город Москва |
|
24 июля 2014 г. |
Дело N А40-186084/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева
Судей Е.А. Солоповой, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Щетининым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Авиакомпания "Россия"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.04.2014
по делу N А40-186084/13, принятое судьей О.Ю. Суставовой
по заявлению открытого акционерного общества "Авиакомпания "Россия"
(ИНН 7810814522; 196210, г. Санкт Петербург, ул. Пилотов, 18/4)
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6
(ИНН 7707323305; 125239, Москва г, Черепановых проезд, 12/9, стр.1)
о признании недействительным пункта 1.3 решения от 18.02.2013 N 15-11/6125671 в части начисления пеней за несвоевременную уплату налоговым агентом налога с доходов, полученных иностранными организациями от источников в Российской Федерации в сумме 9 449 148 руб.
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Авиакомпания "Россия" - Мазан В.В. по дов. N 1Д-362 от 30.12.2013
от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 - Беляева Р.Т. по дов. N06-18/01491 от 27.02.2014
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Россия" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 о признании недействительным п. 1.3. решения от 18.02.2013 N15-11/6125671 в части начисления пеней за несвоевременную уплату налоговым агентом налога с доходов, полученных иностранными организациями от источников в Российской Федерации в сумме 9 449 148 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.04.2014 по делу N А40-186084/13 отказано в удовлетворении заявленного открытым акционерным обществом "Авиакомпания "Россия" требования к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 о признании недействительным п. 1.3. решения от 18.02.2013 N15-11/6125671 в части начисления пеней за несвоевременную уплату налоговым агентом налога с доходов, полученных иностранными организациями от источников в Российской Федерации в сумме 9 449 148 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, ОАО "Авиакомпания "Россия" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ОАО "Авиакомпания "Россия" указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
Изучив представленные в дело доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, руководствуясь ст.ст. 123, 156, 266 и 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 в рамках мероприятий налогового контроля была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Авиакомпания "Россия" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов, сборов и взносов за период с 01.01.2009 по 31.12.2010, составлен акт N 15-11/3159763 от 20.11.2012 выездной налоговой проверки ОАО "Авиакомпания "Россия".
В ходе выездной налоговой проверки ОАО "Авиакомпания "Россия" в проверяемом периоде (2009, 2010) осуществляло выплату лизинговых (арендных) платежей (на основании соответствующих договоров лизинга (аренды) воздушных судов и авиадвигателей, ВСУ) в пользу следующих иностранных организаций:
1. Jetscape Aviation Ireland Limited - Ирландия, на основании договоров аренды воздушного судна от 11.04.2005 (ВС Боинг В737-548, серийный номер 25737), от 11.04.2005 (ВС Боинг В737-548, серийный номер 25739).
2. CASTLE 2003-2 Ireland Limited - Ирландия, на основании договоров аренды (лизинга) воздушного судна от 27.01.2005 (ВС Боинг В737-548, серийный номер 24989), от 27.01.2005 (ВС Боинг В737-548, серийный номер 25115).
3. VTV Leasing Limited (до 15.05.2008 организация носила название Verulamium Finance Limited) - Кипр, на основании договоров аренды воздушного судна от 06.05.2008 (ВС Airbus А319-111, серийный номер 1890), от 16.04.2008 (ВС Airbus А319-111, серийный номер 1761), от 09.06.2008 (ВС Airbus А319-114, серийный номер 649), от 27.08.2008 (ВС Airbus А319-111, серийный номер 1743), от 27.08.2008 (ВС Airbus А319-111, серийный номер 1488), от 27.08.2008 (ВС Airbus А319-111, серийный номер 1851), от 27.08.2008 (ВС Airbus А319-111, серийный номер 1560), от 27.08.2008 (ВС Airbus A319-1 И, серийный номер 1863), от 27.08.2008 (ВС Airbus A319-111, серийный номер 1876).
4. Nordic Aviation Capital A/S (Дания) (до 03.10.2008 организация носила название NAC Nordic Aviation Contractor A/S (Дания), на основании соглашения от 30.11.2006 о внесении поправок в договор аренды воздушного судна от 11.04.2005 с Jetscape Aviation Ireland Limited: между Jetscape Aviation Ireland Limited (существующий арендодатель) и Nordic Aviation Contractor (Ireland) Limited - новый арендодатель (ВС Боинг В737-548, серийный номер 25738.
5. Genesis Ireland Aviation Trading 2 Limited - Ирландия, на основании договора лизинга воздушного судна от 22.08.2007 (ВС А320-200, серийный номер самолета 1767).
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, относятся доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках.
Согласно п.п 4 п. 2 ст. 310 НК РФ установлено, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту в соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ подтверждения, что эта иностранная организация имеет заявления налогоплательщика постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 312 НК РФ подтверждение должно быть представлено налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации.
Согласно ст. 75 НК РФ пенями признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В ходе выездной налоговой проверки инспекцией установлено, что по Jetscape Aviation Ireland Limited (Ирландия) представлены сертификаты резидентства от 04.03.2009, от 09.03.2010, содержащие апостиль, датированные 17.10.2011. Таким образом, на момент выплаты части доходов за период с 19.01.2009 по 24.11.2009, с 14.01.2010 по 24.12.2010 ОАО "Авиакомпания "Россия" не имело официального подтверждения резидентства указанной организации на территории Ирландии. Сумма пени по состоянию на 16.10.2011 составила 5 731 522 руб.
По CASTLE 2003-2 Ireland Limited (Ирландия) представлены сертификаты резидентства от 13.10.2009, содержащий апостиль, датированный 30.09.2010; от 08.01.2010 и 21.10.2010, содержащий апостиль, датированный 25.03.2010 и 21.10.2010, соответственно. Таким образом, на момент выплаты части доходов за период с 30.04.2009 по 28.12.2009 ОАО "Авиакомпания "Россия" не имело официального подтверждения резидентства указанной организации на территории Ирландии. Сумма пени составила 912 080 руб.
По Genesis Ireland Aviation Trading 2 Limited (Ирландия) представлены сертификаты резидентства от 19.05.2010, содержащие апостили, датированные 24.05.2010. Таким образом, на момент выплаты части доходов за период с 18.05.2009 по 15.12.2009, с 04.02.2010 по 05.05.2010 ОАО "Авиакомпания "Россия" не имело официального подтверждения резидентства указанной организации на территории Ирландии. Сумма пени составила 956 152 руб.
По Nordic Aviation Capital A/S (Дания) представлены сертификаты резидентства, от 10.11.2009, содержащий апостиль, датированный 04.10.2010; от 03.06.2010, содержащий апостиль, датированный 04.10.2010. Таким образом, на момент выплаты части доходов за период с 22.01.2009 по 10.12.2009, с 14.01.2010 по 26.08.2010 ОАО "Авиакомпания"Россия" не имело официального подтверждения резидентства указанной организации на территории Ирландии. Сумма пени составила 1 348 417 руб. за период с 22.01.2009 по 10.12.2009, с 14.01.2010 по 26.08.2010 ОАО "Авиакомпания"Россия" не имело официального подтверждения резидентства указанной организации на территории Ирландии. Сумма пени составила 1 348 417 руб.
По VTV Leasing Limited (Кипр) представлены сертификаты резидентства от 11.06.2010, содержащий апостиль, датированный 15.06.2010; и от 08.01.2010. содержащий апостиль, датированный 13.01.2010. Таким образом, на момент выплаты части доходов за период с 30.07.2009 по 21.09.2009 ОАО "Авиакомпания "Россия" не имело официального подтверждения резидентства указанной организации на территории Республики Кипр. Сумма пени составила 500 977 руб.
Следовательно, на даты выплаты доходов у общества, как налогового агента, наличествовала обязанность удержания налогов из выплачиваемых доходов.
Факт того, что ОАО "Авиакомпания "Россия" работало с большинством иностранных контрагентов-нерезидентов не только в проверяемом периоде, но и ранее, и имеет сертификаты в том числе за предыдущие годы, что, не является достаточным основанием для неисполнения возложенной на налогового агента обязанности удержания налога, так как такого основания положениями ст. 312 НК РФ не предусмотрено, а подтверждение местонахождения иностранных организаций было получено после выплаты им доходов.
Обществом ошибочно толкует положения ст. 312 НК РФ, которые прямо предусматривают, что на дату выплаты дохода у налогоплательщика должно быть подтверждение резидентства иностранной организации, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
Фактические обстоятельства дела указывают на то, что сертификат резидентства выдается на каждый год, что подтверждается материалами дела.
В п. 2 ст. 312 НК РФ указано, что в случае возврата ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам, налогоплательщик должен представить, в том числе и подтверждения того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве. Указанные положения также указывают на то, что налоговый агент на дату выплаты дохода должен располагать соответствующим подтверждением, выданным в периоде выплаты доходов.
Следует также отметить тот факт, что по обычаям делового оборота, подтверждения не выдаются и не могут выдаваться на неопределенный период времени, то есть на последующие годы, поскольку государственный орган их выдающий, не может располагать информацией о сроках функционирования организаций и местонахождении организации в последующие годы.
Согласно п. 2 ст. 287, п. 1 ст. 310 НК РФ налоговый агент обязан перечислить сумму налога, удержанного из доходов иностранной организации, в доход федерального бюджета в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией либо в валюте выплаты дохода, либо в валюте Российской Федерации по официальному курсу Банка России на дату перечисления налога.
Поскольку на даты выплаты доходов всем названным компаниям общество не располагало доказательствами освобождения их от уплаты налога в соответствии с международными соглашениями, пени начислены правомерно в соответствии с вышеуказанным порядком. Правильность расчета пеней обществом не оспаривается.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2005 N 990/05, документы, представленные налоговому агенту иностранными организациями, не имеющие апостиля, не отвечают требованиям Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 05.10.1961.
В ст. 3 Гаагской Конвенции содержится прямое указание о том, что, помимо оформления документа, подписанного компетентным лицом и скрепленного печатью или штампом, требуется проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен.
Согласно ч. 1 ст. 3 Конвенции, единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного ст. 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
В силу ст. 1 Конвенции, участниками которой являются, в том числе Российская Федерация, Ирландия, Кипр, Дания, США, Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из Договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого Договаривающегося государства.
Настоящая Конвенция не распространяется на документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя; административные документы.
Абзацем вторым статьи 3 Конвенции установлено, что выполнение упомянутой в абзаце первом статьи 3 Конвенции функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.
Согласно письму ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988 на основании достигнутых взаимных договоренностей в список иностранных государств, подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) в которых принимаются без апостиля или консульской легализации, включены Республика Кипр и Соединенные Штаты Америки.
При этом аналогичных положений в отношении официальных документов, подтверждающих постоянное местонахождение иностранных организаций на территории Ирландии и Дании, не предусмотрено. Следовательно, документы, представляемые иностранными организациями налоговому агенту в целях подтверждения постоянного местонахождения на территории Ирландии и Дании, должны в соответствии с требованиями Конвенции содержать апостиль.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для полной отмены решения, вынесенного Арбитражным судом г. Москвы. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.04.2014 по делу N А40-186084/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
Е.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-186084/2013
Истец: ОАО "Авиакомпания "Россия"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N6, МИФНС России N6 по крупнейшим налогоплательщикам