город Ростов-на-Дону |
|
25 июля 2014 г. |
дело N А32-13600/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 26.02.2014 Солонченко Р.В., представитель по доверенности от 14.07.2014 Нечаева И.А.;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 10.01.2014 Артемьев Е.В., представитель по доверенности от 11.07.2014 Федченко О.В.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сатурн" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2014 по делу N А32-13600/2012, принятое судьей Чесноковым А.А. по заявлению открытого акционерного общества "Сатурн" к заинтересованному лицу Краснодарской таможне о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сатурн" (далее - общество, ОАО "Сатурн", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением (с учётом уточненных требований) о признании незаконным и отмене решения Краснодарской таможни (далее - таможенный орган, таможня) от 04.05.2012 N 10309000/040512/34 "Об отмене в порядке ведомственного контроля решения о выпуске декларации на товар, принятого Прикубанским таможенным постом".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что представленными документами подтверждается факт отсутствия оснований для отнесения спорного товара к иностранному товару, помещаемому согласно статье 209 ТК ТС под таможенную процедуру "Выпуск для внутреннего потребления". Соответственно суд признал правомерным решение таможенного органа об отмене в порядке ведомственного контроля решения Прикубанского таможенного поста о выпуске товара по ДТ N 10309200/071011/0013075 в соответствии с таможенной процедурой "Выпуск для внутреннего потребления".
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие перемещение спорного товара через таможенную границу ТС. Заявитель указывает, что спорный товар ввозился тремя партиями в рамках одного и того же контракта, однако таможенным органом неправомерно и необоснованно отменено решение о выпуске товара, задекларированного по последней из трех деклараций. В качестве подтверждения своих доводов заявитель указывает на наличие доказательств, подтверждающих выгрузку на склад временного хранения ЗАО "РОСТЭК Кубань" спорного товара, сопровождающегося документацией, содержащей ссылки на пакет документации готового изделия, из которой следует, что указанная третья партия товара, задекларированная по спорной ДТ, по типу, количеству и его стоимости соответствует товару, обозначенному в дополнительном соглашении к контракту. Платежными поручениями подтверждается уплата ввозной таможенной пошлины на товар. Заявитель полагает, что представленными в материалы дела изменением о доставке товара, спорной декларацией, экспортной декларацией, оформленной на спорный товар при передаче груза перевозчику для доставки в город Краснодар, инвойсом на товар и товарно-транспортной накладной (CMR) подтверждается, что товар прибыл с территории иностранного государства. Данные обстоятельства также подтверждаются и письмами иностранного продавца товара. При этом общество указывает, что не несет ответственность за доставку товара до г. Краснодара по условиями контракта CIP-Краснодар. Также заявитель ссылается на пояснения перевозчика, непосредственно доставившего товар в г. Краснодар, согласно которым все товарно-сопроводительные документы на товар представлялись таможенным органам на немецко-польском таможенном посту, однако никаких отметок таможенными органами иностранных государств проставлено не было с пояснением того, данные документы необходимы только в конечном пункте назначения товара.
В отзыве на апелляционную жалобу таможенный орган не согласился с доводами заявителя, указав на то, что представленные товарно-сопроводительные документы на спорный товар не имеют отметок таможенных органов, свидетельствующих о перемещении товара через страны по пути следования из Германии, а также отметок пункта пропуска при ввозе товара на таможенную территорию Таможенного союза. Представленная копия экспортной декларации Германии также не содержит отметок, подтверждающих завершение внутреннего таможенного оформления товара таможенной службой Германии/Польши и вывоз товара с территории Евросоюза. Из ответа Брестской таможни следует, что гражданином РФ при пересечении таможенной границы было задекларировано только транспортное средство, спорный товар не декларировался, что свидетельствует об отсутствии доказательств факта пересечения спорным товаром таможенной границы Таможенного союза.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители таможенного органа с доводами общества не согласились по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с внешнеторговым контрактом N 41 от 10.03.2011 ОАО "Сатурн" (далее - Покупатель) и дополнительным соглашением N 2 от 27.06.2011 к контракту приобретает у компании "AZUR SPACE Solar Power GmbH.", Германия (далее - Продавец) товар:
- солнечные элементы GaAs тип 80440 TJ Solar Cell 3G30C, количество - 60 штук, цена одного солнечного элемента - 185 Евро;
- солнечные элементы GaAs тип 80517 TJ Solar Cell 3G30C, количество - 1060 штук, цена одного солнечного элемента - 200 Евро.
