Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2014 г. N Ф08-7423/14 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
11 июля 2014 г. |
дело N А32-28447/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "ИСС": Тупиков Виктор Анатольевич, паспорт, по доверенности от 03.04.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Индустриальные строительные системы"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2014 по делу N А32-28447/2013,
принятое судьей Погореловым И.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Индустриальные строительные системы"
к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Индустриальные строительные системы" (далее - ООО "ИСС") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - Администрация) о признании незаконным решения от 01.08.2013 N 110-15-9017/13-35-02 об отказе в выдаче разрешения на строительство, об обязании выдать разрешение на строительство.
Решением суда от 14.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что действия администрации соответствуют закону.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ИСС" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить требования общества.
В судебное заседание не явились представители Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Администрации МО г-к Геленджик в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Администрации МО г-к Геленджик.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Представителем общества заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела документов, представленных в Администрацию в порядке ст. 51 Градостроительного кодекса РФ с заявлением о выдаче разрешения на строительство. Представитель пояснил, что в суд первой инстанции указанные документы не были представлены, поскольку Администрация не оспаривает комплектность и содержание представленных обществом документов.
В соответствии со ст. 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции на основании ходатайства ООО "ИСС" приобщил к материалам дела документы, представленные обществом в Администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением о выдаче разрешения на строительство и указанные в расписке в получении документов от 18.07.2013 N 18072013-125842-110 (на 135 листах). Суд удовлетворяет ходатайство с целью наиболее полного исследования обстоятельств дела. Суд учитывает, что судом первой инстанции исследовалась расписка в получении документов, Администрацией не оспаривалось соответствие представленных документов требованиям ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 час. 20 мин. 07.07.2014. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Индустриальные строительные системы" осуществляет строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г. Геленджик, пер. Восточный 42 на основании разрешения на строительство от 08.11.2012 N RU 23303000-036-Ю (первая очередь строительства), выданного Администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик. Срок действия разрешения на строительство - до 08 августа 2014 года.
Для целей продолжения начатого строительства, общество "Индустриальные строительные системы" подготовило полный комплект документов, и 02.07.2013 обратилось в Администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации о выдаче разрешения на строительства многоквартирного жилого дома по адресу г. Геленджик, пер. Восточный 42 - вторая очередь.
В ответ на данное заявление администрация отказала в выдаче разрешения на строительство до момента устранения недостатков. А именно администрация указала на необходимость
-представить свидетельство СРО о допуске к работам по организации подготовки проектной документации проектной организации выполнившей проект;
-раздел общей пояснительной записки дополнить печатью проектной организации;
-устранить разночтения в технико-экономических показателях, указанных в общей пояснительной записке и в заключении государственной экспертизы проектной документации.
18.07.2013 ООО "Индустриальные строительные системы" устранив соответствующие недостатки, повторно обратилось с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Решением от 01.08.2013 N 110-15-9017/13-35-02 Администрация отказал обществу "Индустриальные строительные системы" в выдаче разрешения на строительство.
Решение мотивировано тем, что исходя из действующих нормативов градостроительного проектирования, положений пункта 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", земельный участок под строительство жилого здания должен предусматривать возможность организации придомовой территории с функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений. Администрацией указано, что поскольку площадь земельного участка по указанному адресу согласно нормативам градостроительного проектирования недостаточна для эксплуатации многоэтажного жилого дома, разрешение на строительство которого испрашивается, с заявленными этажностью и количеством квартир, с размещением на придомовой территории площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", администрация муниципального образования город-курорт Геленджик отказывает в выдаче разрешения на строительство (л.д. 11 том 1).
Считая незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство, ООО "ИСС" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти, местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Материалами дела подтверждено наличие данных условий недействительности решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти, местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Материалами дела подтверждено наличие данных условий недействительности решения об отказе в продлении разрешения на строительство.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлен перечень документов, подлежащих представлению с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В силу части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 статьи 51 документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 12 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 19 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик правовых оснований для отказа ООО "Индустриальные строительные системы" в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома (второй этап строительства), состоящего из 53 квартир; площадь жилого здания 4009,1 кв.м., планируемого к возведению на земельном участке по адресу: г. Геленджик, пер. Восточный, 42, площадью 5580 кв.м. с кадастровым номером N 23400408040:1.
