г. Воронеж |
|
30 июля 2014 г. |
Дело N А35-8258/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Алферовой Е.Е.,
Андреещевой Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Мирабель": Мирошников А.Б. - представитель по доверенности N 11 от 12.03.2014; Бронников А.В. - представитель по доверенности N 10 от 20.11.2014;
от Комитета по управлению имуществом Курской области: Орлова Т.А. - представитель по доверенности N 02.2-01-20/130 от 13.01.2014; Каюн А.Д. - представитель по доверенности N 02.2-01-20/34 от 10.01.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мирабель" (ОГРН 1103123014554, ИНН 3123222094) на решение Арбитражного суда Курской области от 23.04.2014 по делу N А35-8258/2012 (судья Волкова Е.А.) по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Курской области (ОГРН 1024600947502, ИНН 4629011325) к обществу с ограниченной ответственностью "Мирабель" (ОГРН 1103123014554, ИНН 3123222094) о расторжении государственного контракта от 28.07.2011 N 0144200002411000401 46327, о взыскании неустойки за невыполнение обязательств по государственному контракту от 28.07.2011 N 0144200002411000401_46327 в размере 152 825 руб. 90 коп. и по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мирабель" к Комитету по управлению имуществом Курской области о взыскании задолженности по выполнению государственного контракта по созданию цифровой картографической основы (изготовлению электронных векторных карт) земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Курской области в сумме 3 049 200 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Курской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мирабель" (далее - ООО "Мирабель", ответчик) о расторжении государственного контракта от 28.07.2011 N 0144200002411000401_46327, взыскании неустойки за невыполнение обязательств за период с 02.12.2011 по 06.07.2012 в размере 152 825 руб. 90 коп.
Определением суда области от 02.10.2012 принято к рассмотрению встречное исковое заявление ООО "Мирабель" о взыскании задолженности по выполнению государственного контракта по созданию цифровой картографической основы (изготовлению электронных векторных карт) земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Курской области в сумме 3 049 200 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Курской области от 21.03.2013 первоначальные исковые требования удовлетворены, встречные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2013 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.10.2013 решение арбитражного суда Курской области от 21.03.2013 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 были отменены в части отказа во встречном иске ООО "Мирабель" к Комитету по управлению имуществом Курской области о взыскании стоимости выполненных работ по государственному контракту в сумме 3 049 200 руб. 00 коп., а так же в части взыскания государственной пошлины по делу.
При повторном рассмотрении дела судом первой инстанции в части встречных исковых требований ООО "Мирабель" к Комитету по управлению имуществом Курской области о взыскании стоимости выполненных работ по государственному контракту ООО "Мирабель" уточнило встречные исковые требования в порядке, предусмотренном ст. 49 АПК РФ, просило взыскать с Комитета по управлению имуществом Курской области задолженность за качественно выполненные работы по государственному контракту по созданию цифровой картографической основы (изготовлению электронных векторных карт) земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Курской области в сумме 2 897 160 рублей 23 копеек.
Решением Арбитражного суда Курской области от 23.04.2014 в удовлетворении уточненных встречных исковых требований ООО "Мирабель" к Комитету по управлению имуществом Курской области о взыскании задолженности за качественно выполненные работы по государственному контракту по созданию цифровой картографической основы (изготовлению электронных векторных карт) земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Курской области, в сумме 2 897 160 рублей 23 копеек отказано. С ООО "Мирабель" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 37 485 рублей 80 копеек, а также с ООО "Мирабель" в пользу Комитета по управлению имуществом Курской области взысканы судебные расходы по оплате произведенной экспертизы в сумме 30 000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Мирабель" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой общество просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
По мнению заявителя жалобы, судом применены неверные нормы материального права, а также отсутствовали основания для назначения дополнительной экспертизы по делу.
Комитетом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение суда без изменения.
В заседании суда представители ООО "Мирабель" доводы жалобы поддержали, просили их удовлетворить.
