г. Пермь |
|
30 июля 2014 г. |
Дело N А71-1883/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Горбуновой Л.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 мая 2014 года
по делу N А71-1883/2014,
принятое судьей Бакулевым С.Ю.,
по иску индивидуального предпринимателя Асранкуловой Натальи Александровны (ОГРНИП 306183822600024,
ИНН 182702192999 )
к 1. Удмуртской республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики; 2. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1021801162866, ИНН 183104689)
третьи лица: 1. Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики; 2. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики
о взыскании убытков из средств соотв. бюджета, связ-ных с реализац. законов о предоставл. льгот отдельным категориям граждан685169 руб. убытков,
установил:
Индивидуальный предприниматель Асранкулова Наталья Александровна обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании убытков в сумме 492 200 руб. 00 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, 197 431 руб. 00 коп. с Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (с учетом уточненных исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.05.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обжаловало его в порядке апелляционного производства.
Не согласившись с указанным судебным актом, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обжаловала его в порядке апелляционного производства.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что судом неправильно истолкован закон. По мнению заявителя жалобы истцом не доказан размер убытков, поскольку расчетные данные не отражают фактическое количество перевезенных пассажиров льготной категории, а также вина Российской Федерации в возникновении убытков. Как следует из жалобы, суд пришел к необоснованным выводам о возложении на субъект РФ обязанности по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта, а также о том, что на РФ отнесено финансирование установленных льгот, положив в основу недействующие и не относящиеся к спорным правоотношениям нормативные правовые акты. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд посчитал установленными, а также причинная связь возникновения убытков и действиями ответчика.
Министерства финансов Российской Федерации, просит решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.05.2014 отменить полностью и принять новый судебный акт.
От лиц, участвующих в деле в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31 января 2013 года между истцом (транспортной организацией) и Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики (министерство) заключен договор N 80 об обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан (том 1 л.д. 18-20).
Предметом договора является обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики.
В соответствии с п. 2.2. договора возмещение расходов транспортной организации, связанных с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, производится в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2005 N 170 "О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике".
Согласно п. 3.1.1. договора транспортная организация предоставляет в полной мере транспортные услуги отдельным категориям граждан на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) по социальному проездному билету.
Согласно п. 3.1.3. договора транспортная организация обеспечивает учет продажи социальных проездных билетов раздельно по отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики.
Согласно п. 3.2.1. договора министерство возмещает транспортной организации расходы, связанные с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, в соответствии с распределением сумм в обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, утвержденным Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, за счет и в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на эти цели, путем перечисления денежных средств по банковским реквизитам, указанным транспортной организации в настоящем договоре.
Обязательства по предоставлению в 2013 году права проезда отдельным категориям граждан по социальным проездным билетам, финансируемым за счет средств федерального бюджета на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения истец выполнил в полном объеме, оказал транспортные услуги на общую сумму 492 200 руб. 00 коп.
Министерством стоимость оказанных транспортных услуг не оплачена, в связи с чем, задолженность Российской Федерации составила 492 200 руб.
Обязательства по предоставлению в 2013 году права проезда отдельным категориям граждан по социальным проездным билетам, финансируемым за счет средств регионального бюджета на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения истец выполнил в полном объеме, оказал транспортные услуги на общую сумму 789782 руб. 00 коп.
Министерством стоимость оказанных транспортных услуг оплачена частично в сумме 592 351 руб. 00 коп., в связи с чем, задолженность Удмуртской Республики составила 197 431 руб. 00 коп.
Неисполнение обязательств по возмещению выпадающих доходов за 2013 год, связанных с перевозкой льготных категорий граждан, в полном объеме послужило основанием для обращения истца с соответствующим иском в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что сумма убытков, причиненных истцу не возмещением выпадающих доходов за перевозку льготных категорий граждан, имеющих льготы по проезду на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения за 2013 год составила 689 631 рублей.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия у истца убытков и обоснованности их расчета.
Выводы суда являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 названного Кодекса).
В ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 данного Кодекса).
В силу п. 1, 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснено в п. 16-19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), перечислены в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Данной нормой права установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан и заменены денежной компенсацией.
Однако, исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", государство на субъект Российской Федерации возложило обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, при этом недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключало доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23.06.2009 N 2992/09, Конституция Российской Федерации в ст. 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер.
Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Учитывая изложенное доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно взысканы убытки с Российской Федерации, во внимание не принимаются как основанные на неверном толковании норм права.
