г. Томск |
|
30 июля 2014 г. |
Дело N А45-5784/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гальчук М.М. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя Потапов В.В. по доверенности от 18.11.2013
от заинтересованного лица Ермолина О.А. по доверенности от 11.07.2014, Ганенко Е.В. по доверенности от 09.01.2014
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интеллект брокер" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.05.2014 года по делу N А45-5784/2013 (судья Емельянова Г.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интеллект брокер" (ИНН 7743689626, ОГРН 1087746550693), г. Москва, к Новосибирской таможне о признании недействительным требования,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Интеллект брокер" (далее - заявитель, Общество, ООО "Интеллект брокер") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Новосибирской таможне о признании недействительным требования Новосибирской таможни от 18.03.2013 г. N 62 об уплате таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.05.2014 года требование заявителя оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, ООО "Интеллект брокер" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что он не является в силу п. 2 ст. 81 ТК ТС субъектом солидарной ответственности за уплату таможенных платежей, поскольку не знал и не должен был знать о противоправном поведении физического лица, направленных на незаконное перемещение транспортного средства с целью неуплаты таможенных платежей.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе, поддержаны представителем общества в судебном заседании, пояснившем, что к рассматриваемым отношениям не может быть применены положения ч. 6 ст. 60 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Кроме того, представитель указал, что при оспаривании требования в суде первой инстанции Обществом приведено два основания для отмены ненормативного акта таможенного органа, тогда как согласно апелляционной жалобы приводится только одно основание применительно к субъекту ответственности за неуплату таможенных пошлин. В связи с чем суд апелляционной инстанции рассматривает вопрос законности судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы.
Новосибирская таможня в отзыве на апелляционную жалобу и ее представители в судебном заседании просят оставить решение суда без изменения, ссылаются на неприменение к рассматриваемым отношениям положений п. 2 ст. 81 ТК ТС, между нормами указанной статьи и положениями ч. 6 ст. 60 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", которая в данном случае является специальной, отсутствует коллизия, приводят ссылки на разъяснения Конституционного суда РФ.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 31.01.2012 г. таможенным представителем ООО "Интеллект брокер" от имени и по поручению гражданина Киргизской Республики Сидоренко Александра Анатольевича на Новосибирский западный таможенный пост Новосибирской таможни подана пассажирская таможенная декларация, зарегистрированная под N 10609032/310112/А000165, а также документы, подтверждающие заявленные сведения.
По ПТД N 10609032/310112/А000165 продекларировано транспортное средство - автомобиль HONDA ODISSEY, год выпуска - январь 2002, объем двигателя - 2997 куб.см., номер кузова -RA8-1201653, номер двигателя - J30A, таможенная стоимость - 129 687,63 руб.
01.02.2012 г. указанное транспортное средство выпущено для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, что подтверждается надписью, совершенной в графе ПТД "Для служебных отметок": "ТПО нет" и штампом "Выпуск разрешен".
На указанное транспортное средство Новосибирским западным таможенным постом Новосибирской таможни выдан паспорт транспортного средства (далее -ПТС) N 54 УР 335986 от 01.02.2012 г.
Новосибирской таможней в соответствии с Порядком проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденного приказом ФТС России от 25.08.2009 г. N 1560, у Общества проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 27.02.2013 г. N 10609000/1101/270213/А0002) по вопросу соблюдения порядка и условий предоставления освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении товара "автомобиль HONDA ODISSEY...", в ходе которых выявлено неправомерное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, в связи с несоблюдением условия, установленного пунктом 24 Приложения 3 к Соглашению от 18.06.2010 г., а именно: отсутствие переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и нахождение автомобиля в собственности у лица и зарегистрированного на него в стране предыдущего проживания менее 6 месяцев до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства.
