город Ростов-на-Дону |
|
30 июля 2014 г. |
дело N А32-32456/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.,
при участии:
от ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие": представителя Чапковский О.Н. по доверенности от 12.01.2012;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 110: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Федерального дорожного агентства (Росавтодор): представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ФКУ Упрдор "Кубань": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2014 по делу N А32-32456/2012, принятое судьей Савиным Р.Ю., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Менеджмент Инвестиции Развитие" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае третьи лица: Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие N110; Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), ФКУ Упрдор "кубань" о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Менеджмент Инвестиции Развитие" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарскому крае (далее - управление), выразившегося в непринятии решения по вопросу о предоставлении обществу в собственность за плату в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка площадью 13 500 кв. м с кадастровым номером 23:51:0202007:0003, с разрешенным использованием для строительства надворных зданий и сооружений, местоположение которого установлено относительно ориентира с почтовым адресом: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Б. Хмельницкого, под эстакадной частью транспортной развязки автодороги "Новороссийск-Батуми" (далее -земельный участок), о возложении на управление обязанности по подготовке в 10-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу проекта договора купли-продажи земельного участка по цене, равной 2,5% от его кадастровой стоимости, и направлению соответствующего проекта договора обществу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013, требования общества удовлетворены. Судебные акты мотивированы наличием у общества как собственника объектов недвижимости исключительного права на приватизацию необходимого для их эксплуатации земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Постановлением кассационной инстанции от 02.09.2013 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью установления обстоятельств, связанных с относимостью общества к субъектам транспортной инфраструктуры, с наличием (отсутствием) ограничений в обороте земельного участка с учетом сопоставимости его площади с площадью земли, предоставленной решением исполнительного комитета Туапсинского городского совета народных депутатов от 12.10.1984 N 22/540 правопредшественнику предприятия для устройства эстакад и размещения под ними технических служб, соблюдением порядка предоставления обществу дополнительной земельной площади (при установлении соответствующего факта). При новом рассмотрении дела суду также следует рассмотреть вопрос о необходимости привлечения к участию в деле владельца автодороги в смысле, придаваемом названному понятию пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суд первой инстанции, выполняя указания кассационной инстанции, определением суда от 21.01.2014 привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) (владелец автодороги), а также ФКУ Упрдор "Кубань".
Решением суда от 21.04.2014 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что у Управления имелись в наличии все предусмотренные действующим законодательством документы, которые обязан был представить заявитель, необходимые для принятия решения о предоставлении в собственность ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие" земельного участка площадью 13500 кв. м. кадастровый номер 23:51:0202007:0003.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, ссылаясь на то, что ООО "МИР" надлежало предоставить в адрес Территориального управления заключение о соразмерности площади рассматриваемого земельного участка площади расположенных на нем объектов недвижимости, выполненного Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл.34 АПК РФ.
Представитель ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие" не согласился с доводами апелляционной жалобы.
Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 110, Федерального дорожного агентства (Росавтодор), ФКУ Упрдор "Кубань", надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, представителей не направили
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие" на основании договора N 4 купли-продажи от 30.07.2010 (право на заключение договора купли-продажи в соответствии с протоколом о результатах торгов по лоту N 2 от 26.07.2010), приобретены в собственность объекты недвижимого имущества, находящиеся по адресу: Туапсинский район, г.Туапсе, ул. Богдана Хмельницкого, 16, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:51:0202 007:0003. Указанные объекты недвижимости ранее были закреплены на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным дорожным эксплуатационным предприятием N 110 на основании Распоряжения Департамента имущественных отношений РФ Краснодарского края N 661 от 01.10.2002.
Указанный земельный участок предоставлен ФГУ дорожным эксплуатационным предприятием N 110 на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Государственного акта на право пользования земельным участком А-I N 420048 от 12 октября 1984 г.
