ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции следует, что перечень действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, является открытым.
Следовательно, сокращение сроков подачи заявок на участие в запросе предложений, может быть признано совершением действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в случае достаточных для того доказательств.
Антимонопольным органом и судом установлено, что при размещении извещения о запросе предложений 29.08.2013 в 16 час. 27 мин. с указанием даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений - 09 час. 00 мин 13.09.2013, ОАО "Концерн "Созвездие" предоставило потенциальным участникам запроса предложений возможность в течение 15 дней (с 30.08.2013 по 13.09.2013) подготовить и направить заказчику всю необходимую документацию по предложениям (л.д.20 т.1).
30.08.2013 ОАО "Концерн "Созвездие" разместило на официальном сайте изменения в документацию о проведении запроса предложений, согласно которым устанавливалась дата окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений - 11 час.00 мин. 03.09.2013 (л.д.21 т.1).
31.08.2013 на официальном сайте были вновь размещены изменения в документацию о проведении запроса предложений, согласно которым устанавливалась дата окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений - 09 час.00 мин 03.09.2013 (л.д.22 т.2).
Таким образом, окончательное изменение срока подачи заявок было размещено на сайте 31.08.2013, то есть в субботу - выходной день.
Объективная возможность отреагировать на существенное сокращение сроков работы с документами и составление заявки появилась у заявителя только 01.09.2013.
Таким образом, изменив 30.08.2013 в 14 час. 06 мин. дату окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений с 09 час. 00 мин. 13.09.2013 на 11 час. 00 мин. 03.09.2013, а 31.08.2013 в 11 час.33 мин. - на 09 час. 00 мин. 03.09.2013, заказчик фактически сократил срок подачи запрашиваемых предложений до двух дней.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции принимает также во внимание большой объем действий и документов, необходимых для подачи заявки на участие в запросе предложений в соответствии с документацией и приходит к выводу, что, внеся изменения срока окончания подачи заявок в извещение о проведении закупки и в документацию по запросу предложений на выполнение строительно-монтажных работ по проектам, выполняемым в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы" ОАО "Концерн Созвездие" тем самым совершило действия, которые приводят или могут привести к ограничению или устранению конкуренции.
Доводы заявителя жалобы о невнесении им изменений в документацию по запросу предложений на выполнение строительно-монтажных работ по проектам, выполняемым в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы" не принимаются апелляционной коллегией как противоречащие материалам дела (л.д.84 т.2).
С учетом изложенного, арбитражный суд области правильно отказал ОАО "Концерн "Созвездие" в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина по платёжному поручению N 9114 от 13.05.2014 за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей подлежит возврату из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.04.2014 по делу N 14-14707/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Концерн "Созвездие" (ОГРН 1053600445337 ИНН 3666127502) - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Концерн "Созвездие" излишне уплаченную по платёжному поручению N 9114 от 13.05.2014 государственную пошлину в сумме 1000 рублей из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В.Донцов |
Судьи |
А.И.Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14707/2013
Истец: ОАО "Концерн "Созвездие"
Ответчик: УФАС по ВО
Третье лицо: ЗАО "Строительная компания БАФ", ООО "Инстракт-Проект"