Так, для получения льготы и выполнения условий, предусмотренных пунктом 24 Приложения N 3 к Соглашению от 18.06.2010 г. гражданином Киргизской Республики Сидоренко А.А. предоставлены следующие документы:
- ксерокопия общегражданского паспорта гражданина Кыргызской Республики АС 1442026 с отметками Генерального консульства Кыргызской Республики в г. Екатеринбурге о выезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и принятии на учет в Вице-консульстве Кыргызской Республики в г. Новосибирске РФ от 30.01.2012 г., заверенные подписью и печатью Генерального консульства Кыргызской Республики в г. Екатеринбурге; ксерокопия внутреннего паспорта гражданина Кыргызской Республики (идентификационная карточка AN2023696); ксерокопия адресного листка выбытия гражданина Кыргызстана в Российскую Федерацию (г. Новосибирск) с отметками уполномоченного органа Кыргызской Республики о снятии с регистрационного учета в Кыргызской Республике 19.01.2012 г.; ксерокопия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с указанием срока пребывания до 27.04.2012 года и отметкой о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания; ксерокопия миграционной карты с отметками органов пограничного контроля ФСБ России о дате въезда в Российскую Федерацию; экземпляр Грузовой таможенной декларации Кыргызской Республики, подтверждающей оформление экспорта транспортного средства из Киргизии в Российскую Федерацию.
В целях получения информации о переселении Сидоренко А.А. на постоянное место жительства в Российскую Федерацию Новосибирской таможней направлен запрос в УФМС РФ по НСО от 17.05.2012 г. N 09-01-29/7008 с просьбой предоставить информацию о совершении каких-либо регистрационных действий в отношении иностранных граждан.
Письмом УФМС России по НСО от 01.06.2012 г. N 1/6-11702 предоставлена информация, что в качестве участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом не зарегистрированы.
Для подтверждения соблюдения условий шестимесячного срока нахождения автомобиля в собственности и регистрации на него в стране предыдущего проживания Сидоренко А.А. предоставлена ксерокопия свидетельства о регистрации транспортного средства Кыргызской Республики от 14.06.2011 г. серия КР N 0075329, выданное МРЭО ДРТВС ЧУЙ-КЕМИН.РН.
Согласно указанному свидетельству о регистрации транспортного средства, автомобиль поставлен на учет и зарегистрирован на Сидоренко А.А. в Киргизской Республике - 14.06.2011 г.
На основании информации, представленной Департаментом регистрации транспортных средств и водительского состава Государственной регистрационной службы при правительстве Кыргызской Республики, Сидоренко А.А. по договору купли-продажи приобрел у Малабаева М.М. транспортное средство -HONDA ODISSEY, год выпуска - январь 2002, объем двигателя - 2997 куб.см., номер кузова -RA8-1201653 и зарегистрировал данное транспортное средство 21.01.2012 г., в связи с чем выдан технический паспорт КР075329. 21.01.2012 г. транспортное средство снято с учета Сидоренко А.А. в связи с изменением места жительства.
Из вышеизложенного следует, что автомобиль находился в собственности и был зарегистрирован на Сидоренко А.А. в Киргизской Республике только 10 дней, в связи с чем Сидоренко А.А. при декларировании автомобиля по ПТД N 10609032/310112/А000165 не выполнены условия, предусмотренные пунктом 24 Приложения N 3 Соглашения от 18.06.2010 г., а именно нахождение в собственности у физического лица, прибывшего на постоянное место жительства и регистрации автомобиля на данное лицо в стране предыдущего проживания в течение не менее 6-ти месяцев до даты его прибытия на постоянное место жительства.
Следовательно, освобождение от уплаты таможенных платежей предоставлено не правомерно.
В связи с обнаружением факта неуплаты таможенных платежей (пеней) составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 14.03.2013 г. N 10609000/060513/0000028.
18.03.2013 г. в адрес ООО "Интеллект брокер" как солидарному должнику выставлено требование об уплате таможенных платежей N 62 на сумму 665 904,67 рублей.
Считая требование Новосибирской таможни недействительным и нарушающим права и законные интересы Общества, оно обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого требования и не нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; суд указал, что Общество является лицом, ответственным за уплату таможенных платежей, с учетом разъяснений Конституционного Суда РФ, ч. 6 ст. 60 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 3 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В силу части 3 статьи 352 ТК ТС установлены критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза.
Исходя из пункта 4 статьи 354 ТК ТС, товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 356 ТК ТС подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования и документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, а также подтверждающие признание физического лица переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определённом законодательством государств - членов таможенного союза.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 80 ТК ТС определено, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в том числе при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 351 ТК ТС установлено, что транспортное средство для личного пользования это авто-, мототранспортное средство, находящееся в собственности или владении физического лица, перемещающего это транспортное средство через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.