Истцу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества, находящиеся по адресу: Туапсинский район, г.Туапсе, ул.Богдана Хмельницкого,16: - кузнечный цех литер "Б,Б1" площадью 54,8 кв.м., мастерская литер "А" площадью 275,3 кв.м., склад литер "Д" площадью 131,1 кв.м, душевая литер "Г" площадью 42,7 кв.м., что подтверждается выписками из ЕГРП от 24.01.2013
Иные объекты недвижимого имущества на данном земельном участке отсутствуют.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 23:51:0202 007:0003 он поставлен на государственный кадастровый учет 16.09.2003, местоположение установлено относительно ориентира в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Б. Хмельницкого (под эстакадной частью транспортной развязки автодороги "Новороссийск-Батуми")
Общество обратилось в ТУФАУГИ в Краснодарском крае с заявлением от 29.12.2011 с приложением необходимых документов о приобретении в собственность в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона N 137 от 25.10.2001, ст.36 Земельного кодекса РФ за плату в размере 2,5 % кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером 23:51:02 02 007:0003.
Письмом от 02.02.2012 N 09-10/1284 ТУФАУГИ в Краснодарском крае сообщило заявителю, что границы земельного участка не установлены с достаточной точностью и подлежат уточнению при межевании, в связи с чем необходимо представить оригинал кадастрового паспорта земельного участка, а также сообщение заявителя, содержащее перечень зданий, строений и сооружений на земельном участке, правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на участке.
Дополнительно письмами от 27.03.2012 б\н, 24.04.2012 N б/н, от 14.05.2012 N б/н, от 09.08.2012 в ТУФАУГИ в Краснодарском крае представлялись дополнительные документы, в том числе истребованные Управлением письмами от 02.02.2012 N 09-10/1282, 05.06.2012 N 09-10/7205.
Как указывает заявитель, им с целью сокращения сроков рассмотрения вопроса о предоставлении в собственность была осуществлена регистрация права Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок. Документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности Российской Федерации (свидетельство 23-КК N 682606 от 03.05.2012), а также документы, на основании которых была произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, были представлены в Управление письмом от 14.05.2012.
Письмом от 05.06.2012 N 09-10/7204 ТУФАУГИ в Краснодарском крае сообщило заявителю на повторное обращение от 16.05.2012, что необходимо прекратить право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП ДЭП N 110 на земельный участок, представить правоустанавливающие документы на все объекты недвижимости, расположенные на участке, необоснованность площади земельного участка, подлежащего выкупу.
09.08.2012 заявитель представил в ТУФАУГИ в Краснодарском крае расчет площади земельного участка, выполненный ООО "Тихорецкагропромпроект" 81 -12-Р, согласно которому земельный участок кадастровым номером 23:51:0202 007:0003 полностью используется для эксплуатации объектов недвижимости и соответствует нормативной площади.
Не получив ответ на данное письмо, заявитель письмом от 12.09.2012 в очередной раз обратился в ТУФАУГИ в Краснодарском крае с заявителем о выкупе спорного земельного участка, указав, что все испрашиваемые ТУФАУГИ в Краснодарском крае для решения вопроса о предоставлении земельного участка были ранее представлены заявителем.
Ответ на указанное обращение не последовал, что явилось основанием для обращения организации с настоящим заявлением в суд.
Согласно ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч.4 ст. 198 АПК РФ)
Поскольку заявление общества о признании бездействия Территориального управления в предоставлении в собственность земельного участка незаконным поступило в суд 24.10.2012, а с последним заявлением о выкупе земельного участка заявитель обратился к заинтересованному лицу 12.09.2012, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что трехмесячный срок на обжалование бездействия Территориального управления не пропущенным.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ гражданам и юридическим лицам -собственникам зданий, строений, сооружений предоставленное исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Из материалов дела следует, что общество является собственником 4-х объектов недвижимости, находящихся по адресу Туапсинский район, г.Туапсе, ул.Б. Хмельницкого,16, расположенных на земельном участке кадастровым номером 23:51:02 02 007:0003. Право собственности на здания подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации. Факт нахождения зданий на испрашиваемом земельном участке отражен в договоре купли-продажи, на основании которого обществом приобретены в собственность объекты недвижимости, кадастровых паспортах на объекты недвижимости и в расчете площади земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости АБЗ, расположенного по адресу Краснодарский край, Туапсинский район, г.Туапсе, ул. Б. Хмельницкого (под эстакадной частью транспортной развязки автодороги "Новороссийск-Батуми"), представленном заявителем в качестве обоснования необходимой для использования площади земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 23:51:0202007:0003 является федеральной собственностью, о чем выдано свидетельство от 03.05.2012 серия 23-АК N 682606.
Юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, и подведомственные им организации, участвующие в предоставлении публичных услуг, осуществляют взаимодействие с иными государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, в том числе и информационный обмен. При этом органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления подобных документов и информации.
Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации). То есть размер земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта недвижимости.
Спорный земельный участок земель населенных пунктов сформирован под принадлежащими Обществу объектами недвижимости и поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке, что подтверждается кадастровым паспортом от 23.01.2013. Из кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка следует, что вид разрешенного использования земельного участка - для строительства надворных зданий и сооружений.
Согласно расчету площади 81 -12-Р земельного участка, выполненного ООО "Тихорецкагропромпроект", земельный участок кадастровым номером 23:51:0202 007:0003 полностью используется для эксплуатации объектов недвижимости и соответствует нормативной площади.
Вышеуказанный расчет заинтересованным лицом не опровергнут.
В судебное заседание 14.03.2013 ТУФАУГИ в Краснодарском крае представило письмо от 11.10.2012, адресованное заявителю в ответ на его обращения от 09.08.2012 и от 12.09.2012. Доказательств направления этого письма заявителю не представлено.
В письме указано, что для рассмотрения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность необходимо прекратить право постоянного (бессрочного) пользования ФГУ ДЭП N 110 и подтвердить правопреемство ФГУ ДЭП N 110 от ДРСУ N 4. В письме также имеется ссылка на то, что отсутствует сообщение заявителя, содержащее перечень зданий, строений и сооружений на земельном участке, кадастровый паспорт земельного участка, заключение о соразмерности площади земельного участка расположенным на нем объектам недвижимости должно выдаваться уполномоченным на это органом (Управлением архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район).
Приведенные заинтересованным лицом доводы суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Данный Перечень утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 указанного Приказа, законодатель прямо указал на то, что документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня (копия свидетельства о государственной регистрации; выписка из ЕГРП; кадастровый паспорт участка) не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе представить их вместе с соответствующим заявлением.
Соответственно, представление с заявлением о выкупе кадастрового паспорта земельного участка является правом, а не обязанностью заявителя.
Из материалов дела следует, и заинтересованным лицом подтверждено, что заявитель представил в Управление выписки Свидетельства о государственной регистрации из ЕГРП на здания и сооружения расположенные на испрашиваемом земельном участке, что свидетельствует о сообщении заявителем перечня всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров (пункт 8 действующего Перечня).
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В силу пункта 3 статьи 552 ГК РФ при продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
В абзацах 2 и 3 пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в силу указанных норм права покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно ст. 20 Земельного кодекса РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ ".
Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, закреплен в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ.
По договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования (пункт 1 статьи 552 ГК РФ). Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.
При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости (пункт 3 статьи 552 ГК РФ).
Таким образом, в силу закона с момента государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке (08.11.2010), к новому собственнику (ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие") перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что было у ФГУ ДЭП N 110 ( ранее ДРСУ N 4), в связи с чем отказ последнего от права постоянного (бессрочного) пользования в данном случае не требуется. Право продавца на земельный участок прекращается в связи с переходом к лицу, являющемуся приобретателем объекта недвижимости, прав на земельный участок, на котором этот объект находится и который необходим для его использования, что в силу подпункта 7 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса РФ является основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
На довод о необходимости представления заявителем заключения о соразмерности площади земельного участка расположенным на нем объектам недвижимости, выданного уполномоченным на это органом (Управлением архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район), судом первой инстанции было предложено Управлению опровергнуть расчет площади, представленный заявителем, однако в подтверждение своих доводов Управление каких-либо доказательств не представило.
Ссылки Управления на необходимость подтверждения заявителем правопреемства ФГУ ДЭП N 110 от ДРСУ N 4 суд считает несостоятельными, поскольку такая обязанность на заявителя действующим законодательством не возложена.
Доводы апелляционной жалобы о разночтении в адресе испрашиваемого земельного участка в заявлении ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие" и в кадастровом паспорте судом отклоняется, поскольку заявителем в заявлении о выкупе был указан кадастровый номер земельного участка. Указание заявителем вместо адреса земельного участка по кадастровому паспорту адреса, который присвоен объектам недвижимости, расположенным на испрашиваемом земельном участке, при том, что из совокупности представленных заявителем заинтересованному лицу документов, переписки следует, что заинтересованное лицо однозначно могло установить, что заявитель просит предоставить в собственность именно земельный участок площадью 13500 кв. м. кадастровый номер 23:51:0202007:0003.