Представители Комитета возражали против удовлетворения жалобы, просили оставить решение суда без изменения.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав в совокупности материалы дела, учитывая указания суда кассационной инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 28.07.2011 между Комитетом по управлению имущества Курской области (заказчик) и ООО "Мирабель" (исполнитель) по итогам открытого аукциона в электронной форме (протокол подведения итогов от 14.07.2011) был заключен государственный контракт N 0144200002411000401 46327 на выполнение работ по созданию цифровой картографической основы (изготовлению электронных векторных карт) земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Курской области (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта, руководствуясь областной целевой программой "Создание системы кадастра недвижимости Курской области (2009 - 2011 годы)", утвержденной постановлением администрации Курской области от 17.03.2009 N 93, заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства выполнить работы по созданию цифровой картографической основы (изготовлению электронных векторных карт) земель сельскохозяйственного назначения на территории Беловского, Большесолдатского, Глушковского, Горшеченского, Дмитриевского, Железногорского, Золотухинского, Касторенского, Конышевского, Кореневского, Курского, Курчатовского, Льговского, Мантуровского, Медвенского, Обоянского, Октябрьского, Поныровского, Пристенского, Рыльского, Советского, Солнцевского, Суджанского, Тимского, Фатежского, Хомутовского, Черемисиновского, Щигровского муниципальных районов Курской области (далее - работы).
В соответствии с п. 1.2. контракта содержание и порядок выполнения работ, являющихся предметом контракта определяются техническим заданием (приложение N 1) и календарным планом (приложение N 2), согласно которому работы должны были быть сданы в срок до 01.12.2011.
Согласно п.2 технического задания целью работ являлось создание цифровой картографической основы (изготовление электронных векторных карт) земель сельскохозяйственного назначения с целью наполнения геоинформационной системы.
Пунктом 5.1 технического задания предусматривалась обязанность ООО "Мирабель" предоставить по завершении работ на электронном носителе по 1 экземпляру на каждый муниципальный район Курской области картографический материал в виде электронных векторных карт земель сельскохозяйственного назначения на территориях Беловского, Большесолдатского, Глушковского, Горшеченского, Дмитриевского, Железногорского, Золотухинского, Касторенского, Конышевского, Кореневского, Курского, Курчатовского, Льговского, Мантуровского, Медвенского, Обоянского, Октябрьского, Поныровского, Приснетского, Рыльского, Советского, Солнцевского, Суджанского, Тимского, Фатежского, Хомутовского, Черемисиновского и Щигровского муниципальных районов Курской области и установить его в геоинформационную систему, а также передать технический отчет, содержащий описание структуры пространственных и семантических данных на бумажном носителе и в электронном виде.
Согласно п. 2.1.1 контракта исполнитель обязан выполнить работы, предусмотренные в п. 1.1. настоящего контракта, в соответствии с техническим заданием и передать заказчику их результат в предусмотренный контрактом срок.
Пунктом 2.3 контракта предусмотрена обязанность заказчика в сроки и в порядке, которые предусмотрены контрактом, проверить и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от контракта, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом исполнителю, оплачивать выполненные работы в порядке, размерах и в сроки, установленные настоящим контрактом.
Согласно п. 2.4.2 контракта заказчик вправе отказаться от оплаты выполненных работ в случае их несоответствия требованиям, установленным настоящим контрактом.
В соответствии с разделом 3 контракта работы по настоящему контракту должны быть выполнены в срок до 01 декабря 2011 г.
Разделом 4 контракта установлено, что цена настоящего контракта составляет 3049200 (три миллиона сорок девять тысяч двести) рублей 00 копеек, (в том числе НДС 465132,20 руб.) согласно смете затрат. Расчет по контракту производится на основании счетов, счетов-фактур исполнителя, выставляемых заказчику после подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ, составляемых сторонами и подтверждающих готовность работ указанных в календарном плане.