В силу пункта 2 статьи 360 ТК ТС таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 77 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 77 ТК ТС предусмотрено, что для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно п. 24 Приложения 3 к Соглашению между Правительством Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 18.06.2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", с освобождением от уплаты таможенных платежей могут ввозиться автомобиль и прицеп, в количестве не более одного автомобиля и одного прицепа, находящиеся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительство при одновременном выполнении следующих условий: ввоз транспортного средства на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительство в государство -член таможенного союза; такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительство.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не опровергается сторонами, что автомобиль находился в собственности Сидоренко А.А. 10 дней, вместо 6 месяцев, установленных Соглашением от 18.06.2010 г., что в свою очередь свидетельствует о неправомерном освобождении его от уплаты таможенных платежей.
Размер и арифметический порядок начисления сумм таможенных платежей и сборов заявителем в апелляционной жалобе не оспариваются.
Вместе с тем, по мнению апеллянта, он не является в силу п. 2 ст. 81 ТК ТС субъектом солидарной ответственности за уплату таможенных платежей, поскольку не знал о противоправном поведении физического лица, направленных на незаконное перемещение транспортного средства с целью неуплаты таможенных платежей.
Так, в силу пункта 2 статьи 81 Таможенного кодекса обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.
При оценке указанной позиции апеллянта судом учитывается анализ действующего законодательства и совокупность следующих обстоятельств.
Таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (подпункт 34 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей (пункты 1, 2 статьи 12 ТК ТС); условиями для включения юридического лица в реестр таможенных представителей является соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза (подпункт 4 статьи 13 ТК ТС); плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 76 ТК ТС).
Согласно положениям Закона о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 3 статьи 12 ТК ТС отношения таможенного представителя с декларантами и иными заинтересованными лицами строятся на основе договора. При оказании услуг по декларированию договор заключается непосредственно между декларантом и таможенным представителем (часть 3 статьи 60).
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 ТК ТС).
Согласно пункту 1 статьи 15 ТК ТС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
В силу статьи 79 ТК ТС и статьи 114 Закона N 311-ФЗ плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Как указано в части 6 статьи 60 Закона N 311-ФЗ, при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
В соответствии с частью 4 статьи 150 Закона N 311-ФЗ при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях. Требование об уплате таможенных платежей выставляется лицу, осуществлявшему декларирование товаров в качестве таможенного представителя, также в случае, если это лицо прекратило свою деятельность в качестве таможенного представителя.
Ввиду приведенных нормативных положений таможенный представитель несет солидарную ответственность за уплату таможенных платежей, обязанность по уплате которых возникает при декларировании товаров таможенным представителем.
Более того, при истолковании закона, подлежащего применению, значимой является правовая позиция, изложенная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 N 191-О-О, которым сформулирован правовой подход по данному вопросу, в силу пункта 1 данного определения применимый к действующему правовому регулированию в области таможенного дела.
Согласно данному подходу деятельность таможенного брокера (таможенного представителя), как она определена в таможенном законодательстве, состоит в совершении таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению, причем осуществляется такая деятельность на постоянной, профессиональной (о чем свидетельствуют предъявляемые к таможенному брокеру требования и необходимость их включения в соответствующий реестр), а также договорной основе.
Таким образом, лицо, совершающее таможенные операции и заявляющее в ходе их совершения сведения о товаре, подлежащем таможенному оформлению, в том числе его таможенную стоимость, самостоятельно определяет полноту и достоверность таких сведений и тем самым непосредственно влияет на обоснованность и достоверность исчисления размера таможенных платежей, подлежащих перечислению в бюджет. К числу таких лиц относятся как декларант, так и таможенный брокер (представитель), совершающий таможенные операции от имени декларанта.
Правовое регулирование, при котором на таможенного брокера (представителя) возлагается ответственность за результат проведения таможенных операций, в том числе за уплату таможенных платежей, обусловлено специальным статусом данного лица как осуществляющего таможенные операции на профессиональной основе. Кроме того, деятельность, осуществляемая таможенным брокером, является предпринимательской, направлена на систематическое получение прибыли и по своей природе носит рисковый характер.
Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что возможность определения в национальном законодательстве лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, предусмотрена стандартом 4.7 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 года).
