г. Самара |
|
09 июля 2014 г. |
А55-19946/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
при участии:
от федерального казенного предприятия "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" - до перерыва: представителя Шагиной О.Ю. (доверенность N 11 от 09.01.2014), представителя Салюковой Н.В. (доверенность N 4 от 14.01.2014), представителя Соколовой Э.Л. (доверенность N 46 от 20.06.2014); после перерыва: представителя Салюковой Н.В. (доверенность N 4 от 14.01.2014),
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования - до перерыва: представителя Объедковой И.В. (доверенность N 04 от 09.01.2014), после перерыва: представители не явились, извещено,
от Главного управления организации торгов Самарской области - до перерыва: представителя Федоровой Т.А. (доверенность N 14-04/2622 от 24.12.2013), после перерыва: представители не явились, извещено,
от Управления по недропользованию Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Федерального агентства по недропользованию - РОСНЕДРА - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Базовый капитал" - до перерыва: Сердюк А.Ю., копия паспорта имеется в материалах дела, представителя Сердюка В.Б. (доверенность N 2 от 01.01.2014), Чоба Г.А. (доверенность N 1 от 01.01.2014), после перерыва: Чоба Г.А. (доверенность N 1 от 01.01.2014),
от общества с ограниченной ответственностью "Каскад Н" - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "СКУ "Дорстрой" - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Самаралифтмаш" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного предприятия "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 декабря 2013 года по делу N А55-19946/2013 (судья Коршикова Е.В.),
по заявлению федерального казенного предприятия "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" (ОГРН 1066330003046, ИНН 6330280371), Самарская область, г. Чапаевск,
к 1) Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования, Самарская область, г.Самара,
2) Главному управлению организации торгов Самарской области, г. Самара,
3) Управлению по недропользованию Самарской области, г.Самара,
4) Федеральному агентству по недропользованию - РОСНЕДРА, г.Москва.
третьи лица:
1) общество с ограниченной ответственностью "Базовый капитал" (ОГРН, 1126318007090, ИНН 6318226579), г. Самара,
2) общество с ограниченной ответственностью "Каскад Н" (ОГРН 1126317002360, ИНН 6317091270), г. Самара,
3) общество с ограниченной ответственностью "СКУ "Дорстрой" (ОГРН 1126317004483, ИНН 6317092869), г.Самара,
4) общество с ограниченной ответственностью "Самаралифтмаш" (ОГРН 1116311008637, ИНН 6311131705), г. Тольятти,
о признании недействительным аукциона,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" (далее - заявитель, Полигон) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений, принятых судом (т.3 л.д.115) к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство), Главному управлению организации торгов Самарской области (далее - ГУ организации торгов), о признании недействительным аукциона, проведенного Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и Главным управлением организации торгов Самарской области по предоставлению права на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр Самарской области в части лота N 3 - Предоставление права пользования участком недр местного значения месторождения Воздвиженское - 1 для геологического изучения, разведки и добычи песка строительного.
Решением Арбитражного суда Самарской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФКП "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" обратилось с апелляционной жалобой, дополнением к ней, в которой просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. Податель апелляционной жалобы указывает, что спорный участок недр расположен в границах земельного участка предприятия, имеющего федеральный статус и относящегося к землям обороны. Ссылаясь на положения п.4 ч.2 ст.2.1 Закона "О недрах", заявитель указывает, что спорный участок месторождения Воздвиженское - 1 относится к участкам недр федерального значения и соответственно проведение торгов в отношении такого участка имело право инициировать Правительство Российской Федерации, а не Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и Главное управление организации торгов Самарской области, торги проведены с нарушением норм действующего законодательства.
В материалы дела поступил отзыв Министерства, дополнительные пояснения по делу, в которых Министерство просит суд апелляционной инстанции отказать в удовлетворении требований заявителя, а решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Также, в материалы дела поступил отзыв третьего лица - Департамента по недропользованию Приволжского федерального округа, в котором он также просит суд апелляционной инстанции отказать в удовлетворении требований заявителя, а решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Кроме того, в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица по делу - общества с ограниченной ответственностью "Базовый капитал", в котором общество просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заявителя требования апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Главное управление организации торгов Самарской области, г.Самара поддержало позицию Министерства, просит отказать в удовлетворении жалобы.