В соответствии с п. 7.4 контракта за несоблюдение сроков выполнения работ исполнитель обязан уплатить Заказчику - комитету по управлению имуществом Курской области неустойку в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, начиная со дня, следующего после истечения срока исполнения обязательств.
Пунктом 7.5. контракта предусмотрено, что исполнитель освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
10.11.2011 письмом исх. N 04.1пр-01-20/11047 Комитет запросил у ООО "Мирабель" сведения о ходе выполнения работ по контракту в связи с приближением срока их сдачи.
В письме от 15.11.2012 исх. N 1/84, полученном комитетом 25.11.2012, ООО "Мирабель" сообщило о невозможности выполнения работ в установленный контрактом срок в связи с отказом предоставления информации о земельных участках Управлением Росреестра по Курской области.
Письмами от 28.11.2012 исх. N 1/88, от 06.12.2011, полученными адресатом 05.12.2012 и 07.12.2011, ООО "Мирабель" обратилось в адрес комитета с просьбой оказать содействие в решении вопроса предоставления сведений из Управления Росреестра по Курской области по ранее учтенным земельным участкам.
07.12.2012 комитетом направлено письмо исх. N 04.1пр-01-20/12257 в Управление Росреестра по Курской области с просьбой оказания содействия в решении вопроса о предоставлении сведений о земельных участках ООО "Мирабель".
15.12.2012 комитет письмом исх. N 04.1пр-01-20/12548 сообщил ООО "Мирабель" о достигнутой договоренности с Управлением Росреестра по Курской области о предоставлении необходимых сведений.
20.12.2011 Управление Росреестра по Курской области сообщило Комитету о том, что за получением необходимых сведений ООО "Мирабель" в установленном порядке не обращалось.
22.12.2011 ООО "Мирабель" с сопроводительным письмом исх. N 1/84 представило в комитет результаты работ по созданию цифровой картографической основы (изготовлению электронных векторных карт) земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Курской области, указав при этом в сопроводительном письме, что в связи с отказом Росреестра в представлении данных по ранее учтенным земельным участкам, такие участки отсутствуют на картах.
27.12.2011 в письме N 04.1пр-01-20/13020 комитет сообщил ООО "Мирабель" об отказе в подписании акта выполненных работ по причине выявления существенных замечаний к представленной работе и возвратил материал на доработку.
Недостатки, перечисленные в письме N 04.1пр-01-20/13020, ООО "Мирабель" в полном объеме устранены не были.
28.04.2012 комитет обратился в адрес ООО "Мирабель" с предложением расторгнуть государственный контракт от 28.07.2011 N 014420000241100040146327 в связи с наличием существенных недостатков в выполненных работах и значительном нарушением срока выполнения работ.
22.05.2012 ООО "Мирабель" представило в адрес комитета письмо исх. N 1/20, в котором отказалось от расторжения контракта без оплаты фактически выполненных работ.
05.06.2012 с сопроводительным письмом исх. N 1/28 ООО "Мирабель" повторно представило в комитет результаты выполненных по контракту работ.
При рассмотрении результатов указанных работ комитетом установлено, что выполненные ООО "Мирабель" работы не соответствуют условиям технического задания, кроме того, представлены с нарушением установленного контрактом срока, ввиду чего письмом от 18.06.2012 исх. N 02.2-01-20/6853 комитет отказал в принятии работ, вернул работы с указанием на содержащиеся в них замечания, одновременно начислив и предъявив за нарушение срока исполнения работ неустойку за период с 02.12.2011 по 06.07.2012 в сумме 152825 руб. 90 коп. (за вычетом ранее оплаченной ООО "Мирабель" платежным поручением от 10.01.2012 N 3 неустойки за нарушение срока выполнения работ в сумме 40 руб. 66 коп.).
17.07.2012 ООО "Мирабель" обратилось к ответчику с претензией исх. N 1/38 об оплате выполненных по контракту работ.
Письмом от 23.07.2012 исх. N 02.2-01-20/8341 Комитет в ответ на претензию ООО "Мирабель" от 17.07.2012 сообщил, что в связи с неустранением недостатков выполненных по контракту работ возвращает акт сдачи-приемки выполненных работ без подписания.
