Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2014 г. N Ф09-6983/14 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
28 июля 2014 г. |
Дело N А07-1916/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О. С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Агентство Наружной Рекламы "Вечерние огни" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.05.2014 по делу N А07-1916/2014 (судья Вальшина М.Х.).
В заседании приняли участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью Агентство Наружной Рекламы "Вечерние огни" - Куркин Николай Владимирович (доверенность от 21.03.2014 N 3Д, удостоверение адвоката N 03/1706);
Общество с ограниченной ответственностью Агентство Наружной Рекламы "Вечерние огни" (далее - заявитель, ООО АНР "Вечерние огни") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) о признании недействительным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:21, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Ленинский район, ул. Благоварская, возложении на Администрацию обязанности подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.05.2014 18.02.2013 (резолютивная часть оглашена 26.05.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО АНР "Вечерние огни" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о правомерности отказа в предоставлении земельного участка в собственность по причине осуществления его резервирования для муниципальных нужд. Указывает на недопустимость произвольного резервирования, а также допустимость его осуществления лишь в отношении земельных участков, не предоставленным гражданам и юридическим лицам. Поскольку испрашиваемый земельный участок, начиная с 2009 года был предоставлен в аренду предыдущему собственнику здания, оснований для резервирования не имелось. Кроме того, информация о государственной регистрации ограничения прав на земельный участок в связи с его резервированием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание, за исключением представителя заявителя не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся представителей
В судебном заседании представителем заявителя поддержаны доводы апелляционной жалобы.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса в судебном заседании объявлялся перерыв до 17 часов 00 минут 22.07.2014 с целью предоставления Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан документов, послуживших основанием для резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:21, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Ленинский район, ул. Благоварская.
В судебном заседании 22.07.2014 указанные документы, предоставленные в опровержение доводов апелляционной жалобы, приобщены к материалам дела в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО АНР "Вечерние огни" на основании договора купли-продажи недвижимости от 10.06.2009 N 5 является собственником объекта - склада, назначение нежилое, 1-этажный, общая площадь 335,1 кв. инв N 20742, лит Ж., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Ленинский район, ул. Благоварская, д. 4. Государственная регистрация права собственности была произведена 20.08.2009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 04 АГ 961926 (л.д. 13).
Указанный объект расположен на земельном участке площадью 1954 кв.м. с кадастровым номером 02:55:01 03 74:21, который предоставлен заявителю в аренду на основании договора аренды земельного участка от 11.03.2012 N 27-12, заключенного с Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ (л.д. 11-12).
10.12.2013 общество АНР "Вечерние огни" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества (л.д. 20).
Письмом N 30615 от 30.12.2013 Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа, со ссылкой на решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 32/15 от 23.12.2010 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" сообщило, что земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд, в силу чего его предоставление в собственность не представляется возможным (л.д. 21).
Расценивая письмо N 30615 от 30.12.2013 в качестве отказа уполномоченного органа в предоставлении в собственность общества "Вечерние огни" испрашиваемого земельного участка и посчитав данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте и не подлежит приватизации, поскольку зарезервирован для муниципальных нужд в установленном законом порядке.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Аналогичные положения о том, что отчуждению не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, содержатся в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов. Резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов допускается на срок до двадцати лет.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 было утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд", решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 02:55:010374:21 на основании решения Совета городского округа город Уфа N 32/15 от 23.12.2010 (в редакции решения N 26/10 от 18.12.2013) зарезервирован в для муниципальных нужд (л.д. 52-55).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей. В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
При таких обстоятельствах предоставление испрашиваемого участка в собственность общества противоречит нормам действующего законодательства, что недопустимо.
Оценивая доводы подателя апелляционной жалобы относительно отсутствия оснований для осуществления резервирования земельного участка, судебной коллегией учтено, что в соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
То обстоятельство, что оспариваемое постановление не признано недействительным, не лишает заявителя возможности ссылаться на его незаконность в суде по иному спору и представлять в подтверждение этого довода соответствующие доказательства, которые подлежат исследованию и оценке в совокупности с другими доводами и доказательствами по правилам искового судопроизводства. Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09.
Указывая на необоснованность осуществления резервирования земельного участка, апеллянт ссылается на недопустимость произвольного резервирования, а также допустимость его осуществления лишь в отношении земельных участков, не предоставленных гражданам и юридическим лицам.
Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 зарезервированы земельные участки для государственных и муниципальных нужд на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, относящиеся к категории земель населенных пунктов, ориентировочной площадью 7971,61 га в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Решением Совета городского округа г. Уфа от 18.12.2013 N 26/10 в Решение N 32/15 внесены изменения, касающиеся уменьшения общей площади зарезервированных земель с 7971,61 га до 7885,0 га, Приложения N1 и N2 изложены в новой редакции, согласно которой спорный земельный участок поименован в качестве входящего в состав зарезервированных земель в рамках проекта планировки жилого района Нижегородка в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа.
Согласно части 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (пункт 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В силу пункта 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Документация по планировке территории подготавливается органами местного самоуправления городского округа на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (пункт 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что на основании постановлений главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 12.03.2008 N 1496 разработан проект планировки жилого района Нижегородка в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа ( л.д. 109).
По указанному проекту планировки в соответствии с решением Совета от 23.12.2009 N 22/7 были проведены публичные слушания (л.д. 122-124).
По результатам публичных слушаний постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17.03.2010 N 1202 утвержден проект планировки жилого района Нижегородка в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа (л.д. 110-119).
Согласно выкопировке из проекта планировки и сообщения Главного управления архитектуры и градостроительства от 21.07.2014 на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010374:21 предусмотрено размещение здания школы (л.д. 107, 109).
Названное исключает обоснованность довода о произвольном резервировании земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:21.
Довод апеллянта о том, что земельные участки, предоставленные юридическим лицам, не могут быть зарезервированы для муниципальных нужд, подлежит отклонению как не основанный на нормах действующего земельного законодательства.
Часть 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации определяет случаи допустимости резервирования земель для государственных или муниципальных нужд не предоставленных гражданам и юридическим лицам для размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, дополнительно к случаям, предусмотренным статьей 49 настоящего кодекса.
Норма статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирует случаи изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд. В силу указанной нормы изъятие осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Довод подателя жалобы об отсутствии регистрации ограничений прав в отношении спорного земельного участка, налагаемых оспариваемым актом органа местного самоуправления, не имеет самостоятельного юридического значения для существа рассматриваемого спора, поскольку действующее земельное законодательство не обуславливает законность акта о резервировании земель обстоятельством наличия государственной регистрации обременений прав собственников, землепользователей, землевладельцев резервируемых земельных участков.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 2 000 рублей.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов уплачивается 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Поскольку обществом с ограниченной ответственностью Агентство Наружной Рекламы "Вечерние огни" платежным поручением N 177 от 10.06.2014 произведена уплата государственной пошлины в сумме 2000 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.05.2014 по делу N А07-1916/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Агентство Наружной Рекламы "Вечерние огни" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Агентство Наружной Рекламы "Вечерние огни" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 177 от 10.06.2014 государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1916/2014
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2014 г. N Ф09-6983/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО Агентство Наружной Рекламы "Вечерние огни"
Ответчик: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: Совет ГО г. Уфа РБ, Совет городского округа г. Уфа республика Башкортостан