Управление по недропользованию Самарской области, Федеральное агентство по недропользованию - РОСНЕДРА представителей для участия в судебном разбирательстве не направили, извещены.
ООО "Каскад Н", ООО "СКУ Дорстрой", ООО "Самаралифтмаш" отзывы на апелляционную жалобу не представили, представителей для участия в судебном разбирательстве не направили. О месте и времени судебного разбирательства указанные лица извещены надлежащим образом.
Представители ООО "Базовый капитал" апелляционную жалобу не признали, просили апелляционный суд отказать в ее удовлетворении, указывая, что аукцион проведен в соответствии с требованиями закона, нарушений прав и интересов заявителя не допущено.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 25.06.2014 до 02.07.2014. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, присутствовавшие в судебном заседании до перерыва, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Как следует из материалов дела, Главным управлением организации торгов Самарской области и Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области объявлен аукцион по предоставлению права на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр Самарской области Лот N 3 - Предоставление права пользования участком недр местного значения месторождения Воздвиженское-I для геологического изучения, разведки и добычи песка строительного.
Организатором торгов выступило Главное управление организации торгов Самарской области, уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере недропользования - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Документация об аукционе разработана в соответствии с Законом РФ "О недрах", Законом Самарской области от 06.04.2009 N 46-ГД "Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области, Законом Самарской области от 16.07.2009 N 91-ГД "О порядке пользования участками недр местного значения на территории Самарской области" и Порядком проведения аукционов по предоставлению права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых и для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2009 N 569.
Целью проведения аукциона является выявление победителя для предоставления права пользования участком недр местного значения месторождения Воздвиженское-I (Лицензионный участок).
Победителю аукциона будет предоставлено право пользования Лицензионным участком для геологического изучения, разведки и добычи песка строительного сроком на 10 лет путем оформления и выдачи лицензии на пользование недрами Лицензионного участка.
Документация об аукционе содержит раздел Общие сведения о Лицензионном участке, геологическая, геолого-экономическая, технологическая характеристика Лицензионного участка (часть 2 аукционной документации). В данном разделе содержится общее описание расположения Лицензионного участка, указание географических координат угловых точек Лицензионного участка, указание предварительной площади Лицензионного участка- 0,09 кв.км.(9,53 га), а также указано, что земельный участок в границах Лицензионного участка находится в федеральной собственности.
Дата и время начала аукциона 23.08.2013, 10.00 час., аукцион проводится Главным управлением торгов по адресу: г.Самара, ул.Скляренко, д.20 каб. 432.
Прием заявок осуществляется представителем Главного управления по рабочим дням с 09.00 час. До 17.00 час по местному времени начиная с 28.06.2013 года.
Срок окончания заявок 17.00 час. 13.08.2013 года.
Срок окончания рассмотрения заявок - не позднее 22 августа 2013 года.
На аукцион по Лоту N 3 были предоставлены Заявки и документы следующих участников - ООО "Базовый капитал", ФКП "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон", ООО "Каскад Н", ООО "СКУ Дорстрой", ООО "Самаралифтмаш" (Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от 22 августа 2013 г.).
Победителем торгов по Лоту N 3 признано ООО "Базовый капитал" (Протокол аукциона от 23 августа 2013 г.), которому 04.10.2013 года Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области выдана лицензия на пользование недрами серия СМР N80093 ТР.
Полагая, что торги проведены с нарушением действующего законодательства, ФКП "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" обратился с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорный участок недр не значится в Перечне участков недр федерального значения, аукцион по спорному участку недр проведен в пределах компетенции ответчиков. При этом, судом отклонены доводы общества, о том, что в отношении спорного участка решение о проведении конкурса или аукционов на право пользования участками недр должно приниматься Правительством Российской Федерации согласно пункту 2 статьи 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах".
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу части 1 ст.2.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.
Исчерпывающий перечень оснований для отнесения участков недр к участкам недр федерального значения установлен частью 3 ст.2.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах".