Условия поставки товара - CIP Краснодар (Россия).
Срок действия контракта определен с момента его подписания до 31.12.2012 (п. 8.1 контракта).
Согласно п. 2.2 контракта общая цена товара, составляет 223 100,00 евро.
В рамках указанного контракта ОАО "Сатурн" по декларациям на товары (далее - ДТ) N N 10309130/180511/0000768, 10309130/180811/0001423, 10309200/071011/0013075 задекларированы товары: "элементы солнечные GaAs"в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления". Общая фактурная стоимость товара по ДТ составила 223 100,00 Евро.
Таможенное декларирование товаров производилось на таможенном посту Аэропорт Краснодар (ДТ N N 10309130/180511/0000768, 10309130/180811/0001423) и таможенном посту Прикубанский Краснодарской таможни (ДТ N 10309200/071011/0013075). Должностными лицами таможенных постов таможенный досмотр товара со вскрытием упаковочных мест не проводился.
19.01.2012 обществом в Краснодарскую таможню было подано заявление N 168/41 (вх. N 00726), в котором ОАО "Сатурн" просит подтвердить легализацию ввезенного товара выпущенного Прикубанским таможенным постом по ДТ N 10309200/071011/0013075, с целью получения обществом налогового вычета по этой внешнеэкономической сделке в сумме 1717562,88 рублей в налоговом органе.
31.01.2012 в соответствии с резолюцией начальника таможни на заявлении ОАО "Сатурн" на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) была начата камеральная таможенная проверка по вопросам: проверки факта помещения товаров под таможенную процедуру, достоверности сведений о стоимости товара заявленной в ДТ N N 10309130/180511/0000768, 10309130/180811/0001423, 10309200/071011/0013075; и соблюдения ОАО "Сатурн" требований валютного законодательства РФ при декларировании товаров "солнечные элементы GaAs, тип 80440 TJ Solar Cell 3G30C; 80517 TJ Solar Cell 3G30C", в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В ходе камеральной таможенной проверки (акт камеральной таможенной проверки N 10309000/400/200112/А0019) было установлено следующее.
07.10.2011 Прикубанским таможенным постом Краснодарской таможни была зарегистрирована таможенная декларация N 10309200/071011/0013075 на товар, солнечные элементы на арсенид-галлиевой основе GA AS, предназначенные для создания солнечных батарей тип 80517 ТJ Solar CeII 3G30C в количестве 1000 штук, вес брутто 11, 5 кг., нетто 2, 685 кг., общей стоимостью 200000, 00 евро.
07.10.2011 был осуществлен выпуск данной декларации в соответствии с таможенной процедурой "Выпуск для внутреннего потребления".
Декларирование производилось с использованием электронной формы декларирования без представления документов на бумажных носителях.
Установленный в ходе камеральной таможенной проверки факт отсутствия подтверждения фактического перемещения вышеназванного товара через таможенную границу Таможенного союза послужил основанием для вынесения решения от 04.05.2012 N 10309000/040512/34 "Об отмене в порядке ведомственного контроля решения о выпуске декларации на товар принятого Прикубанским таможенным постом".
Данным решением отменено и признано не соответствующим требованиям действующего таможенного законодательства решение Прикубанского таможенного поста о выпуске декларации на товары N 10309200/071011/0013075, поданной ОАО "Сатурн" в соответствии с таможенной процедурой "Выпуск для внутреннего потребления" в отношении товара: солнечные элементы на арсенид-галлиевой основе GA AS, предназначенные для создания солнечных батарей тип 80517 ТJ Solar CeII 3G30C в количестве 1000 штук, вес брутто 11, 5 кг., нетто 2, 685 кг., общей стоимостью 200000, 00 евро.
