г. Москва |
|
15 июля 2014 г. |
Дело N А40-14499/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судья Поташовой Ж.В.,
судей: |
Попова В.И., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЗД-ГЕО"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2014 по делу N А40-14499/2014, судьи Папелишвили Г.Н. (144-95)
по заявлению ООО "ЗД-ГЕО" (105187, г.Москва, ул. Щербаковская, д. 53, корп. 5)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (115191, г.Москва, ул. Б. Тульская, д. 15)
о признании незаконным решения о возврате заявления о предоставлении лицензии от 29.10.2013 N 13-588/2013
при участии:
от заявителя: |
Гришин С.В., Полоник М.Л., по дов. от 04.06.2014; Полоник А.С., по приказу от 24.07.2008 N 1 |
от ответчика: |
Попов О.Е., по дов. от 06.02.2014 N 2014/2014 |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2014, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований ООО "ЗД-ГЕО" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) о возврате заявления о предоставлении лицензии от 29.10.2013 N 13-588/2013 и обязании устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов в размере 45 000 рублей.
При этом суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения требованиям действующего законодательства, наличия соответствующих полномочий ответчика, а также отсутствия нарушения законных прав и интересов Общества, что в силу ст. 198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ООО "3Д-ГЕО" 25.09.2013 обратилось с заявлением в Управление о предоставлении лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения.
Ответчиком 27.09.2013 принято решение, оформленное уведомлением N 13-530/2013, о необходимости устранения в тридцатидневный срок нарушений требований ч.1 ст.13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно - 1) отсутствуют документы о наличии оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и необходимых для выполнения работ, 2) ООО "ЗД-ГЕО" не является организацией - фондодержателем картографо-геодезического фонда, 3) нет копий трудовых договоров (л.д.10-11).
В целях устранения выявленных нарушений заявителем предоставлено письмо N 152 от 25.10.2013 с приложением копий трудовых договоров работников, работающих по совместительству, копии документов о наличии на праве собственности оборудования. В указанном письме заявитель также просит дать разъяснения почему, по мнению ответчика ООО "3Д-ГЕО" не имеет возможности выполнять заявленные виды работ, перечисленные в уведомлении N13-530/2013 от 27.09.2013.
В ответ на указанное письмо заявителя ответчиком даны разъяснения оформленные письмом N 19906/2013 от 28.11.2013.
В связи с не устранением выявленных нарушений Управлением принято решение N 13-588/2013 от 29.10.2013 о возврате заявления о предоставлении лицензии, в связи с предоставлением приложенных к заявлению документов не в полном объеме, что является нарушением требований установленных ч.3 ст.13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно: отсутствуют документы о наличии оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и необходимых для выполнения работ, указанных в пунктах 2, 3, 5, 8, 9 приложения (далее - Приложение) к Положению о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капительного строительства), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2011 N 1016 "О лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капительного строительства) для выполнения геодезических и картографических работ. Выполнять работы (пункт 10 Приложения) по обеспечению геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами (данными) об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований могут только организации - фондодержатели картографо-геодезических фондов, имеющие утвержденное в установленном порядке положение о соответствующем картографо- геодезическом фонде. В связи с тем, что ООО "ЗД-ГЕО" не является организацией - фондодержателем картографо-геодезического фонда выполнение данного пункта не представляется возможным (л.д.8-9).
Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным необоснованным и нарушающим права и законные интересы ООО "ЗД-ГЕО" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "О геодезии и картографии" от 22.11.1995 N 209-ФЗ (далее - ФЗ-209) геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок лицензирования геодезических и картографических работ установлен "Положением о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации "О лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)" от 07.12.2011 N 1016 (далее - Положение).
Одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии, в соответствии с подпунктом а) пункта 3 Положения, является наличие у соискателя лицензии зданий и (или) помещений, приборов и оборудования, прошедших поверку (калибровку) в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и необходимых для выполнения заявленных работ.
В соответствии с приложением к Положению, Обществом заявлены следующие виды геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства): Создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач, издание этих карт и планов, топографический мониторинг; Создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии государственных нивелирных и геодезических сетей, в том числе гравиметрических фундаментальной и первого класса, плотность и точность которых обеспечивают создание государственных топографических карт и планов, решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач; Дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности; Геодинамические исследования на базе геодезических и космических измерений; Создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения; Проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий; Проведение геодезических, картографических, топографических и гидрографических работ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации; Геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации, а также делимитации морских пространств Российской Федерации; Обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами (данными) об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований; Картографирование Антарктиды, континентального шельфа Российской Федерации, территорий иностранных государств и Мирового океана, в том числе создание топографических и морских карт.