Судом апелляционной инстанции проверено соответствие представленных обществом в целях получения разрешения на строительство документов требованиям части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Судом установлено, что обществом представлены все необходимые документы надлежащего содержания. Судом апелляционной инстанции к материалам дела приобщены указанные документы, которые были представлены Администрации согласно расписке в получении документов от 18.07.2013 N 18072013-125842-110 (л.д. 95-150 том 2, л.д. 1-82 том 3).
В частности, обществом представлены правоустанавливающие документы на земельный участок; согласование строительства с Межрегиональным управлением Росавиации; градостроительный план земельного участка; проектная документация (пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, архитектурные решения, конструктивные и объемно-планировочные решения, проект организации строительства, сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений); положительное заключение государственной экспертизы проектной документации; заключение государственной экологической экспертизы материалов проектной документации объекта (л.д. 95-150 том 2, л.д. 1-82 том 3).
Администрацией не оспаривается, что с учетом устранения недостатков, указанных в письме от 11.07.2013 N 110-15-8125/13-35-02 (л.д. 7 том 1), обществом "Индустриальные строительные системы" органу местного самоуправления был представлен полный комплект документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Доказательств несоответствия представленных документов установленным требованиям Администрацией также не представлено.
Отказывая в выдаче разрешения на строительство, Администрация указала, что площадь земельного участка согласно нормативам градостроительного проектирования недостаточна для эксплуатации многоэтажного жилого дома с заявленными этажностью и количеством квартир, с размещением на придомовой территории площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.
Законом не установлено такого основания для отказа в выдаче разрешения.
Одним из обязательных документов, при отсутствии которых застройщику не может быть выдано разрешение на строительство, является положительное заключение государственной экспертизы.
В силу части 9 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ положительное заключение государственной экспертизы подтверждает соответствие проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Кодекса, а в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией, - соответствие результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Таким образом, поскольку с целью получения разрешения на строительство обществом было представлено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, доводы Администрации о несоответствии объекта нормативам градостроительного проектирования являются необоснованными.
Положительное заключение государственной экспертизы не было оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Кроме того, судом учитывается, что обществом заявлено о выдаче разрешения на строительство второго этапа объекта.
На момент обращения в администрацию с заявлением обществом были осуществлены строительные работы в рамках первого этапа строительства на основании выданного Администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик разрешения на строительство от 08.11.2012 N RU 23303000-036-Ю.
Разрешение на строительство от 08.11.2012 N RU 23303000-036-Ю не было отменено в установленном порядке.
Общество обратилось в Администрацию заблаговременно до истечения срока действия разрешения на первый этап строительства.
При таких обстоятельствах, у Администрации отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома (второй этап строительства), состоящего из 53 квартир; площадь жилого здания 4009,1 кв.м., планируемого к возведению на земельном участке по адресу: г. Геленджик, пер. Восточный, 42, площадью 5580 кв.м. с кадастровым номером N 23400408040:1, в том числе с учетом выдачи обществу разрешения на строительство от 08.11.2012 N RU 23303000-036-Ю.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Произведя исследования материалов и обстоятельств дела с учетом требований ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недействительности решения Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 01.08.2013 N 110-15-9017/13-35-02 об отказе ООО "Индустриальные строительные системы" в выдаче разрешения на строительство как несоответствующего градостроительному законодательству и нарушающее права заявителя в сфере предпринимательской деятельности (в том числе с учетом материальных затрат на осуществление первого этапа строительства).
Таким образом, решение суда от 14.03.2014 подлежит отмене на основании ст. 270 АПК РФ с удовлетворением требований ООО "Индустриальные строительные системы".
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по делу в виде уплаченной обществом государственной пошлины относятся на Администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 марта 2014 года по делу А32-28447/2013 отменить.
Признать недействительным решение Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 01.08.2013 N 110-15-9017/13-35-02 об отказе ООО "Индустриальные строительные системы" в выдаче разрешения на строительство.
Обязать Администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик выдать обществу с ограниченной ответственностью "Индустриальные строительные системы" разрешение на строительство многоквартирного жилого дома (второй этап строительства), состоящего из 53 квартир; площадь жилого здания 4009,1 кв.м., планируемого к возведению на земельном участке по адресу: г. Геленджик, пер. Восточный, 42, площадью 5580 кв.м. с кадастровым номером N 23400408040:1.
Взыскать с Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в пользу общества с ограниченной ответственностью "Индустриальные строительные системы" 3000 рублей судебных расходов, в том числе 2000 рублей госпошлины за рассмотрение заявления и 1000 рублей госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28447/2013
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2014 г. N Ф08-7423/14 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "Индустриальные строительные системы"
Ответчик: Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик
Третье лицо: Администрация МО г. Геленджик