Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 октября 2014 г. N Ф08-8133/14 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
16 июля 2014 г. |
дело N А32-20917/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.,
при участии:
от заявителя представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от заинтересованного лица представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2014 по делу N А32-20917/2013, принятое судьёй Левченко О.С., по заявлению индивидуального предпринимателя Дорошенко Натальи Викторовны к заинтересованным лицам администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "ВТО-АЛЬЯНС", Твердохлебова Ю.А., о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Краснодарского края обратился индивидуальный предприниматель Дорошенко Наталья Викторовна, п. Иноземцево, Ставропольский край (далее - предприниматель) с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) по организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка - площадью 999 кв. м для размещения склада по ул. Ростовское Шоссе, 76/6 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, - земельного участка ориентировочной площадью 763 кв. м, расположенного по адресу: пос. Березовый, 17/29 в Березовском сельском округе для размещения ремонта мастерских и гостевой автостоянки, обязать провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2014 признано незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившееся в уклонении от организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка ориентировочной площадью 763 кв. м, расположенного по адресу: пос. Березовый, 17/29 в Березовском сельском округе для размещения ремонтных мастерских и гостевой автостоянки, как противоречащие положениям статьи 30 Земельного кодекса РФ, статье 15 ФЗ "О защите конкуренции". Суд обязал администрацию муниципального образования город Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар в течение четырех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда совершить следующие действия, направленные на реализацию права на заключение договора аренды земельного участка ориентировочной площадью 763 кв. м, расположенного по адресу: пос. Березовый, 17/29 в Березовском сельском округе для размещения ремонтных мастерских и гостевой автостоянки: организовать проведение работ по формированию участка; определить технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение объектов к сетям инженерно -технического обеспечения; организовать и провести торги по продаже права аренды сформированного земельного участка. Суд взыскал с администрации муниципального образования город Краснодар, г. Краснодар в доход федерального бюджета 200,00 рублей государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Судебный акт мотивирован тем, что при наличии двух и более заявителей, изъявивших волю на получение спорного земельного участка в аренду, администрация обязана была организовать торги по продаже права аренды земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что на момент публикации сообщения о предоставлении земельного участка последний не был сформирован и поставлен на кадастровый учет, в связи с чем не мог выступать объектом права, являющегося предметом торгов. В этой связи администрация квалифицирует сообщение, опубликованное в СМИ, как сообщение о возможном предоставлении земельного участка, а не публикацией о наличии свободного сформированного участка. Также заявитель полагает, что предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения предполагаемого объекта строительства не предусматривает проведение торгов, поскольку осуществляется в отношении конкретного объекта строительства и конкретного субъекта.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела в газете "Краснодарские известия" от 21.03.2013 опубликованы объявления:
- о предстоящем предоставлении ООО "ВТО-АЛЬЯНС" земельного участка площадью 999 кв. м для размещения склада по ул. Российское Шоссе, 76/6 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара;
- о предстоящем предоставлении ООО "БиС" земельного участка ориентировочной площадью 763 кв. м, расположенного по адресу: пос. Березовый, 17/29 в Березовском сельском округе для размещения ремонтных мастерских и гостевой автостоянки.
При этом администрация указала, что по вопросам, связанным с предстоящим предоставлением указанных земельных участков, граждане и юридические лица вправе обратиться с соответствующим заявлением в течение месяца со дня опубликования извещения в администрацию по указанному адресу.
10 апреля 2013 года заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему земельных участков: площадью 999 кв. м для размещения склада по ул. Российское Шоссе, 76/6 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, ориентировочной площадью 763 кв. м, расположенного по адресу: пос. Березовый, 17/29 в Березовском сельском округе для размещения ремонтных мастерских и гостевой автостоянки.
Также 15.04.2013 в администрацию с заявлением о представлении земельного участка площадью 999 кв. м для размещения склада по ул. Российское Шоссе, 76/6 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара обратился Твердохлебов Ю.А.
Постановлением администрации от 25.04.2013 N 2975 ООО "ВТО-АЛЬЯНС" утверждены материалы предварительного согласования места размещения объектов оптовой торговли в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара.
Постановлением администрации от 09.07.2013 N 4922 ООО "ВТО-АЛЬЯНС" представлен в аренду на десять лет из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 23:43:0123003:366 площадью 999 кв. м, расположенный по ул. Российское Шоссе, 76/6 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара.
18 июля 2013 года между администрацией (арендодатель) и ООО "ВТО-АЛЬЯНС" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 4300020210 (далее - договор аренды от 18.07.2013), согласно которого арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное владение и пользование из земель населенных пунктов земельный участок общей площадью 999 кв. м, расположенный в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара по ул. Российское Шоссе, 76/6, кадастровый номер 23:43:0123003:366.
Договор аренды от 18.07.2013 зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, что подтверждается штампом уполномоченного регистрационного органа.
11 июня 2013 года в администрацию поступило заявление ООО "БиС" о прекращении рассмотрения дела с регистрационным N 08042013-1144847-01 (в отношении земельного участка ориентировочной площадью 763 кв. м, расположенного по адресу: пос. Березовый, 17/29 в Березовском сельском округе для размещения ремонтных мастерских и гостевой автостоянки).
Предприниматель, полагая, что наличие более одного лица, желающего приобрести право на застройку участка, является основанием для проведения в отношении этого участка торгов по реализации (продаже) права аренды, в связи с чем обратился в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Вместе с тем в силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Кодекса каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 указанного Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Данная Правовая позиция сформирована в постановлении Президиума ВАС РФ от 14 сентября 2010 года N 4224/10.
Материалами дела подтверждается, что на спорный земельный участок претендовало не только лицо, указанное в объявлении, но и предприниматель. Поскольку указанные лица обратились с заявлениями о предоставлении земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, предоставление спорного участка должно производиться на торгах.
Ссылка администрации на то, что на момент публикации сообщения о предоставлении земельного участка последний не был сформирован и поставлен на кадастровый учет, в связи с чем не мог выступать объектом права, являющегося предметом торгов, не принимается судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
По смыслу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ работы по установлению границ предоставляемого земельного участка и его постановки на кадастровый учет осуществляются после принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта за счет заинтересованных лиц.
До принятия указанного решения осуществляется выбор земельного участка, оформляемый актом выбора, и производимый на основе документов государственного кадастра недвижимости. На стадии выбора определяется предполагаемое место размещения земельного участка, обоснование его примерного размера.
Между тем, как указал Президиум ВАС РФ в вышеназванном постановлении от 14.09.2010 N 4224/10 по делу N А76-4758/2009-63-92, исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Таким образом, публикация сообщения (информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства) производится до утверждения акта выбора и, соответственно, до постановки земельного участка на кадастровый учет, в связи с чем ссылка администрации на то, что на момент публикации сообщения о предоставлении земельного участка последний не был сформирован и поставлен на кадастровый учет не имеет значения при оценке законности выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2014 по делу N А32-20917/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20917/2013
Истец: Дорошенко Н В, ИП Дорошенко Наталья Викторовна
Ответчик: Администрация муниципального образования город Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: ООО "ВТО-АЛЬЯНС", Твердохлебов Ю. А., Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10615/2021
06.08.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11025/2021
06.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19368/19
06.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19635/19
24.10.2019 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19635/19
25.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10328/18
25.09.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13376/18
21.11.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7453/17
01.08.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9237/17
23.10.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8133/14
16.07.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9962/14
28.03.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-20917/13