Виды геодезических и картографических работ проводятся в соответствии с установленными правовыми и нормативно-техническими актами в области геодезии и картографии.
Так, создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач, издание этих карт и планов, топографический мониторинг проводятся в соответствии с "Основными положениями по созданию и обновлению топографических карт масштабов 1: 10 000, 1: 25 000, 1: 50 000; 1: 100 000; 1: 200 000; 1: 500 000; 1: 1 000 000", утвержденных начальником Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР и начальником Военно-топографического управления Генерального штаба (ГКИНП-05-029-84); "Инструкцией по печатным процессам в картоиздании", утвержденной Комитетом геодезии и картографии СССР от 06.05.1991 (ГКИНП-15-236-91) (далее - Инструкция 1); "Руководством по картографическим и картоиздательским работам" в 4 частях и другими действующими нормативно-техническими актами Российской Федерации в области геодезии и картографии.
Для выполнения минимального объема работ по пункту 2 приложения к Положению, Обществом предоставлены копии документов, подтверждающих наличие приборов и оборудования, прошедших поверку (калибровку) в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании. В соответствии с представленными документами и на основании вышеуказанных нормативно-технических актов, Общество располагает приборами и оборудованием для создания и обновления государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач; топографического мониторинга.
Однако, Обществом не предоставлено документов, подтверждающих наличие у него приборов и оборудования, прошедших поверку (калибровку) в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и необходимых для издания (печати) государственных топографических карт и планов в графической форме (пробопечатные станки, листовые офсетные печатные машины, рулонные офсетные печатные машины в соответствии с разделом 3 Инструкции 1 или их современные аналоги).
Как верно отмечено судом первой инстанции, законодательством Российской Федерации предусмотрена выдача лицензии с разрешенным видом геодезической и картографической деятельности, указанным в пункте 2 приложения к Положению, и не предусмотрено разделения разрешенных видов деятельности на составляющие.
Таким образом, Общество не предоставило документов, подтверждающих наличие у него оборудования и приборов, необходимых для издания государственных топографических карт и планов в графической форме.
Создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии государственных нивелирных и геодезических сетей, в том числе гравиметрических фундаментальной и первого класса, плотность и точность которых обеспечивают создание государственных топографических карт и планов, решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач осуществляется в соответствии с "Инструкцией по нивелированию I, II, III и IV классов" (ГКИНП (ГНТА)-ОЗ-010-02) (далее - Инструкция 2), утвержденной Федеральной службой геодезии и картографии России; "Основными положениями о государственной геодезической сети Российской Федерации" (ГКИНП 01-006-03, ГИТА 01-006-03), утвержденными приказом Федеральной службы геодезии и картографии России от 17.06.2003 N 101-пр; "Инструкцией по развитию высокоточной государственной гравиметрической сети России" (ГКИНП (ГНТА) -04-122-03), утвержденной Федеральной службой геодезии и картографии России (далее Инструкция 3) и другими нормативно-техническими актами Российской Федерации в области геодезии и картографии.
В соответствии с пунктом 1.3 раздела 1 Инструкции 3 ГФГС (государственная фундаментальная гравиметрическая сеть) является высшим звеном гравиметрической сети России и служит для определения и уточнения гравиметрической системы страны, ее связи с мировой и зарубежными гравиметрическими системами, для метрологического обеспечения гравиметрических сетей низших классов и гравиметрических съемок России.
В соответствии с пунктом 1.5 раздела 1 Инструкции 3 ГГС-1 (государственная гравиметрическая сеть первого класса) предназначена для распространения с требуемой точностью принятой гравиметрической системы на всю территорию страны.
В соответствии с пунктом 6.1 раздела 6 Инструкции 3 для работ в сети применяются баллистические гравиметры, маятниковые приборы и статические гравиметры.
Документов, подтверждающих наличие у Общества нивелиров и гравиметров, Управлению не представлено.