Так, в соответствии с данной нормой, к участкам недр федерального значения относятся участки недр:
1) содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;
2) расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года:
извлекаемые запасы нефти от 70 миллионов тонн;
запасы газа от 50 миллиардов кубических метров;
запасы коренного золота от 50 тонн;
запасы меди от 500 тысяч тонн;
3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;
4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.
Таким образом, в силу п. 4 части 3 ст. 2.1 указанного Закона участки недр, при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности относятся к участкам недр федерального значения.
Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр (часть 2 ст. 2.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах").
Исходя из содержания ст.2.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" для отнесения участка недр к участкам недр федерального значения не требуется решения какого-либо государственного органа. Факт опубликования имеет правовое значение исключительно применительно к сохранению статуса участков недр федерального значения независимо от изменения требований, установленных ст.2.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" (часть 4 ст.2.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах").
В Перечне участков недр федерального значения, публикуемого в "Российской газете" в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 823, не указан участок недр месторождения Воздвиженское-I на территории Самарской области, однако данное обстоятельство не отменяет его статуса как объекта федерального значения, поскольку данный участок недр соответствует критериям участка недр федерального значения, установленным частью 3 ст.2.1 Закона о недрах.
Спорный участок недр относится к участкам недр федерального значения, поскольку при пользовании им необходимо использование земельного участка из состава земель обороны, безопасности. Указанный участок недр имеет статус федерального значения независимо от факта опубликования федеральным органом управления государственным фондом недр, в силу прямого указания пункта 4 части 3 ст.2.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" (земли обороны, безопасности).
В соответствии с п. 1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов).
Судом установлено, что в Перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 04.08.2004 г. N 1009 включен Чапаевский опытный завод измерительных приборов, Самарская область (п.506).
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 09.02.2006 N 174-р в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 января 2006 г. N 16 "О федеральных казенных предприятиях промышленности боеприпасов и специальной химии", а также сохранения уникальных предприятий промышленности боеприпасов и специальной химии и обеспечения обороноспособности государства Федеральное государственное унитарное предприятие "Чапаевский опытный завод измерительных приборов" (г. Чапаевск, Самарская область) реорганизовано в форме разделения на федеральное казенное предприятие "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон", основанное на праве оперативного управления, обеспечивающее производство, сборку и испытание боеприпасов, и федеральное государственное унитарное предприятие "Чапаевский завод измерительных приборов", основанное на праве хозяйственного ведения, с последующим внесением этого предприятия в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества (пункт 1 распоряжения ), утвержден Устав федерального казенного предприятия "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" (пункт 2 распоряжения).
Уставом ФКП "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" предусмотрено, что Федеральное казенное предприятие "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон", основанное на праве оперативного управления (далее - предприятие), образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2006 г. N 16 "О федеральных казенных предприятиях промышленности боеприпасов и специальной химии" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2006 г. N 174-р путем реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Чапаевский опытный завод измерительных приборов" в форме разделения на федеральное казенное предприятие "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон", являющееся его правопреемником в части имущественного комплекса, обеспечивающее производство, сборку и испытание боеприпасов, и на федеральное государственное унитарное предприятие "Чапаевский завод измерительных приборов" (пункт 1 Устава).
В соответствии с пунктом 8 Устава Предприятие создано в целях обеспечения производства боеприпасов, вооружения и военной техники, находящихся в сфере национальных интересов Российской Федерации и обеспечивающих национальную безопасность.
Для достижения целей, указанных в пункте 8 настоящего устава, предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:
а) разработка, производство и утилизация боеприпасов и их составных частей;
б) разработка, производство, ремонт, утилизация вооружения и военной техники;
в) производство, хранение и применение взрывчатых материалов промышленного назначения, а также деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;
г) производство пиротехнических изделий, а также деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом;
д) испытания артиллерийских и авиационных боеприпасов, реактивных систем залпового огня, средств ближнего боя, стрелкового оружия и боеприпасов к ним, боевых частей ракет, отдельных образцов военной техники и др. (пункт 9 Устава).
Имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве оперативного управления (пункт 11 Устава).