При новом разрешении дела рассмотрению подлежали встречные исковые требования ООО "Мирабель" к Комитету по управлению имуществом Курской области о взыскании стоимости выполненных работ по государственному контракту в сумме 2 897 160 рублей 23 копеек. При этом из заявления об уточнении встречных исковых требований следует, что стоимость качественно выполненных работ по государственному контракту в сумме 2 897 160 рублей 23 копеек определена как разница между установленной государственным контрактом стоимостью работ в сумме 3 049 200 руб. 00 коп. и стоимостью работ по устранению недостатков в разработке цифровых карт, составляющей 152 039 руб. 77 коп., указанной в заключение эксперта от 18.12.2012.
Рассматривая заявленные требования по существу и отказывая в иске, суд области правомерно исходил из следующего.
Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из контракта от 08.02.2011 N 10/л, к возникшему спору подлежат применению нормы Главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договорах подряда (параграф 1 "Общие положения о подряде", параграф 5 "Подрядные работы для государственных и муниципальных нужд") и Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также общие нормы ГК РФ.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственной или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Исходя из положений указанных статей и правовой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в пункте 13 Информационного письма от 24.01.2000 N 51, обязанность по оплате возникает в отношении работ, качество которых соответствует договору.
В силу статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда и в случае отступления от этого требования обязательство считается исполненным ненадлежащим образом.
Следовательно, работы, выполненные с отступлением от требований технического задания, не могут считаться выполненными и учитываться при определении размера оплаты.
На основании пункта 5 статьи 720 ГК РФ при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.
Исходя из представленной в суд первой инстанции заключения эксперта О.А. Чепелева от 18.12.2012, на которое ссылается ООО "Мирабель", в п. 2.4.1 указано, что в представленных результатах работ содержатся отсканированные карты не для всех районов области, в п. 2.5.7 указано, что ввиду наличия большого объема информации в материалах дела и сжатых сроков проведения экспертизы визуально-инструментальное изучение проводилось для ? части материала. При этом, по мнению эксперта в случае обнаружения недостатков в этой части данных можно говорить об их наличии в остальных частях. Кроме того, в п. 2.6.1 указано, что из 7 проанализированных баз геоданных необходимым критериям не соответствуют базы геоданных по Поныровскому и Рыльскому районам (29%), в которых таблицы атрибутов созданы, но значения в ячейки не разнесены. Также в п.3.4.2 указано, что эксперт не смог в полном объеме оценить стоимость работ по устранению недостатков: не оценена стоимость работ по созданию макетов для формирования отчетной документации, стоимость работ по нанесению на карты границ муниципальных образований. Эксперт не смог ответить на вопрос о соответствии представленных ООО "Мирабель" работ масштабу 1:25000, вместе с тем, это является одним из основных требований государственного контракта.
Также в заключение эксперта О.А. Чепелева от 18.12.2012 отмечено, что невозможно объективно и непротиворечиво произвести вычленение части работ, выполненной в полном соответствии с техническим заданием и определить их стоимость (стр. 18, 19 заключения эксперта).
При новом рассмотрении дела арбитражный суд области установил, что в данном заключении эксперта содержание и результаты исследования носят поверхностный характер, не содержат указания на примененные экспертом методики исследования и основания возникновения тех или иных выводов. Данные экспертом выводы не соответствуют тем вопросам, которые ставились на разрешение эксперта.
В силу ч. 1 ст. 87 АПК РФ дополнительная экспертиза может быть назначена при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела.
Исходя из вышеизложенных установленных по делу обстоятельств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, суд пришел к выводу о необходимости назначения дополнительной экспертизы по делу.
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
1. Соответствует ли содержание и объем представленных ООО "Мирабель" работ техническому заданию государственного контракта N 0144200002411000401_46327 от 28.07.2011 по каждому муниципальному району Курской области, указанному в приложении N 2 к государственному контракту от 28.07.2011 N0144200002411000401_46327?