Согласно представленным к заявлению документам, Общество имеет приборы и оборудование, позволяющее выполнять геодезические и картографические работы по созданию, развитию и поддержанию в рабочем состоянии государственных геодезических сетей, плотность и точность которых обеспечивают создание государственных топографических карт и планов, решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач.
Однако, Общество не предоставило документов, подтверждающих наличие у него оборудования и приборов, необходимых для создания, развития и поддержания в рабочем состоянии государственных гравиметрических функциональной сети и сети первого класса, плотность и точность которых обеспечивают создание государственных топографических карт и планов, решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач.
Законодательством Российской Федерации предусмотрена выдача Лицензии с разрешенным видом геодезической и картографической деятельности, указанным в пункте 3 приложения к Положению, и не предусмотрено разделения разрешенных видов деятельности на составляющие.
Геодинамические исследования на базе геодезических и космических измерений проводятся в соответствии с Инструкцией 2; Инструкцией 3; "Основными положениями по геодезическим работам на геофизических (геодинамических) полигонах в сейсмических районах страны (ГКИНП-10-007-70), утвержденных Главным управлением геодезии и картографии" СССР и другими нормативно-техническими актами Российской Федерации в области геодезии и картографии.
Геодинамические полигоны - геодезические сети, покрывающие территории, в пределах которых путем проведения регулярных высокоточных геодезических и гравиметрических измерений изучается развитие деформационных процессов в земной коре и изменение гравитационного поля во времени.
Проведение геодезических, картографических, топографических и гидрографических работ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также работы по геодезическому, картографическому, топографическому и гидрографическому обеспечению делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации, делимитации морских пространств Российской Федерации выполняются в соответствии с "Основными положениями о государственной геодезической сети Российской Федерации" (ГКИНП 01-006-03, ГНТА 01-006-03), утвержденными приказом Федеральной службы геодезии и картографии России от 17.06.2003 N 101-пр; Инструкцией 3; РТМ 68-6-94 "Топографо-геодезические работы на шельфе и внутренних водоемах. Термины и определения"; ГОСТ 18458-73 "Приборы, оборудование и плавсредства наблюдений в морях и океанах" (далее - ГОСТ); ГОСТ 23634-79 "Навигация и гидрография морские"; "Основными положениями по топографо-геодезическому и картографическому обеспечению демаркации государственной границы Российской Федерации (ГКИНП (ГНТА)-14-272-03), утвержденными приказом Федеральной службы геодезии и картографии России от 22.08.2003 N 123-пр; "Основными положениями по топографо-геодезическому и картографическому обеспечению делимитации государственной границы Российской Федерации" (ГКИНП (ГНТА)-05-253-01) и другими нормативно-техническими актами Российской Федерации в области геодезии и картографии.
Согласно ГОСТу, для проведения гидрографических работ в минимальном объеме в морях и океанах необходимо наличие лота, либо эхолота, либо термометра - глубокомера.
В разъяснениях ответчика N 19906/2013 от 28.11.2013 приведен список документов на приборы и оборудование, необходимых для проведения запрашиваемой лицензируемой деятельности (эхолот гидрографический или гидрографический комплекc на базе многолучевого эхолота или эхолот промерный; морской навигационный GPS, иные) (л.д.77-78).
Документов, подтверждающих наличие у Общества вышеуказанного оборудования, Управлению не представлено.
Таким образом, Общество не предоставило документы, подтверждающие наличие у него оборудования и приборов, необходимых для проведения гидрографических работ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации и для гидрографического обеспечения делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации, делимитации морских пространств Российской Федерации.
Согласно приложению N 4 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.12.2011 N 706 "Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд", материалы и данные об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований являются материалами и данными федерального картографо-геодезического фонда.
В соответствии со статьей 9 ФЗ-209 ведение федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, в том числе включение в них геодезических и картографических материалов и данных, их хранение и предоставление в пользование заинтересованным лицам, т.е. обеспечение этими материалами и данными осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти и наделенными в установленном порядке полномочиями по ведению соответствующих фондов.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение о возврате заявления о предоставлении лицензии от 29.10.2013 N 13-588/2013 принято с соблюдением норм действующего законодательства РФ и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований и не допустил нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.04.2014 по делу N А40-14499/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-14499/2014
Истец: ООО "ЗД-ГЕО"
Ответчик: Управление Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадарстра и картографии по Москве