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, является хозяйственное общество, созданное на территории РФ и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и указанных в ст. 6 указанного Федерального закона.
Статья 6 Федерального закона N 57-ФЗ от 29.04.2008 г. определяет основные виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Указанные в п. 17 (разработка вооружения и военной техники), п. 18 (производство вооружения и военной техники), 19 (ремонт вооружения и военной техники), п.20 (утилизация вооружения и военной техники), 26 (утилизация боеприпасов и их составных частей), п.27 (производство взрывчатых материалов промышленного назначения и деятельность по их распространению) ст. 6 Федерального закона N 57-ФЗ виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности отражены в п. 9 Устава ФКП "ПГБИП", подтверждаются соответствующими лицензиями ФКП "ПГБР1П" (лицензия от 06.09.2011 г. N 001866 ВВТ-У, лицензия от 09.08.2012 г. N 002415 ВВТ-ОИР, лицензия от 01.08.2012 г. N 002396 БП-ОПИУ, лицензия от 08.10.2012 г. N ВМ-00-013709).
Как указывалось истцом и следует из материалов дела, имущественный комплекс Предприятия расположен на земельном участке имеющим в настоящее время кадастровый номер 63:10:0000000:16, площадью 92279292+/-3362 кв.м., являющемся собственностью Российской Федерации и имеющим вид разрешенного использования "для государственных надобностей".
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 18260/10 указано, что при отсутствии правоустанавливающих документов, подтверждающих отнесение земельных участков к категории земель обороны, основания для их квалификации как используемых для обеспечения обороны могут быть подтверждены сведениями о статусе организации (отнесение ее к категории стратегических предприятий и организаций, осуществляющих разработку, производство, ремонт вооружения, военной техники и боеприпасов) и документами, подтверждающими фактическое использование земельных участков для указанных целей.
Отнесение ФКП "ПГБИП" к категории стратегических предприятий, осуществляющих производство, сборку и испытание боеприпасов, факт использования указанного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, для осуществления видов деятельности имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства подтверждены материалами дела.
Использование истцом земельного участка в указанных целях и отнесение его к категории земель обороны и безопасности подтверждено также вступившими в законную силу судебными актами по делу N А55-36153/2009. В рамках указанного дела судом также установлено, что сведения о земельном участке, закрепленном за предшественником истца ФГУП "ЧЗИП" на основании Акта на право пользования землей А-1 N 233835, зарегистрированы в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г.Чапаевска Самарской области 11.02.199 категория земель- земли обороны.
В связи с изложенным, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ответчиков и третьего лица ООО "Базовый капитал" об указании в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 63:10:0000000:16 категории земель: земли населенных пунктов.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции полагает доказанным, что земельный участок, используемый Федеральным казенным предприятием "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" относится к землям обороны и безопасности.
В соответствии с п.5 ч.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, каковым является указанный земельный участок.
Факт нахождения месторождения Воздвиженское - 1 на земельном участке с кадастровым номером 63:10:0000000:16, находящимся в собственности Российской Федерации РФ и переданном в постоянное (бессрочное) пользование ФКП "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" подтвержден материалами дела и не оспаривается участниками процесса.
Таким образом, спорный участок недр относится к участкам недр федерального значения, поскольку при пользовании им необходимо использование земельного участка из состава земель обороны, безопасности, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ФКП "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон".
В соответствии со ст.13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр федерального значения, о составе и порядке работы аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются Правительством Российской Федерации.
Принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются:
1) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения;
2) федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами относительно участков недр, за исключением участков недр федерального или местного значения.
В интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации при определении порядка и условий проведения аукционов на право пользования участками недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, и (или) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности могут устанавливаться ограничения допуска к участию в таких аукционах созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц с участием иностранных инвесторов.
Принимая во внимание, что спорный участок недр относится к участкам недр федерального значения, принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр федерального значения, о составе и порядке работы аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр отнесено, в силу приведенных норм ст.13.1 Закона о недрах, к компетенции Правительства Российской Федерации.
В деле имеется Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 13.03.2013 N 92 "О проведении аукционов по предоставлению права пользования участками недр местного значения" из которого усматривается, что решение о проведении аукциона по предоставлению права пользования спорным участком недр принято Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, которое направило в адрес Главного управления организации торгов Самарской области необходимую документацию, в том числе извещение о проведении аукциона, приглашение к участию в аукционе, список кандидатур для включения в аукционную комиссию, а также аукционную документацию с просьбой утвердить аукционную документацию, назначить дату проведения аукциона и разместить извещение о проведении аукциона.
То есть, решение о проведении аукциона по предоставлению права пользования спорным участком недр, относящегося в силу прямого указания пункта 4 части 3 статьи 2.1 Закона о недрах, к участкам недр федерального значения, принято неполномочным лицом.
При этом, суд апелляционной инстанции также отмечает, что организатор аукциона был осведомлен о том, что спорное месторождение находится в границах земельного участка федерального значения, поскольку на странице 16 конкурсной документации указано, что земельный участок в границах лицензионного участка находится в федеральной собственности, а также располагал сведениями о статусе предприятия и осуществляемой им деятельности, поскольку заявитель обращался в Министерство с подобными письмами, а также направлял документы, касающиеся деятельности предприятия, в составе заявки на участие в аукционе.
При этом, суд отмечает, что участие ФКП "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" в аукционе, не свидетельствует о том, что аукцион проведен с соблюдением требований действующего законодательства.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что к аукциону были допущены иностранные инвесторы (т.2 л.д.129), тогда как, в силу вышеприведенной нормы ст.13.1 Закона о недрах, в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации при определении порядка и условий проведения аукционов на право пользования участками недр федерального значения, могут устанавливаться ограничения допуска к участию в таких аукционах созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц с участием иностранных инвесторов.
В силу положений ст. ст. 447, 448 ГК РФ торги проводятся в форме аукционов и конкурсов, аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Согласно с ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении при проведении спорного аукциона норм п. 4 ч. 3 ст. 2.1, ч. 1 ст. 13.1 Закона о недрах, ЗК РФ, что влечет недействительность результата проведенного Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и Главным управлением организации торгов Самарской области спорного аукциона по предоставлению права на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр Самарской области в части лота N 3 - Предоставление права пользования участком недр местного значения месторождения Воздвиженское - 1 для геологического изучения, разведки и добычи песка строительного.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое решение суда и признает спорный аукцион в части лота N 3 недействительным.
Судебные расходы по делу подлежат распределению с учетом статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу отмены решения суда первой инстанции уплаченная государственная пошлина распределяется между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования и Главным управлением организации торгов Самарской области пропорционально понесенным расходам Предприятия- по 3 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 декабря 2013 года по делу N А55-19946/2013 отменить, принять новый судебный акт.
Спорный аукцион, проведенный Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и Главным управлением организации торгов Самарской области по предоставлению права на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр Самарской области в части лота N 3 - Предоставление права пользования участком недр местного значения месторождения Воздвиженское - 1 для геологического изучения, разведки и добычи песка строительного, признать недействительным.
Взыскать с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования (ОГРН 1046300456234, ИНН 6315800805), Самарская область, г.Самара, в пользу федерального казенного предприятия "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" (ОГРН 1066330003046, ИНН 6330280371), Самарская область, г. Чапаевск, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (Три тысячи) рублей 00 копеек.
Взыскать с Главного управления организации торгов Самарской области (ОГРН 1036300463121, ИНН 6315909640), Самарская область, г.Самара, в пользу федерального казенного предприятия "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" (ОГРН 1066330003046, ИНН 6330280371), Самарская область, г. Чапаевск, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (Три тысячи) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19946/2013
Истец: ФКП "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон"
Ответчик: Главное Управление организации торгов Самарской области, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Управление по недропользованию Самарской области, Федеральное агенство по недропользованию - РОСНЕДРА
Третье лицо: ООО " Базовый капитал", ООО "КаскадН", ООО "СКУ Дорстрой", ООО Самаралифтмаш
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 478-ПЭК15
28.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16523/13
09.07.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4882/2014
24.12.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19946/13