Заявитель, не согласившись с решением Краснодарской таможни от 04.05.2012 N 10309000/040512/34, обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 158 ТК ТС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию ТС путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 159 ТК ТС.
На основании статьи 161 ТК ТС при прибытии товаров на таможенную территорию ТС у перевозчика возникает обязанность по уплате таможенных платежей на момент пересечения товарами таможенной границы, т.е. перевозчику необходимо уплатить причитающиеся таможенные платежи за ввезенный товар либо предоставить гарантийное обязательство о внесении денежного обеспечения на депозит таможенных органов для последующей доставки его получателю. Такими документом могли являться: транзитная декларация, гарантийное обязательство о внесении денежного обеспечения на депозит таможенных органов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами. Под действием понимается комплекс мер, связанных с предъявлением на границе товара и товаросопроводительных документов, обеспечение уплаты причитающихся таможенных платежей при ввозе, соблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров.
При ввозе товаров на таможенную территорию ТС в соответствии с пунктом 1 статьи 182 ТК ТС таможенному органу представляется транзитная декларация. Пунктом 2 статьи 182 ТК ТС установлено, что в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, указанные в пункте 3 настоящей статьи. Решением Комиссии Таможенного союза N 289 от 18 июня 2010 года определен порядок заполнения транзитной декларации и проставления соответствующих отметок таможенных органов. При представлении транспортных (перевозочных), коммерческих документов таможенными органами пункта пропуска проставляются соответствующие отметки, свидетельствующие о прохождении таможенного оформления и контроля.
Таким образом, фактический ввоз товара на таможенную территорию ТС сопряжен с прохождением таможенного оформления и контроля о чем свидетельствуют отметки таможенных органов в пункте ввоза/вывоза и оформленные на товар таможенные документы.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 ТК ТС иностранные товары - товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 ТК ТС товары Таможенного союза:
-находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары;
- полностью произведенные на территориях государств - членов Таможенного союза;
- ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза;
- изготовленные на территориях государств - членов Таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Статьей 183 ТК ТС определен перечень документов, необходимых к представлению при таможенном декларировании, одним из таких документов является транспортный (перевозочный) документ, который заполняется перевозчиком, следует вместе с товаром и на котором таможенными службами, при пересечении границы, проставляются отметки о прохождении таможенного контроля.
Данный документ необходим и при помещении товара на временное хранение.
Из документов, представленных ОАО "Сатурн" в ходе камеральной таможенной проверки, было установлено, что транспортная накладная CMR (без номера) от 29.09.2011 не имеет отметок, свидетельствующих о перемещении товара в соответствии с данной CMR через страны по пути следования из Германии, а также отметок пункта пропуска при ввозе товара на таможенную территорию Таможенного союза. Инвойс от 30.09.2011 N 95002194_6 также не содержит отметок (штампов и печатей) подтверждающих его предъявление таможенному органу при ввозе товара на таможенную территорию Таможенного союза.
Представленная ОАО "Сатурн" в ходе проведения камеральной таможенной проверки для подтверждения факта ввоза на таможенную территорию Таможенного союза товара (солнечные элементы GaAs тип 80517 TJ Solar Cell 3G30C в количестве 1000 штук) копия экспортной декларации Германии N MRN11DE945244984078E1 не содержит отметок, подтверждающих завершение внутреннего таможенного оформления товара таможенной службой Германии/Польши и вывоз товара с территории Европейского союза (далее - ЕС). Отсутствие отметки "Ausgangsvermerk" (большими буквами по диагонали слева направо) на экспортной декларации Германии N MRN11DE945244984078E1 не подтверждает факт вывоза товара (солнечные элементы GaAs тип 80517 TJ Solar Cell 3G30C в количестве 1000 штук, вес брутто 11,5 кг, нетто 2,685 кг, общей стоимостью 200 000,00 евро) с территории ЕС и означает, что товар не покидал территорию ЕС.