2. Соответствует ли масштаб представленного ООО "Мирабель" картографического материала масштабу 1:25000, содержит ли представленный картографический материал все объекты местности в соответствии с государственным контрактом от 28.07.2011 и масштабом 1:25000? Если нет, то каждый муниципальный район Курской области с указанием масштаба?
3. Какова стоимость работ по устранению выявленных недостатков для выполнения полного объема работ в соответствии с техническим заданием государственного контракта по каждому муниципальному району Курской области, указанному в приложении N 2 к государственному контракту от 28.07.2011 N0144200002411000401_46327? Составить смету по каждому виду работ.
4. Какова стоимость качественно выполненных в соответствии с техническим заданием работ по каждому муниципальному району Курской области, указанному в приложении N 2 к государственному контракту от 28.07.2011 N0144200002411000401_46327?
В заключение экспертов от 04.02.2014 N 1587 изложены следующие выводы:
1. Содержание и объем поставленных ООО "Мирабель" работ не соответствует требованиям Технического задания государственного контракта N 014420000241100040146327 от 28.07.2011 по каждому муниципальному району Курской области, к государственному контракту от 28.07.2011 N 0144200002411000401_46327, поэтому не позволяет Комитету по управлению имуществом Курской области использовать для работы в регулировании земельных отношений (ведении и использовании) для различных мероприятий народнохозяйственного значения.
В приложении N 2 Контракта представлен только согласованный сторонами Календарный план и отсутствуют техническое задание и смета.
2. Масштаб представленного ООО "Мирабель" картографического материала не соответствует масштабу 1:25000, представленный картографический материал не содержит все объекты местности в соответствии с государственным контрактом от 28.07.2011 и масштабом 1:25000.
3. Цифровой информационный ресурс картографической основы (изготовление электронных векторных карт) земель сельскохозяйственного назначения, выполненный ООО "Мирабель", помимо не соответствия требованиям к масштабу -1:25000, не дает возможности зрительного восприятия пространственных форм, размеров изображенных объектов и трудно читается, т.е. картографируемая поверхность не является наглядной зрительной моделью; трудно определяются координаты и (или) размеры имеющихся на местности объектов рельефа, гидрографии, растительного покрова, населенных пунктов, дорожной сети и других топографических элементов местности, что не позволяет Заказчику использовать имеющуюся на ней информацию по назначению - в регулировании земельных отношений (ведении и использовании) для различных мероприятий народнохозяйственного значения и в полной мере получить необходимые для него сведения о расположении и особенностях изображаемых объектов, а также не соответствует требованиям п.4 и п.5 Технического задания Контракта, Приказа N 467 Минэкономразвития РФ 24 декабря 2008 г. "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К СОСТАВУ, СТРУКТУРЕ, ПОРЯДКУ ВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕДИНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ..." и ГОСТ Р 50828-95 "Геоинформационное картографирование: Пространственные данные, цифровые и электронные карты. Общие требования". Изложенные экспертами факты позволяют отнести их к существенным недостаткам выполненной работы.
В связи с этим, заказчик не получил необходимый ему единый информационный ресурс земель с/х назначения в масштабе 1:25000. Для устранения этих недостатков, необходимо выполнение информационного ресурса, согласно требованиям Технического задания (приложение N 1) к государственному контракту от 28.07.2011 N 0144200002411000401_46327, стоимость которого была установлена и согласована обеими сторонами и составляет - 3 049 200 руб. 00 коп.
Сметой затрат контракта (приложение N 3) согласовано формирование его цены, в которой нет указаний о стоимости из расчета: площади земель (районов) Курской области; количества районов Курской области; трудоемкости и (или) прочих затрат исполнителя, а приемка и оценка выполненных работ определяется в соответствии с Техническим заданием. Перечень документации, подлежащей оформлению и сдаче Исполнителем Заказчику, определяется техническим заданием (п.5 Контракта). Контрактом не предусмотрены условия о приемке и оплате Исполнителю по этапам выполненных работ, по районам земель, по площадям участков земель, по видам работ. Цена Контракта N 0144200002411000401_46327 от 28.07.2011 г. в размере 3 049 200 руб. 00 коп - это стоимость единого информационного ресурса земель с/х назначения Курской области в масштабе 1:25000. В приложении N 2 контракта представлен только согласованный сторонами Календарный план и отсутствуют техническое задание и смета с указанием стоимости по видам работ и районов. Таким образом, разделить стоимость (цену) Контракта по каждому муниципальному району Курской области, указанному в приложении N 2, эксперту не представляется возможным.
4. Стоимость информационного ресурса земель с/х назначения на территории Беловского, Большесолдатского, Глушковского, Горшеченского, Дмитриевского, Железногорского, Золотухинского, Касторенского, Конышевского, Кореневского, Курского, Курчатовского, Льговского, Мантуровского, Медвенского, Обоянского, Октябрьского, Поныровского, Пристенского, Рыльского, Советского, Солнцевского, Суджанского, Тимского, Фатежского, Хомутовского, Черемисиновского, Щигровского муниципальных районов Курской области была установлена и согласована обеими сторонами Контракта и составляет - 3 049 200 руб. 00 коп.
Ввиду наличия существенных недостатков в работе, выполненной ООО "Мирабель", заказчик (комитет по управлению имуществом Курской области) не может использовать ее результаты по прямому назначению, как единого информационного ресурса земель с/х назначения по каждому муниципальному району Курской области в масштабе 1:25000 (с цепью наполнения геоинформационной системы), согласно требований Технического задания Контракта N 014420000241100040146327 и приложения N 2, поэтому экспертам не возможно рассмотреть вопросы о качестве и, соответственно, о стоимости выполненных работ (Перечень муниципальных районов Курской области, указанный в приложении N 2 (календарный план) к государственному контракту от 28.07.2011 N 0144200002411000401 46327 не содержит никаких (стоимостных, качественных) характеристик выполняемой работы.
Арбитражный суд признал обоснованными и достоверными выводы, изложенные в заключении экспертов от 04.02.2014 N 1587 экспертного учреждения ООО "Межрегиональная экспертная организации Дельта", поскольку содержащиеся в указанном заключении выводы истцом по встречному иску не опровергнуты, а также не представлено доказательств, свидетельствующих о недостоверности отраженных в нем сведений, или необоснованности примененной методики исследования.
Ходатайств о назначении повторной экспертизы ООО "Мирабель" при новом рассмотрении дела не заявлялось.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Кроме того, заключение экспертов от 04.02.2014 N 1587 выполнено в соответствии с требованиями законодательства о судебной экспертной деятельности, а также содержит подробной исследование и выводы по всем поставленным арбитражным судом области вопросам.
Таким образом, данное заключение экспертов правомерно оценено судом как одно из доказательств по делу, не имеющих заранее установленной силы, и его достоверность была проверена путем оценки в совокупности с другими доказательствами.
Из анализа заключения экспертов от 04.02.2014 N 1587 следует, что работы, предусмотренные контрактом, представляют собой единый информационный ресурс, часть работ в данном случае не представляет ценности, невозможно установить стоимость качественно выполненных работ, выполненные ООО "Мирабель" работы не соответствуют требованиям государственного контракта.
Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что выполнение работ не в соответствии с требованиями государственного контракта и не в полном объеме не способствует достижению цели выполнения работ по контракту, а именно получению полной информации о землях сельскохозяйственного назначения Курской области, составлению отчетов об использовании на территории области земель сельскохозяйственного назначения, не позволяет принимать решения об эффективном распоряжении землями сельскохозяйственного назначения Курской области, не позволяет владеть информацией о наличии свободных неиспользуемых земель с целью привлечения инвесторов.
Доказательств наличия для ответчика потребительской ценности, произведенных истцом работ, материалы дела не содержат.