Российская Федерация, установив в федеральных законах льготы для отдельных категорий граждан в виде бесплатного проезда, приняла на себя и обязанность полностью возмещать транспортным организациям расходы по предоставлению данных льгот за счет средств федерального бюджета.
Доказательств полного возмещения понесенных истцом расходов в связи с предоставлением им льготного проезда ответчиками не представлено, тогда как перевозчик имеет право на компенсацию расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда отдельным категориям граждан.
При этом действующее на территории Удмуртской Республики Постановление Правительства от 19.12.2005 N 170 "О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике" не может быть признано в качестве устанавливающего порядок и размер выплаты перевозчикам сумм недополученных доходов.
Указанное постановление принято Правительством Удмуртской Республики в целях установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом названное Постановление не определяет порядок расчета сумм убытков или выпадающих доходов, возникающих у перевозчиков при оказании услуг льготным категориям пассажиров.
Во исполнение данного постановления Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики издан приказ от 29.12.2010 N 287, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2010.
Данным приказом утвержден Порядок распределения сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, между транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими транспортные услуги по перевозке населения пассажирским автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования.
Однако из содержания приведенного Порядка усматривается, что принятые нормативные акты не предусматривают расчет возмещения выпадающих доходов и не компенсируют расходы транспортной организации по перевозке отдельных категорий граждан по социальным проездным билетам в полном объеме, поскольку определяют лишь порядок распределения имеющихся бюджетных ассигнований на месяц между перевозчиками исходя из общего количества реализованных социальных проездных билетов.
Ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера неполученной платы за проезд от льготных категорий пассажиров, который бы компенсировал расходы транспортной организации, истец использовал расчетный метод, базирующийся на статистических данных перевозки пассажиров, применение которого обусловлено отраслевой спецификой, не позволяющей учесть каждую совершаемую льготником поездку, а также статусом социального проездного билета, который дает право совершения неограниченного количества поездок без оплаты.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, истец руководствовался позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 30.10.2012 N 7573/12, согласно которой расходы транспортной организации рассчитываются исходя из количества граждан льготной категории, отнесенных к федеральному и региональному регистрам, воспользовавшихся единым социальным проездным билетом не более 50 раз (50 поездок) в месяц, и от этого количества определяется доля предприятия в перевозке. Полученная величина умножается на разницу между стоимостью обычного и льготного единого проездного билета.
Судом установлено, что материалами дела подтверждается (в том числе, договором, сводными актами сверки за период с 15.02.2013 по 11.12.2013), что обязательства по предоставлению в 2013 году права проезда отдельным категориям граждан по социальным проездным билетам, финансируемым за счет средств федерального бюджета на общественном транспорте на территории г. Сарапула за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 истец выполнил в полном объеме,, стоимость оказанных транспортных услуг составила 492 200 руб., стоимость оказанных услуг Российской Федерацией не возмещена.
Следовательно, сумма убытков, возникших в результате неполного возмещения выпадающих доходов из федерального бюджета от реализации социальных проездных билетов льготной категории граждан за период с 01.01.2013 по 31.12.2013, составляет 492 200 руб.
Обязательства по предоставлению в 2013 году права проезда отдельным категориям граждан по социальным проездным билетам, финансируемым за счет средств регионального бюджета на общественном транспорте на территории г. Сарапула за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 истец выполнил на общую сумму 789 782 руб. Стоимость оказанных транспортных услуг Удмуртской Республикой возмещена частично в сумме 592 351 руб., что подтверждается платежными поручениями.
Следовательно, сумма убытков, возникших в результате неполного возмещения выпадающих доходов из регионального бюджета от реализации социальных проездных билетов льготной категории граждан за период с 01.01.2013 по 31.12.2013, составляет 197 431 руб.
Проверяя расчет истца, суд первой инстанции, верно, установил, что он содержит правильный алгоритм и соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N 7573/12.
Оснований не принимать расчеты у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о наличии оснований для взыскания убытков, понесенных истцом в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров, с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов убытков в сумме 492 200 руб., с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики в сумме 197 431 руб.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, поэтому оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы истца по уплате госпошлины по жалобе в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы, который в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 мая 2014 года по делу N А71-1883/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1883/2014
Истец: Ип Асранкулова Наталья Александровна
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Удмуртской Республике, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Удмуртская республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике