г. Владивосток |
|
10 июля 2014 г. |
Дело N А51-41063/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-6533/2014
на решение от 11.03.2014
судьи Д.Н. Кучинского
по делу N А51-41063/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Лечебно-восстановительный центр "ОДА" (ИНН 2540092698, ОГРН 1032502261417, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 18.03.2003)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии, выраженного в уведомлении от 02.12.2013 N 31780/4, и об обязании предоставить субсидию,
при участии в заседании:
от общества: представитель К.В. Акуленко (паспорт, доверенность от 01.06.2014);
от администрации: представитель С.И. Квашина (удостоверение N 3791, доверенность от 17.12.2013 N 1-3/4519);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Лечебно-восстановительный центр "ОДА" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г.Владивостока об отказе в предоставлении субсидии, выраженного в уведомлении от 02.12.2013 N 31780/4, и об обязании предоставить обществу субсидию с целью возмещения части затрат, связанных с уплатой арендных платежей.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.03.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, администрация г.Владивостока настаивает на том, что основания для предоставления субсидии заявителю отсутствовали. Пояснила, что решение об отказе в предоставлении субсидии принято комиссией по вопросам предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства г.Владивостока, а не управлением экономики и развития предпринимательства администрации г.Владивостока, как это указано судом первой инстанции. Считает, что предоставление субсидий является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, в связи с чем у администрации г.Владивостока имелась возможность отказать в ее предоставлении при подаче заявителем неполного пакета документов. Договор аренды от 01.06.2009 N 26/09, по мнению администрации г.Владивостока, является незаключенным, так как предусматривает продление аренды на срок более 1 года и не зарегистрирован в установленном порядке. Кроме того, апеллянт ссылается на отсутствии в пакете представленных документов поэтажного плана, экспликации сдаваемых в аренду помещений, а также свидетельства о государственной регистрации права арендодателя на указанное имущество.
Общество по тексту представленного в материалы дела отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
На основании договора аренды от 01.06.2009, заключенного с ОАО "Радиоприбор", общество является арендатором нежилых помещений общей площадью 88,70 кв.м в здании по адресу: г.Владивосток, ул.Муравьева-Амурского, 7/9.
15.11.2013 общество обратилось в управление экономики и развития малого предпринимательства администрации г.Владивостока с заявлением о предоставлении субсидии как субъекту малого и среднего предпринимательства г.Владивостока, производящему и (или) реализующему товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта, на возмещение части затрат, связанных с уплатой арендных платежей по действующим договорам аренды недвижимого имущества, находящегося в частной собственности, связанного с ведением предпринимательской деятельности.
По результатам рассмотрения представленных обществом документов комиссией по вопросам предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства г.Владивостока, принято решение (протокол от 28.11.2013N 60) об отказе в предоставлении субсидии. Обосновывая отказ в уведомлении по форме 15, комиссия сослалась на то, что договор аренды от 01.06.2009 N 26/02 не зарегистрирован в установленном порядке, а также на отсутствие в представленном пакете документов свидетельства о государственной регистрации, подтверждающего права арендодателя на предоставляемые в аренду помещения.
Письмом от 02.12.2013 N 31780/4 Управление экономики и развития предпринимательства администрации г.Владивостока направило указанное уведомление в адрес заявителя.
Не согласившись с принятым решением и посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 33 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содействие развитию малого и среднего предпринимательства отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее по тексту - "Закон N 209-ФЗ") к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства сформулированы в статьи 14 Закона N 209-ФЗ. К ним, в частности, относятся: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также открытость процедур оказания поддержки.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 209-ФЗ при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
По правилам статьи 16 Закона N 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением администрации г.Владивостока от 28.09.2012 N 3456 утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке на 2013-2015 годы" и Порядок оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Владивостока, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта (далее по тексту - "Порядок").
Пунктом 3.9 Порядка предусмотрено предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и реализующим товары (работы, услуги), в виде предоставления субсидий с целью возмещения части затрат, связанных с уплатой арендных платежей по действующим договорам аренды недвижимого имущества, находящегося в частной собственности.
В силу пункта 3.9.1 Порядка субсидия предоставляется по действующему договору аренды из расчета 50 процентов от документально подтвержденных затрат, произведенных не ранее 1 января 2011 г.
Общий размер субсидии не может превышать 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей на одного получателя поддержки на период действия Программы.
По действующему договору аренды субсидия предоставляется единовременно по уплаченным на момент подачи заявления арендным платежам, дальнейшее предоставление субсидии осуществляется в виде ежеквартальных платежей по уплаченным арендным платежам, выплачиваемым в соответствии со сроками, установленными договором аренды.
Если срок действия договора аренды выходит за пределы текущего финансового года, в котором у субъекта малого и среднего предпринимательства возникло право получения субсидии, за субъектом малого и среднего предпринимательства сохраняется право на ее получение в очередном финансовом году в течение периода действия Программы.
Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим в том числе деятельность в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (кроме стоматологической практики).
Пунктом 3.9.2 Порядка установлен перечень документов, предоставляемых для получения субсидии:
- подтверждение субъектом малого или среднего предпринимательства соответствия статье 4 Закона согласно форме 2;
- заявление на получение субсидии согласно форме 1 (2 экземпляра);
- расчет размера субсидии, предоставляемой на возмещение части затрат, связанных с уплатой арендных платежей по действующим договорам аренды недвижимого имущества, находящегося в частной собственности, связанного с ведением предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, производящими и реализующими товары (работы, услуги), согласно форме 13 (3 экземпляра);
- копию устава организации, заверенную руководителем организации;
- копию паспорта гражданина Российской Федерации, заверенную индивидуальным предпринимателем;
- копию договора аренды недвижимого имущества, находящегося в частной собственности, заверенную арендодателем и руководителем организации (индивидуальным предпринимателем);
- копии платежных поручений, подтверждающих внесение платежей за пользование арендуемым недвижимым имуществом, заверенные банком;
- акт сверки расчетов по арендной плате, подписанный арендодателем и арендатором, или справка об отсутствии задолженности по арендным платежам за расчетный период, выданная арендодателем.
Копии документов, указанных в настоящем пункте настоящего Порядка, предоставляются согласно описи вместе с оригиналами, составленными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Оригиналы документов возвращаются после сверки.
Копии всех документов должны быть заверены надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
По правилам пункта 2.2 Порядка в оказании поддержки должно быть отказано, если представленные документы не соответствуют условиям и требованиям программы (некомплектность и (или) ненадлежащее оформление представленных документов, в случае неустранения замечаний субъектом малого и среднего предпринимательства).
Как следует из материалов дела, общество как организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства и осуществляющая деятельность в сфере здравоохранения, в ноябре 2013 г. обратилась в администрацию г.Владивостока с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой арендных платежей по действующим договорам аренды недвижимого имущества, находящегося в частной собственности, связанного с ведением предпринимательской деятельности.
К указанному заявлению были приложены: заявление на получение субсидии, подтверждение субъектом малого или среднего предпринимательства соответствия статье 4 Закона N 209-ФЗ; расчет размера субсидии; копия устава и копия паспорта руководителя; копия договора аренды недвижимого имущества, находящегося в частной собственности, заверенная арендодателем и руководителем организации; копии платежных поручений, подтверждающих внесение арендных платежей, заверенные банком; акт сверки расчетов по арендной плате, подписанный арендодателем и арендатором; справка об отсутствии задолженности по арендным платежам за расчетный период, выданная арендодателем; выписка из ЕГРЮЛ; сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год; копия бухгалтерского баланса и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов, пеней и налоговых санкций; письмо об изменении реквизитов арендатора, копии счетов на оплату арендных платежей, копии решений об избрании директора и приказа о приеме его на работу, а также копия доверенности представителя арендодателя по договору аренды, что подтверждается описью документов с отметкой о принятии сотрудником администрации г.Владивостока.
Копия пакета документов, представленных обществом в администрацию г.Владивостока, приобщена к материалам дела.
Проанализировав представленные документы, коллегия находит их соответствующими требованиям пункта 3.9.2 Порядка и достаточными для принятия решения о предоставлении субсидии.
Утверждая обратное, администрация г.Владивостока ссылается на отсутствие в представленном пакете документов поэтажного плана, экспликации сдаваемых в аренду помещений, а также свидетельства о государственной регистрации права арендодателя на указанное имущество.
Между тем указанные документы не приведены в пункте 3.9.2 программы в качестве обязательных, в связи с чем их не представление заявителем не может повлиять на возможность получения субсидии.
Дополнительно поэтажный план, экспликация сдаваемых в аренду помещений и свидетельства о государственной регистрации права арендодателя на недвижимое имущество у общества не запрашивались.
Выводы администрации г.Владивостока о незаключении договора аренды от 01.06.2009 N 26/02 также являются ошибочными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок менее одного года, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента, определяемого в соответствии с пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела коллегией установлено, что нежилые помещения по адресу: г.Владивосток, ул.Муравьева-Амурского, 7/9 были переданы обществу на основании договора от 01.06.2009 N 26/02 на срок с 01.06.2009 по 30.04.2010. Поскольку срок аренды составил менее одного года, данный договор не подлежал государственной регистрации.
Согласно части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество отказалось от договора аренды помещений, а арендодатель до истечения срока действия договора возражал относительно продолжения арендных отношений в рамках договора. О возможности продления арендных отношений после истечения срока аренды указано в пункте 4.2 договора.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что договор от 01.06.2009 N 26/02 после окончания срока своего действия был продлен на неопределенный срок.
Договор аренды нежилого помещения, заключенный на неопределенный срок, не нуждается в государственной регистрации (пункт 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.02.2001 N 59).
Согласно справке о расчетах по договору 01.06.2009 N 26/02 арендные платежи оплачены обществом по ноябрь 2013.
Таким образом, основания считать указанный договор незаключенным у администрации г.Владивостока отсутствовали.
Материалами дела подтверждается, что копия представленного обществом договора аренды соответствовала установленным администрацией г.Владивостока требованиям, была заверена представителем общества и арендодателя - ОАО "Радиоприбор".
Иных обстоятельств, препятствующих предоставлению субсидии, администрацией г.Владивостока не указано и в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку оспариваемый отказ администрации г.Владивостока противоречит требованиям законодательства о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции обоснованно признал данный отказ незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание, что решение администрации г.Владивостока является незаконным, иные основания для отказа в предоставлении субсидии заявителю не установлены, коллегия считает обоснованным обязание администрации г.Владивостока предоставить обществу спорную субсидию.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права общества и не выходит за пределы, необходимые для его применения. В судебном заседании апелляционной инстанции администрация г.Владивостока каких-либо возражений относительно примененного способа восстановления нарушенного права общества не заявляла, пояснила, что в настоящее время субсидия заявителю предоставлена, денежные средства перечислены.
С учетом изложенного коллегия считает, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.03.2014 по делу N А51-41063/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-41063/2013
Истец: ООО Лечебно-восстановительный центр "ОДА"
Ответчик: Администрация города Владивостока