Как пояснил заказчик информация о землях сельскохозяйственного назначения должна быть актуальной, поскольку сделки с землей сельскохозяйственного назначения, изменения в государственном кадастре недвижимости по данным землям происходят непрерывно. Вместе с тем, работы ООО "Мирабель" выполнялись на основании сведений ФБУ "Кадастровая палата" по Курской области по состоянию на сентябрь 2011 года и за прошедший период времени уже утратили актуальность, в связи, с чем Комитет по управлению имуществом Курской области утратил интерес к выполнению работ предусмотренных государственным контрактом и к государственному контракту.
Таким образом, изучив все имеющиеся в материалах дела документальные доказательства в их совокупности, суд при новом рассмотрении встречных исковых требований ООО "Мирабель" к Комитету по управлению имуществом Курской области о взыскании задолженности за качественно выполненные работы по государственному контракту по созданию цифровой картографической основы (изготовлению электронных векторных карт) земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Курской области в сумме 2 897 160 рублей 23 копеек пришел к верному выводу, что представленные ООО "Мирабель" результаты работ по государственному контракту от 28.07.2011 N 014420000241100040146327 не соответствуют требованиям, установленным указанным Контрактом, возможность установления стоимости качественно выполненных работ отсутствует, так как предметом государственного контракта являлся единый комплекс выполнения работ.
Согласно п. 2.4.2 контракта заказчик вправе отказаться от оплаты выполненных работ в случае их несоответствия требованиям, установленным настоящим контрактом.
При изложенных обстоятельствах суд посчитал требования ООО "Мирабель" по встречному иску о взыскании с Комитета задолженности за качественно выполненные работы по государственному контракту по созданию цифровой картографической основы (изготовлению электронных векторных карт) земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Курской области в сумме 2 897 160 рублей 23 копеек необоснованными.
Довод заявителя о том, что у суда отсутствовали основания для назначения дополнительной экспертизы, не является основанием для отмены судебного акта.
Согласно статье 64 АПК РФ заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В силу ст. 65 АПК РФ заключение судебной экспертизы является средством доказывания обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.
Ссылка истца на то, что суд области, установив необходимость проведения дополнительной судебной экспертизы по делу и удовлетворяя заявленное ответчиком ходатайство о проведении данной экспертизы, не обратил внимание на ненадлежащую квалификацию экспертов не является основанием для отмены обжалуемого решения, в силу вышеизложенных обстоятельств. При этом следует отметить, что при решении вопроса о назначении экспертизы, истцом других сведений об экспертных учреждениях, экспертов готовых ответить на вопросы, входящие в предмет доказывания по настоящему делу, представлено не было.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Исходя из размера исковых требований по встречному иску размер государственной пошлины составляет 37 485 рублей 80 копеек и относится на ООО "Мирабель" в связи с необоснованностью исковых требований.
Поскольку при подаче искового заявления ООО "Мирабель" государственная пошлина в сумме 37 485 рублей 80 копеек уплачена не была, она подлежит взысканию с ООО "Мирабель" в доход федерального бюджета.
Поскольку расходы по оплате стоимости дополнительной судебной экспертизы в сумме 30 000 рублей 00 копеек понесены Комитетом по управлению имуществом Курской области, они подлежат возмещению в пользу ответчика по встречному иску за счет ООО "Мирабель" в порядке части 1 статьи 110 АПК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 23.04.2014 по делу N А35-8258/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мирабель" (ОГРН 1103123014554, ИНН 3123222094) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Афонина |
Судьи |
Е.Е. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-8258/2012
Истец: Комитет по управлению имуществом Курской области
Ответчик: ООО "Мирабель"
Третье лицо: Белгородский государственный национальный исследовательский университет "БелГУ", ИФНС России по г. Белгороду, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2316/13
23.04.2014 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-8258/12
21.02.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2316/13
09.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2810/13
03.06.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2316/13
21.03.2013 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-8258/12