Законодательством не установлен запрет на предоставление земельного участка, сформированного для использования расположенных на нем объектов недвижимости, в собственность в случае, если адреса земельного участка и расположенных на нем объектов различны.
Кроме того, Перечень, утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, не предусматривает обязанности заявителя устранять разночтения в подобных случаях.
Согласно п.3 статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, соответственно полномочиями по изменению технических характеристик объекта недвижимости (в том числе и уточнение его местоположения) является правом и обязанностью правообладателя объекта недвижимости (в данном случае Российской Федерация в лице Управления).
Следует учитывать, что индивидуализация отдельного земельного участка как объекта недвижимости, а значит, как объекта земельных отношений, гражданских правоотношений осуществляется с помощью его кадастрового учета. По смыслу статьи 11.1 Земельного кодекса РФ и п.1 статьи 5, статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" индивидуализация земельного участка осуществляется посредством его государственного кадастрового учета. Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 23:51:0202007:0003 внесены в государственный кадастр недвижимости, доказательства расположения принадлежащих заявителю объектов недвижимости на указанном земельном участке имеются в представленных заявителем кадастровых паспортах объектов недвижимости.
Судом первой инстанции во исполнение указаний кассационной инстанции исследовался вопрос об относимости заявителя к субъектам транспортной инфраструктуры, наличии (отсутствии) ограничений в обороте земельного участка с учетом сопоставимости его площади с площадью земли, предоставленной решением исполнительного комитета Туапсинского городского совета народных депутатов от 12.10.1984 N 22/540 правопредшественнику предприятия для устройства эстакад и размещения под ними технических служб.
Заявителем в дело представлено заключение кадастрового инженера от 11.11.2013, согласно которому спорный земельный участок не имеет пересечений с земельным участком кадастровый номер 23:51:0000000:18, предназначенным для эксплуатации объектов инженерных и транспортных инфраструктур, указанные земельные участки являются смежными, ограничения в использовании спорного земельного участка не установлены.
Из имеющихся в деле материалов следует, что заявитель не относится к субъектам транспортной инфраструктуры, ограничений в обороте испрашиваемого земельного участка не имеется.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у Управления имелись в наличии все предусмотренные действующим законодательством документы, которые обязан был представить заявитель, необходимые для принятия решения о предоставлении в собственность ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие" земельного участка площадью 13500 кв. м. кадастровый номер 23:51:0202007:0003, местоположение установлено относительно ориентира в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Б. Хмельницкого (под эстакадной частью транспортной развязки автодороги "Новороссийск-Батуми"), однако Управление в нарушение ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в установленный законом срок соответствующее решение не приняло, в адрес заявителя проект договора купли-продажи не направило.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно ч.5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При определении способа и срока устранения допущенных заинтересованным лицом нарушений суд не связан требованием заявителя, а обязан руководствоваться требованиями законами и установленными при рассмотрении дела обстоятельствами.
Заявитель просит обязать заинтересованное лицо в 10-дневный срок с момента вступления в силу решения суда подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка на праве собственности за плату заявителю в размере 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка и направить его заявителю.
Судом первой инстанции правомерно указано, что размер выкупной стоимости должен быть указан Управлением в проекте договора, направленном заявителю. В случае несогласия с предложенным Управлением департаментом в проекте договора размером выкупной стоимости земельного участка, общество вправе урегулировать его в судебном порядке по правилам статей 445 и 446 ГК РФ. Указание в резолютивной части судебного акта на обязанность Управления включить в проект договора условие о размере выкупной стоимости противоречит положениям пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениям, содержащимся в пункте 4 постановления Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2014 по делу N А32-32456/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32456/2012
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 февраля 2016 г. N Ф08-9298/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
Третье лицо: Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие N110
Хронология рассмотрения дела:
29.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9298/15
17.09.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11491/15
13.05.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-32456/12
20.10.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7561/14
30.07.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10102/14
21.04.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-32456/12
02.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4846/13
06.06.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6547/13
09.04.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-32456/12