В ходе камеральной таможенной проверки обществом не предъявлены документы, подтверждающие выполнение перевозчиком обязанностей по уплате таможенных платежей в момент пересечения товаром таможенной границы в соответствии со статьей 161 ТК ТС. Такими документами могли являться: транзитная декларация, гарантийное обязательство о внесении денежного обеспечения на депозит таможенных органов.
Представленные ОАО "Сатурн" сведения о перевозчике вышеназванного товара - физическом лице Раушенбергер Александре Рудольфовиче, который перемещал товар через таможенную границу Польши и Белоруссии на личном транспорте Брестской таможней не подтвердились.
Из ответа Брестской таможни следует, что гражданином РФ Раушенбергером Александром Рудольфовичем было задекларировано только транспортное средство "Volkswagen Passat" рег. номер GTVA986. Какой-либо товар (в том числе солнечные элементы GaAs тип 80517 TJ Solar Cell 3G30C) Раушенбергером Александром Рудольфовичем в Брестской таможне не декларировался.
Таким образом, в ходе камеральной таможенной проверки не получено документального подтверждения о фактическом пересечении товаром (солнечные элементы на арсенид-галлиевой основе GA AS, предназначенные для создания солнечных батарей тип 80517 ТJ Solar CeII 3 G30C в количестве 1000 штук, вес брутто 11, 5 кг., нетто 2, 685 кг., общей стоимостью 200000,00 евро), таможенной границы Таможенного Союза.
Из пояснений продавца (иностранного контрагента), представленных ОАО "Сатурн" (распечатка электронного письма с переводом), следует, что обычно, когда товар вывозится из ЕС, соответствующая таможня должна проверить товар, сделать запись и после завершения внутреннего таможенного процесса продавец получает по электронной почте документ с отметкой об экспорте товара. В данном случае таможня не завершила внутренний процесс и поэтому продавец не получил никакого документа.
Таким образом, документ - экспортная декларация Германии N MRN11DE945244984078E1, представленная обществом, не подтверждает факт вывоза товара (солнечные элементы GaAs тип 80517 TJ Solar Cell 3G30C в количестве 1000 штук, вес брутто 11,5 кг, нетто 2,685 кг, общей стоимостью 200 000,00 евро) с территории ЕС.
В соответствии со статьями 158, 159, 183 ТК ТС, документы - CMR, инвойс (счет) являются обязательными документами к предъявлению таможенным органам как при пересечении границы ТС и должны содержать сведения о товаре и соответствующие отметки (штампы, печати, росписи представителей, и т.п.) для таможенного контроля в отношении ввозимых на таможенную территорию ТС товаров. Допущенные ошибки в указанных документах либо отсутствие каких либо обязательных отметок свидетельствующих о перемещении товара через таможенную границу ТС могут рассматриваются контролирующими органами как документы содержащие недостоверные сведения.
Положениями пункта 1 статьей 24 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела.
В соответствии с пунктом 5 приложения 2 Приказа ФТС России от 12.01.2005 N 7 "Об утверждении общего положения о региональном таможенном управлении и общего положения о таможне" таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.
Таким образом, вынесенное Решение Краснодарской таможни от 04.05.2012 N 10309000/040512/34 "Об отмене в порядке ведомственного контроля решения о выпуске декларации на товар принятого Прикубанским таможенным постом" вынесено законно и соответствует требованиям ст. 24 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Доводам заявителя апелляционной жалобы в полном объеме дана оценка в обжалуемом решении со ссылкой на имеющиеся в деле доказательства и действующие правовые нормы в области таможенных правоотношений. Выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании доказательств по делу и правильном применении норм материального права.
Аналогичные выводы по спору между теми же сторонами со схожими обстоятельствами нашли отражение в Постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013 и ФАС СКО от 28.02.2014 по делу А32-22716/2012.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2014 по делу N А32-13600/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13600/2012
Истец: ОАО "Сатурн"
Ответчик: Краснодарская таможня
Третье лицо: Краснодарская таможня