В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2010 г. N 279-ФЗ Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года.
Содержание приведенных норм права в их взаимосвязи применительно к объему и условиям солидарной обязанности таможенного представителя с учетом его статуса профессионального участника соответствующих таможенных отношений свидетельствует об отсутствии коллизии между положениями пункта 2 статьи 81 Таможенного кодекса и приведенными нормами Закона о таможенном регулировании, поскольку Таможенным кодексом прямо предусмотрено, что плательщики таможенных пошлин, а также требования и условия к таможенным представителям определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
В указанной части позиция апеллянта о необходимости применения в рассматриваемом случае положений пункта 2 статьи 81 Таможенного кодекса признается судом апелляционной инстанции несостоятельной.
При этом, судом также учитывается следующее.
Данная норма статьи 81 ТК ТС определяет обстоятельства возложения обязанности по уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров.
При разрешении спора по настоящему делу не были установлены фактические обстоятельства, свидетельствующие о незаконном перемещении товара через таможенную границу.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих выявление таможенным органом факта незаконности перемещения товара через таможенную границу по спорной декларации, равно как и не следует участие Общества в незаконном перемещении товара; установлен факт неправомерного освобождения от уплаты таможенных пошлин. В связи с чем отсутствуют основания для применения к спорным правоотношениям положений пункта 2 статьи 81 ТК ТС.
Кроме того, данная норма статьи 81 ТК ТС возлагает обязанности по уплате таможенных платежей определенными субъектами - лицами, незаконно перемещающими товары, участвующими в незаконном перемещении.
В соответствии с пунктом 4 статьи 367 ТК ТС государства - члены Таможенного союза, законодательством которых на день вступления в силу настоящего Кодекса не предусмотрена солидарная обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с плательщиком таможенных пошлин, налогов, обязуются в течение 1 (одного) года предусмотреть в своем законодательстве положения, в соответствии с которыми у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, определение таможенного представителя как солидарного должника по уплате таможенных пошлин, налогов вместе с плательщиком таможенных пошлин, налогов, таможенным законодательством Таможенного союза отнесено к ведению законодательства государств - членов Таможенного союза.
Нормы Федерального закона от 27.11.2010 N 311-03 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определяют обязанности по уплате таможенных платежей специального субъекта таможенных правоотношений - таможенного представителя, при декларировании им товара и их выпуске (пункт 6 статьи 60 Федерального закона N311-ФЗ).
С учетом положений пунктов 13, 34 части 1 статьи 4, пункта 6 статьи 12, пункта 3 статьи 13, статьи 79 ТК ТС, части 4 статьи 60, статьи 114 Федерального закона таможенный представитель определен в качестве специального субъекта таможенных правоотношений (представитель декларанта), несущий именно солидарную обязанность по уплате таможенных платежей.
Кроме того, в пункте 2 статьи 81 ТК ТС таможенный представитель в качестве субъекта, на которого возложена обязанность по уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров, не указан.
Тогда как обязанность по уплате таможенных платежей возлагается на таможенного представителя в силу его специального статуса, который дает ему возможность участвовать в таможенных правоотношения наравне с декларантами товаров.
Данный вывод также подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в определении от 27.11.2001 N 202-0 "Об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой уплата таможенных платежей как необходимое условие таможенного оформления товаров и транспортных средств, по существу, представляет собой не гражданско-правовое обязательство, а публично - правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, прежде всего непосредственно на декларантах - лицах, перемещающих товары, и таможенном брокере (посреднике), декларирующих, представляющих и предъявляющих товары и транспортные средства от собственного имени.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания признавать оспариваемое требование незаконным. При этом, судом апелляционной инстанции учтена судебная практика по данному вопросу ( ФАС Восточно-Сибирского округа по делу N А33-12030/2013, ФАС Северо-Западного округа по делу N А56-61426/2012, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А56-35941/2012, ФАС Дальневосточного округа по делам N Ф03-6818/2013, N Ф03-6487/2013, N Ф03-6304/2012, Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А82-10094/2013, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А05-12289/2013).
На основании изложенного принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.05.2014 года по делу N А45-5784/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-5784/2013
Истец: ООО "Интеллект брокер"
Ответчик: Новосибирская таможня