г. Тула |
|
16 июля 2014 г. |
Дело N А09-1493/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.07.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.07.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от прокурора Брянской области - Лазукиной О.Г. (удостоверение, поручение от 08.07.2014 N 8-14-2014), от комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации - Кучер Е.А. (доверенность от 27.12.2013 N 25/16-7756), от общества с ограниченной ответственностью "Коллектор" - Третьякова Н.А. (доверенность от 07.07.2014), Дзятко Э.Г. (директор, выписка), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.04.2014 по делу N А09-1493/2014 (судья Супроненко В.А.), установил следующее.
Первый заместитель прокурора Брянской области Ступак А. А. (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (далее - комитет) и обществу с ограниченной ответственностью "Коллектор" (далее - общество), в котором просит признать недействительным муниципальный контракт от 09.01.2014 N 0127300013113002501_123266 на выполнение работ по отлову безнадзорных животных.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен субъект Российской Федерации - Брянская область в лице Правительства Брянской области.
Решением арбитражного суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, прокурор Брянской области подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Полагает, что спорный муниципальный контракт является ничтожной сделкой в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку органы местного самоуправления не вправе заключать муниципальные контракты на выполнение работ по отлову безнадзорных животных; заключение спорного контракта относится к полномочиям субъекта Российской Федерации - Брянской области. Считает, что заключение спорного контракта противоречит положениям Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статьи 26.1, 26.3), Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (статьи 2, 3), Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статьи 2, 3, 4).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации по результатам открытого аукциона в электронной форме и ООО "Коллектор" заключен муниципальный контракт от 09.01.2014 N 0127300013113002501_123266 на выполнение работ по отлову безнадзорных животных.
Полагая, что указанный контракт является ничтожной сделкой и подлежит признанию недействительным, поскольку заключен в отсутствие на то полномочий, первый заместитель прокурора Брянской области обратился в арбитражный суд с иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно пункту второму статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу статьи третьей Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Статья 16 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно статье 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом шестым статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Следовательно, установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, указанные полномочия относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем такие полномочия не относятся к исключительной компетенции данных органов.
В силу части 2 статьи 14.1 и части 2 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.03.2012 по делу N А29-4506/2011).
Из условий контракта следует, что его финансирование осуществляется за счет собственных средств бюджета муниципального образования, что не противоречит действующему законодательству.
Пунктом 4.9 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных", утвержденных Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации 31.05.1996 N 11, Минсельхозпродом Российской Федерации 18.06.1996 N 23, предусмотрено, что порядок отлова безнадзорных животных и их содержания и использования устанавливает местная администрация.
Кроме того, субъектом Российской Федерации - Брянской областью принят Закон Брянской области от 13.06.2013 N 41-З "О регулировании некоторых вопросов в сфере содержания домашних животных и обращения с безнадзорными животными в Брянской области", в соответствии с которым безнадзорные животные подлежат отлову уполномоченными организациями в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Правила отлова, транспортировки и содержания безнадзорных животных утверждаются нормативными правовыми актами Правительства Брянской области.
Постановлением Администрации Брянской области от 28.05.2009 N 508 утверждены Правила отлова, транспортировки и содержания безнадзорных и бродячих кошек и собак в Брянской области, в соответствии с которыми отлов безнадзорных и бродячих кошек и собак, а также транспортировку их в стационар для возвращения под опеку жителям и организациям или размещение в пункте временного содержания (приюте) осуществляют организации по отлову, определяемые органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов.
Данные Правила являются действующими, ни кем не оспорены и не признаны судом недействительными, следовательно, подлежат исполнению.
Таким образом, субъект Российской Федерации - Брянская область законодательно наделил муниципальное образование полномочием на определение организации, осуществляющей отлов безнадзорных животных на территории муниципального образования.
В ходе судебного разбирательства субъект Российской Федерации - Брянская область не заявил каких-либо возражений относительно того, что оспариваемый муниципальный контракт заключён с нарушением полномочий муниципального образования и нарушает права Брянской области.
Суд учитывает также, что по смыслу статей 230, 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, вопросы, связанные с розыском собственника безнадзорных животных, содержанием безнадзорных животных относятся к компетенции органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах арбитражный суд верно расценил, что муниципальное образование вправе заключить контракт на отлов безнадзорных животных, основания полагать, что спорный контракт заключен с нарушением требований закона, отсутствуют, в связи с этим оставил исковые требования без удовлетворения.
Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений на заключение муниципальным образованием контракта на выполнение работ по отлову безнадзорных животных на территории муниципального образования.
Нормы, относящие право на заключение такого контракта к исключительной компетенции субъекта Российской Федерации - Брянской области, в законах, регулирующих указанную сферу правовых отношений, отсутствуют.
С учетом изложенного апелляционным судом отклоняются как несостоятельные доводы жалобы о том, что спорный муниципальный контракт является ничтожной сделкой в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку органы местного самоуправления не вправе заключать муниципальные контракты на выполнение работ по отлову безнадзорных животных; что заключение спорного контракта относится к полномочиям субъекта Российской Федерации - Брянской области и противоречит положениям федерального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 17.04.2014 по делу N А09-1493/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1493/2014
Истец: Прокуратура Брянской области
Ответчик: комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, ООО "КОЛЛЕКТОР"
Третье лицо: Правительство Брянской области, Управление ветеринарии Брянской области